Каких ошибок важно избежать родителям и педагогам в воспитании подростков, как взрослым научиться понимать растущих детей и сохранить в их сердце любовь и доверие Богу: на эти и другие вопросы в еженедельном проекте «Онлайн уральским батюшкой» ответил иерей Никита Заболотнов, клирик храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла города Полевского.
Отец Никита занимается работой с подростками в течение 20 лет, еще со времен обучения в духовной семинарии. Затем, учась в педагогическом университете, он разработал курс нравственных бесед с подростками, и познакомил с ним почти все школы Полевского.
Добавим, что иерей Никита Заболотнов также ведет в свой канал в YuoTube для родителей подростков. В краткой и понятной форме видеороликов он рассказывает, как говорить с детьми о Боге, вере, молитве, послушании; поднимает актуальные темы на духовные, психологические, педагогические и бытовые темы.
Также священнослужитель занимается с детьми в летнем православном лагере «Скиния», а на своем приходе ведет для подростков «Нравственные беседы». Встречи проходят каждую неделю по субботам, и подростки ждут этого дня. Почему они приходят и что им интересно? Отец Никита отметил, что он не занимается нравоучениями, вместе с ребятами они беседуют о тех важных вещах, о которых с ними не говорят ни в школе, ни дома, но которые их очень сильно волнуют: смысл жизни, любовь, влюбленность, отношения друг с другом, с родителями, мужество и женственность и т.д. Батюшка не навязывает свою позицию, слушает их, поэтому дети с удовольствием ходят на беседы.
— А еще с ребятами играем в настольные игры. Это очень интересное совместное времяпрепровождение. Вместо того, чтобы все время ругать подростков: «Что ты сидишь в телефоне?!» и т.д., нужно предложить ребенку альтернативу. Если ребенок никогда не играл, он сначала может отказаться, но когда поиграет, его за уши не оттащишь. — уверяет батюшка. — Настольная игра — это не только сама игра, это общение, взаимодействие, некое моделирование социальных ситуаций, то, что для подростка является важнейшим в его жизни. И когда мы ему это предлагаем, делаем это интересно и хорошо, то он с удовольствием этим занимается.
Переходный возраст от детства к юности и взрослости весьма не прост. Но, видимо, Господь таким образом управил наш мир, что заложил эту основу постоянного изменения в человеческом обществе, считает батюшка. Потому что где бы ни жили юные молодые люди, они всегда бунтуют против заведенных порядков и они стремятся к лучшему со свойственным им максимализмом. И это бесконечное обновление не дает обществу законсервироваться в социальных представлениях. Каждое новое поколение хочет поменять что-то, изменить к лучшему. Взрослые понимают, что это идеализм, это сложно и невозможно, но подростки к этому стремятся.
— На самом деле, если мы научимся понимать ребят в этом возрасте, то мы сможем очень многого достичь. Основные нравственные качества вкладываются в ребенке еще в дошкольный период и в младшей школе. В подростковом возрасте мы можем их немного направить в другую сторону, т.е. помочь изменить вектор. При чем сделав это, мы действительно можем ребят направить в нужном направлении, и они будут это делать с той присущей им чистотой и максимализмом, который есть в подростковом возрасте, — отметил батюшка. — Призываю всех не чураться этого возраста, а стараться, напротив, пользоваться теми возможностями, который дает нам этот возраст.
Чтобы ребенок стал самостоятельным, психологически повзрослел, ему нужно отделиться от родителей, т.е. найти себя вне их. Психологи называют это отделение сепарацией. Она должна произойти у каждого человека. Не всегда она происходит правильно и даже не всегда происходит. Можно встретить взрослых людей, которые являются не выросшими детьми, т.е. в определенный момент их психологическое развитие, сепарация не произошла или произошла не полностью. И этот не выросший ребенок так и не становится взрослым. Эта невзрослость проявляется в первую очередь в отсутствии ответственности, потому что взрослость — это ответственность за себя, свои поступки и за других. Отец Никита считает, что отделение от родителей совершено нормальное явление, которое должно произойти, ему не нужно мешать, ему нужно только помочь, чтобы это произошло правильно. Как раз в период сепарации у подростков и происходит противопоставление себя семье, а иногда и бунт против всего, что их окружает. Они проверяют на прочность основы мироустройства.
Важная задача взрослых — максимально постараться, чтобы дети в подростковый период не наделали страшных ошибок, которые бы помешали им в будущем. Батюшка сравнил подростковый период с крутым поворотом машины на дороге, во время которого ее может занести куда-то. Но потом движение с опытным водителем выравнивается, и автомобиль двигается дальше в нормальном темпе. Такой же занос бывает и у детей в этот непростой период. Взрослые могут молиться и быть откровенными с детьми. Нужно научиться разговаривать на их языке и быть самими собой.
