О празднике Богоявления, а также об особенном качестве, особой целительной силе святой Крещенской воды, через которую мы можем приобщиться посещения Господня, рассказал иерей Даниил Рябинин, руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом районе Екатеринбурга.
«Днесь, вод освящается естество»
— С праздником, дорогие братья и сестры! С великим Крещением и Богоявлением Господним! Это двойное название сегодняшнего праздника не случайно, ибо в мгновение, когда Спаситель вошел в воды Иордана и склонил Свою главу под рукой Иоанна Крестителя, всем присутствующим открылась Пресвятая Троица чудесным и величественным образом. Потому мы не просто вспоминаем факт установления собственно христианского Таинства Крещения, но и факт подтверждения нашего главного положения в христианском вероучении. Веру во Святую Троицу: Отца, Сына и Святого Духа.
Сын, став Богочеловеком, воспринял человеческую природу в ее полноте, за исключением склонности к греху, ибо она по естеству и не свойственна человеку, но появилась лишь в результате грехопадения и проклятия Земли. То есть прах земной Господь обожил и сделал достойным для Царства Небесного. Отсюда такое трепетное отношение христиан к материальной святости и материальной святыне. Ведь Господь, Который есть Дух – вошел в материю и сделал ее духовной, изменил так, преобразив в поражении дьявола при крестных страданиях и воскресении, что эта материи стала атрибутом Небесного человека.
И нынешний праздник, помимо евангельской истории о необычайных духовных событиях, также праздник о материальной святыне. И имя этой святыни, по-гречески – «агиасма», знакомо даже далеким от Церкви людям. Это вода. Точнее Крещенская вода. Великая святыня, дарованная нам Милосердным Богом, не погнушавшимся нашей телесности, освятивший эту телесность и Собственным Воплощением, и многочисленными благодатными дарами, которыми мы пользуемся к нашему душевному и телесному благополучию.
Крещенская вода освящается дважды в эти дни: 18 января, в Крещенский Сочельник и 19 января, собственно в сам праздник Крещения. При ее освящении используется специальный чин Великого водосвятия, отчасти похожий на литургическое призывание благодати Святого Духа. В чине содержатся молитвы, в которых Церковь обращается к Всемогущему Богу придать этой воде особенные свойства, отличающие ее от любой другой святой воды, той, которая, к примеру, используется при крещении людей или обычной святой воды. Именно эти молитвенные прошения делают дар этой воды чрезвычайным и уникальным. Она используется вместо причастия для тяжко согрешивших христиан. Она имеет особую целительную силу. Ею освящается любая иная вода. К ней мы имеем особенное благоговение, по возможности употребляя ее натощак с молитвой. Недаром всевозможные колдуны и экстрасенсы относятся к Крещенской воде с величайшим почтением, не отказывая себе в удовольствии осквернить ее святость своей ворожбой. Несчастные люди! Естество воды, которую посетила Божественная благодать, Богу и принадлежит, и творить с ней дела богопротивные – страшно рисковать и в этой жизни, и в будущей.
Эта вещественная святыня нужна нам как гарант того, что вне зависимости от текущей личной святости или святости людей, нас окружающих, в усилии нашей веры мы объективно, через использование этой святой воды, приобщимся посещения Господня в нашей жизни.
Не будем же в эти праздничные дни забывать о нашем предназначении – искать Спасения во Христе Иисусе, используя для этого и праздники, и будни. И пусть Бог явится в жизни каждого из нас, чтобы богоявление историческое стало Богоявлением личным! С праздником вас, дорогие братья и сестры!