По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

28 декабря 2021

«Молитва помогает почувствовать пользу от богообщения и близость Творца»: уральский батюшка рассказал, как молиться в канун Нового Года и Рождества

Как молиться в преддверии нового года, в том числе «декабрьским» святым, как встречать светский Новый Год во время Рождественского поста, как подготовить себя ко встрече с Рождающимся Иисусом Христом об этом в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» рассказал иерей Андрей Сибирцев, клирик храма в честь Преображения Господня на Уктусе.

Батюшка начал беседу с рассказа об общине храма в честь Преображения Господня на Уктусе. Она была основана в 1812 году, тогда был построен первый деревянный храм, который просуществовал 100 лет и был уничтожен пожаром. После по благословению правящего архиерея был построен каменный храм, который впоследствии достраивался, благоукрашался и теперь приобрел окончательный вид. Батюшка рассказал, что храм Преображения Господня – трехпрестольный: в честь Преображения назван главный центральные придел, правый придел – в честь Казанской иконы Божьей Матери, левый – в честь Николая Чудотворца левый.

Ковидные ограничения в первое время, конечно, наложили отпечаток на посещаемость храма, но, тем не менее, люди перестают бояться, и религиозные чувства, потребность общения с Богом перевешивает разные страхи, и люди наполняют храм. Совсем недавно отмечали престольный праздник, посвященный Николаю Чудотворцу.

– Поэтому было отрадно видеть в день престольного праздника полный храм, который искренне почитает святителя Николая и знает, что он всегда отвечает на просьбы людей, которые приходят почтить его память и принести какую-то жертву Ему для того, чтобы порадовать его и Господа Бога, – отметил батюшка.

Для многих верующих тема богообщения и молитвы в канун Нового Года и Рождества актуальна, поскольку цель верующего человека – установить связь с Господом Богом, чтобы обрести спасение. Каким образом людям XXI века молиться Богу, чтобы Он их услышал и они чувствовали близость Творца, чтобы могли получать просимое и находиться в тесном взаимодействии с Творцом? Богообщение было утеряно нашими праотцами Адамом и Евой, они нарушили единственную заповедь и лишились непосредственного общения со своим Создателем, хотя раньше имели возможность и видеть Его, и слышать Его, и получать от Него благодатные токи для бессмертия, чтобы жить, дышать, существовать. Как сказал священнослужитель, они находились в необыкновенном единстве со своим Творцом.

– Мы сегодня этого единства не чувствуем. Многие люди приходят в храм, потому что их постигает какое-то горе, они нуждаются в сверхъестественном вмешательстве в свою жизнь. И на первых порах, горячо прося Бога о чем- либо, они чувствуют эту близость, Бог дает каждому призывающему благодать, но постепенно она многих людей оставляет. И люди задаются вопросом, что они сделали не так, что должны сделать, чтобы вновь ощутить в себе животворящий Божественный дух, который окрыляет, вдохновляет, помогает совершить духовные подвиги и возрастать в меру своих возможностей. Вспомним слова из послания апостола Иакова о том, что нужно молиться с искренностью и смирением, потому что «Бог гордым противится, в смиренным дает благодать». Вот наше смирение, от есть готовность принять от Бога не только хорошее и благо, но даже и наказание, болезнь, является ключевым состоянием для того, чтобы почувствовать эту благодать и быть услышанным Господом Богом, – подчеркнул иерей Андрей Сибирцев.

Основным посылом в просьбе должны быть духовные ценности, то есть то, что приносит пользу для нашей души, что необходимо для спасения. Церковь в лице святых отцов говорит о необходимости просить о духовном: приобретении любви, милосердия, веры, воздержания, кротости – таких важных духовных качеств, без которых невозможно будет попасть в вечную жизнь. Декабрь – насыщенный для церковных людей месяц, потому что много праздников, посвященных памяти особо почитаемых святых: Николая Чудотворца, святителя Спиридона Тримифунтского, праведного Симеона Верхотурского, великомученицы Варвары, великомученицы Екатерины и т.д. Чему святые угодники могут научить в богообщении, в молитве? Человек, подчеркнул батюшка, может молиться святым о чем угодно, но молиться со смирением и молиться о том, что, прежде всего, принесет пользу для души. И только потом молиться о внешнем благосостоянии, о чем-то материальном и о здоровье, в том числе, во вторую очередь. Угодников Божьих надо просить о том, чему они научились в своей жизни, а именно смирению, принятию своих болезней, они учились бороться со своими вредными привычками, которые были у всех в той или иной степени. Они рождались в обычных семьях, имели обычные мирские профессии, например Симеон Верхоутрский шил шубы и при этом находил возможность радовать других людей. Он имел некое юродство, потому что не доделывал свою работу, что было поводом поругаться, выразить недовольство. Однако праведный Симеон все терпел и таким образом воспитывал в себе смирение, покорность Господу Богу.

– Прежде всего, нам надо просить святых отцов, чтобы мы научились быть такими же святыми людьми, поскольку святость доступна для всех. Путь осиливает тот, кто начинает идти; а тот, кто идет навстречу Христу, тот обретает в Его лице самого могущественного покровителя, защитника и находит в себе силы справиться с теми изъянами, которые ранее казались непреодолимыми, – сказал священнослужитель.

Рождественский пост – это особое время для подготовки ко встрече праздника Рождества Христова, праздника, который всех людей вдохновляет, по особому радует, заставляет совершать подвиг над собой. Этот пост не такой строгий, как Великий, отметил батюшка, но в тоже время продолжительный. Службы во время поста напоминают о том, что Бог готовится войти в этот мир, родиться. И та стена, которую построили наши прародители, совершив грехопадение, разрушается благодаря воплощению Сына Божия, потому что Рождество это и есть Богоявление, явление Творца в мир. Господь пришел ради спасения людей, для того чтобы падшее свое творение ввести в Царство Небесное, дать нам возможность принять крещение, принять обновляющую благодать и таким образом обрести тот рай, который потеряли прародители.

Грехопадение прародителей явилось причиной того, что падшее человечество закрылось от Всесвятого Бога и потеряло возможность видеть мир духовный, мир ангельский. И сегодня крайне трудно ощутить, что людей окружают святые люди, святые ангелы. Что необходимо делать, чтобы воспитать в себе это чувство? Для каждого верующего необходима ежедневная молитва, в храме человек должен поучаствовать в таинствах и непосредственно соединится со Христом в Таинствах Святого Причащения. Христос через апостола Павла напоминает: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь и за все благодарите Бога». Если человек хочет чувствовать Господа всегда рядом с собой, необходимо всегда Ему молиться со смирением, Бог всегда благ, всегда желает только добра и счастья человеку, но счастье обретается только в связи с Творцом. Поэтому ежедневная домашняя молитва является важным фактором, чтобы мы почувствовали пользу от богообщения и близость Творца.

Очень важный вопрос задали батюшке слушатели: как получить ответ от Бога современному человеку? Ведь все люди молятся, приходят на Божественную литургию и единым дыханием, единым сердцем просят об одном и том же, но каждый чувствует по-разному, отвечает ему Господь или нет. Отец Андрей отметил, что надо ответить себе на вопрос: что мы хотим попросить у Бога, какие вопросы хотим задать Творцу и на что хотим получить ответы? На подавляющее большинство действительно важных вопросов Господь уже ответил через свое Откровение, через Священное Писание. И многие святее отцы, пытаясь растолковать Священное Писание, так же дали ответы на многие духовные вопросы. И подвижники благочестия, которые есть в каждое время, тоже пытаются давать ответы на актуальные вопросы современности. Человек должен попытаться найти ответ в Откровении Господа Бога. Если там ответа на вопрос нет, то человек в любом случае должен молиться Богу: «Господи, открой нам через какие-то внешние обстоятельства, помоги нам, вложи нам в сердце твой ответ».

– Даже если мы не найдем в священных книгах ответ на свой вопрос, то можем почувствовать стимул для дальнейшего действия внутренним своим состоянием, – сказал пастырь. – Душа, как сказал Тертуллиан, по природе христианка, она стремится к своему Создателю и когда имеет положительное движение в сторону спасения, она встречает на своем пути Того, Кто может привести ее к спасению, своего Христа, – напомнил священнослужитель. – Мы можем найти пути к Царству Небесному и ключи к дверям от него, когда употребляем усилие для приобретения духовных качеств. Нужно всегда знать, что Бог – это всесовершенное существо, Он является сердцевидцем, Он прозревает наши мысли, намерения людей, и поэтому отвечает тогда и так, как это спасительно будет для человека. Господь каждого человека любит, никого не забывает, даже если кажется, что Господь где-то далеко от нас. Он ближе, чем на расстоянии вытянутой руки.

Батюшку спросили, как подготовить себя ко встречи со Христом, Которому надлежит родиться в наш мир? Батюшке сразу вспомнился образ трех волхвов, которые пришли поклониться младенцу Иисусу Христу и принесли с собой дары. Золото принесли в дар как царю, как Господу Богу принесли ладан, и смирну – как человеку, которому надлежит умереть. Каким образом человек может перевести эти дары на современный лад, что можно принести Господу Богу? Для Господа Бога золотом является наша добродетель, каждому греху необходимо противопоставить какую-то добродетель. Батюшка отметил, что Рождественский пост для того и предназначен, чтобы эти дары постараться родить в своем сердце, а именно покаяние. Покаянный плач о своих грехах, плач о том, что человек ежедневно мыслями своими, желаниями, греховными страстями, привычками отдаляется от Бога, распинает Его и отдаляет встречу с Творцом. Человек должен покаяться в собственных грехах, быть готовым исправиться и воспитать в себе решимость отказаться от греховных наклонностей. Каждый верующий в пост задается вопросом, как поститься, как молиться. Все вопросы необходимо обсуждать с духовником, но Христос напоминает, что пища не является главным во время поста, потому что она не оскверняет человека, не отдаляет его от спасения души. Оскверняет то, что выходит из человеческого сердца: уныние, печаль, гордость, обида, злоба и прочие внутренние духовные страсти, которые преграждают движение к спасению.

Рождеству Христову предшествует светский праздник Новый Год, который встал в ряд привычных человеческих торжеств. Нужно ли вообще праздновать Новый Год верующему человеку, как к нему относиться? Это вопрос довольно не праздный, потому что в семье верующих людей найдется несколько близких, которые празднуют с размахом: фейерверки, шумное застолье, музыка, дискотеки, распивание алкоголя и т.д. Это большое искушение для многих верующих. Батюшка думает, что верующие могут встречать новый год безо всяких увеселений, которые сопровождаются обычным мирским праздником.

Батюшка попросил задаться вопросом слушателей, что для них является праздником? Если Новый Год является очередным поводом, чтобы выпить алкоголь, вкусно покушать и повеселиться, расслабиться, то нужно пересматривать свое отношение к празднику. Человека должна радовать не просто еда, музыка и внешние атрибуты праздника, а радовать должно простое доброе человеческое общение, потому что его очень мало сегодня.

– Будет замечательного, если вы соберетесь вместе с близкими людьми, с которыми давно не виделись, давно не общались. Это будет замечательным поводом помириться, наметить планы на будущие взаимоотношение. То есть акцентировать внимание на человеческом общении. Поэтому нужно предложить альтернативу пышным торжествам сбор за новогодним столом, в этом греха не будет, если стол будет постным, в соответствии с церковным уставом, то это, кончено же, допустимо, – заметил батюшка. – Пища никак не отдаляет нас от Бога, она не является препятствием для спасения души. Поэтому праздник можно совмещать и с молитвенным деланием, и с обычными человеческими радостями.

Последние десятилетия во многих храмах возникла замечательная традиция – совершать в Новый Год ночную литургию, это такая альтернатива встречи Нового Года, которая действительно приносит необыкновенные ощущения верующему сердцу.

– Когда мы молимся за Божественной литургией именно в Новогоднюю ночь, то в первый час мы слышим салюты, крики людей за пределами храма, но при этом сердце немного отрешено от всей суеты, потому что все  мысли и желания направлены на связь со Христом. А эта связь именно во время Божественной литургии ощущается особенно тесно. Думаю, каждому необходимо подумать над тем, чтобы этот новый год провести по-особенному, а именно за Божественной литургией, – отметил батюшка.

– Есть такая поговорка: «Как новый год встретишь, так его и проведешь». Постарайтесь провести благоговейно, молитвенно, с новыми смыслами. Постарайтесь своим друзьям напомнить о том, что Новый Год – это повод для того, чтобы попросить у Бога благословение. Мы не знаем, что ждет в предстоящем году, как будем жить, что нас постигнет, но все это с благословения Творца. Все, что Он пошлет, мы должны принять со смирением, покорностью, как Его Божественный промысел, – сказал отец Андрей.

О чем молиться в Новый Год? Стоит оглянуться назад: было много радости и печали, грусти в уходящем году. Батюшка подчеркнул, что надо поблагодарить Творца за то, что Он дал возможность жить, трудиться, познавать мир, что Он заботился о семье человека, давал возможность зарабатывать, приобретать новые знания и навыки. И молиться о том, чтобы следующий год был проведен под знаком благословения Божьего.

С каким ощущением необходимо войти в торжество Рождества Христова? В последнее время батюшка наблюдает, что прихожане склонны быстро и резко оставлять все те подвиги, которые они достигли за 40-дневный период поста. Например, садятся за праздничный стол после ночной Рождественской службы и всё то состояние физического облегчения, состояния молитвенного порыва, желания соединится с Богом они моментально теряют. Теряют именно в результате погружения во внешнюю праздничность, внешнюю атрибутику Рождества. Нужно помнить, что это праздник, прежде всего, духовный. Важно помнить, что очень трудно приобрести духовную привычку и очень легко с ней расстаться. Одна мысль может разлучить человека со Христом и пресечь все старания, которые он пытался приложить, чтобы очистить свое сердце, считает батюшка.

После ночной Рождественской службы батюшка советует постараться не проронить лишнего слова, даже если вас попросить сказать за праздничным столом тост. Пусть тост будет выверенным, лаконичным, без лишних слов и шуток. Нужно пронести через всю следующую неделю, через все Святки радость соединения со Христом, желание помолиться, желание сохранить в  себе частоту мысли. Все, чего человек пытается достигнуть во время Рождественского поста, необходимо закрепить в себе, необходимо постараться открыть в себе внутреннее качество старания и желания помолиться.

Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» – это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской митрополии. Онлайн проходит каждую пятницу в группе Екатеринбургской епархии «ВКонтакте».

Задача проекта – представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн.

В проекте уже приняли участие:

– иерей Павел Поздин«Чудеса могут быть как от Бога, так и от дьявола»;

– иерей никита Заболотнов: «У подростка должна произойти личная встреча с Богом»;

– протоиерей Евгений Попиченко: «Мы должны стать мастерами в духовной жизни»;

– иерей Сергий Шумков: «Раскрыть таланты и найти свое предназначение поможет православная вера»;

– иерей Георгий Кабанов: «Аборт несет серьезные последствия, он уродует семью»;

– иерей Симеон Шестаков: «Современные вызовы и молодежь. О чем говорят и куда ведут «откровенные» сэлфи на фоне храмов и мечетей?»;

– иерей Борис Калёнов: «Как сохранить целостность в себе, в семье и в обществе?»;

– протоиерей Владислав Мусихин: «Благодаря твердому стоянию в вере исповедники и мученики сохранили Церковь»;

– игумен Петр (Мажетов): ​«Скорбь – нужное состояние души, которое человек должен прожить»;

– протоиерей Алексий Сысков: «Как противостоять зависимости»;

– иерей Илия Александров: «Главная задача в отношениях с ребенком – подарить ему надежду своим отношением к жизни»;

– иерей Антоний Орехов: «Храм стал центром духовной жизни нашего города»;

– иерей Александр Есенин: «Надо иметь веру и надежду на исправление человека»;

– иерей Павел Старков: «Родителям нужно принять музыкальные вкусы ребенка и вместе разобраться в музыке»;

– протоиерей Игорь Бачинин: «Трезвость – одна из ступеней, которая дает возможность вернуться к замыслу Божьему»;

– иерей Андрей Щукин: «Православие и школа: как уберечь детей от современных угроз?»;

– протоиерей Димитрий Черняк: «Преображение должно стать смыслом нашей жизни»;

– иерей Андрей Юганец: «Это тоже чудо – современному молодому человеку сохранить чистоту душевную»;

– протоиерей Александр Никулин: «Царские дни: в каком покаянии нуждается наше общество?»;

– иеромонах Корнилий (Зайцев): «Екатеринбургская духовная семинария: легко ли быть молодым?»;

– иерей Даниил Рябинин: «Царская семья – пример подлинного христианского служения Отечеству и друг другу»;

– протоиерей Алексий Долгоруков: «Христианская проповедь может быть без слов»;

– иерей Сергий Ермолаев: «У верующего человека в больнице есть реальная возможность послужить Богу»;

– иерей Павел Кононенко и иерей Александр Карачёв: «Бог не хочет вражды и не лишает человека свободы»;

– иерей Андрей Андреев: «Почему важно в седьмой день недели быть в Церкви»;

– протоиерей Игорь Бачинин: «Духовность даёт человеку жизнеутверждающие смыслы и ценности»;

– игумен Флавиан (Матвеев): «Бог в душе: почему спасение возможно только в Церкви?»;

– игумен Иероним (Миронов): «Уроки праведного Симеона: как избавиться от привычки роптать и осуждать?»;

– иерей Кирилл Поморцев: «Есть две крайности – тщеславие и уныние. Мы не должны в них впадать»;

– протоиерей Пётр Мангилёв: «Пасхальные дни – дни особой благодати»;

–  иерей Игорь Стуков: «Можно ли научиться Евангельской любви?»;

– иерей Димитрий Бажанов: «Задача звонаря – своим колокольным звоном призывать людей ко Христу»;

– иерей Сергий Кунгуров: «Воинский храм открыт для всех»;

– иерей Максим Крылов: «Восстановление храма – это не восстановление стены, а созидание общины»;

– протоиерей Александр Сандырев: «Молодёжь в церкви ищет радость, взаимопонимание и счастье»;

– иерей Душан Михайлович: «Человек и его миссия: мы выбираем её или она выбирает нас?»;

– иерей Константин Корепанов: «Почему так важен канон Андрея Критского для начала Великого поста?»;

– иеромонах Аркадий (Логинов): «Разговор с Богом. К чему ведёт отсутствие духовного просвещения в жизни христианина?»;

– протоиерей Евгений Попиченко: «Великий пост – это время настроить взаимосвязь с Богом»;

– иерей Кирилл Кузовников: «Важность богослужения можно показать только своим примером»;

– иерей Иоанн Парамонов: «Молитва как орудие для стяжания благодати Духа»;

– иерей Димитрий Задорин: «Предназначение – это то, что наполняет саму смерть жизнью»;

– иерей Игорь Константинов: «Христианская забота и любовь должны распространяться за пределы церковной общины»;

– иерей Андрей Юганец: «Если центром прихода будет Господь Бог, то все получится»;

– иерей Димитрий Ваулин: «Диалог – основа будущего брака»;

– протоиерей Алексий Яковлев: «Зачем нужен Толкин, когда есть Катехизис»;

– иерей Иоанн Никулин: «Здесь все смотрят «Союз» и знают Екатеринбург»: традиции празднования Рождества Христова в Польше;

– протоиерей Андрей Канев: Патриотизм как ответственность за место, где ты живешь;

– иерей Андрей Щукин: «Во время Рождественского поста у человека есть возможность посмотреть внутрь себя»;

– иерей Даниил Рябинин: «Когда Божественная благодать касается человеческого сердца»;

– иерей Алексий Русин: «Мы стараемся любить друг друга, терпеть и уважать»: секреты крепкого прихода;

– иерей Илия Александров: «Может ли любовь к детям быть безграничной?».

Действующие лица