Чем же подростковый возраст? Это максимализм. Если у подростков появляется кумир в виде человека, певца, иногда идеи, политической партии, то этот кумир абсолютно свят, правилен и не может ошибаться. Если подросток считает, что кто-то плохой и неправильный, то как бы ты его не убеждали в обратном, у него представление не изменится. Максимализм будет постепенно сходить на нет, когда ребята будут сталкиваться с реальным миртом, понимая, что в мире не совсем все так. И когда ребенок сталкивается с этим миром постепенно, он понимает, что максимализм — это не то, с чем можно полноценно прожить свою жизнь.
— Подростки все ставят под сомнение, это необходимо для определенной переоценке ценностей. Мы воспитываем ребенка и по сути дела навязываем ему свои ценности, мы передаем ему то, что для нас важно. Всегда, когда мы воспитываем ребенка, мы ставим для себя задачу, чтобы ребенок был лучше нас. Это правильно и здорово, — считает отец Никита. — Очень важно, воспитывая нашего ребенка, передавать ему именно те ценности, которыми мы живем, которые для нас являются настоящими. Но если мы сами по этим ценностям не живем, если в нашей жизни они не занимают ведущую роль, и мы вспоминаем о них, когда нужно и удобно, то передать эти ценности как личные ребенку будет крайне сложно.
Еще одна особенность подросткового возраста — сильная зависимость от социума. Основной вид деятельности в этом возрасте — это общение. Поэтому они «висят» в соцсетях, постоянно гуляют, им не хватает общения друг с другом. Так они учатся жить, познают друг друга. И познают себя. Маленький ребенок видит себя в глазах родителей, мамы, потом папы, потом всей семьи. Потом в его жизни появляется учитель, потом он видит себя в глазах социума, окружающих детей. Так он себя оценивает, так себя чувствует и видит. Зависеть от мнения социума очень трудно, это постоянное напряжение.
— Есть выражение, что подростковый возраст — это жизнь без кожи. Действительно, им от всего больно: от слова, от взгляда, от ухмылки, от эмоции, которую мы на них направили. Они не всегда это показывают, но им точно больно. Будет полезно, если мы вспомним себя в этом возрасте, вспомним наши отношения, как больно нам бывало от слов окружающих ребят, от слов своих родителей, которые неаккуратно с нами поговорили и что-то сказали. Поэтому в общении с подростками нужно быть очень осторожными и аккуратными и каждое слово в прямом смысле стараться говорить с любовью. Потому что даже иногда неправильное слово, сказанное с любовью, компенсируется этой любовью, это очень важно, — подчеркнул иерей Никита Заболотнов.
Следующая особенность подросткового возраста — желание самостоятельности. В детстве ребенок начинает делать все сам, так он учится и проявляет себя. Так вот в подростковом возрасте наступает «Я сам-2», когда ребенок действительно хочет самостоятельно принимать решения, как ему одеваться, куда ходить, чем заниматься, что смотреть и читать, во сколько ложиться спать. Взрослые понимают, что он еще не готов к этому выбору и не готов нести ответственность за него, но ребенок этого не понимает. Доказать ребенку это очень трудно и тяжело, это отнимает много сил. Но нужно понимать, что это особенность возраста, и бороться с этим нет смысла, потому что естественный ход вещей.
— Но опускать поводья в этом возрасте не следует ни в коем случае. Потому что есть большое искушение махнуть рукой и дать ребенка делать всё самому. Ребенок будет рад, но результат будет плачевный. Ребенок набьет шишки, но некоторые шишки будут болеть всю жизнь. Свободу нужно давать помаленьку, — отметил батюшка.
Другая важная составляющая возраста — поиск внешнего авторитета, в психологии и педагогике это называется «значимые взрослые». Именно в подростковом возрасте это нормально, причем внешний авторитет может быть маргинальным, отличающимся. Взрослых пугают такие авторитеты, им кажется, что если у подростка такой авторитет, то это плохо. Важно понять, чем привлекает этот человек ребенка. Важно, когда рядом растет подросток, интересоваться тем, что для него важно. Нужно познакомиться с сериалами, которые смотрит ребенок, с музыкой, которую он слушает, полистать книжки, которые читает, посмотреть группы в соцсетях, на которые подписан ребенок. Взрослый должен для ребенка стать другом, который бы разделял его интересы, но при этом был старше, опытней, имел совершенно другие ценности. Одна из важнейших ошибок, которую делают воспитатели, родители они начинают всё хаять: музыку, сериалы и т.д. И тогда не остается точек соприкосновения с ребенком, взрослые сами сжигают мосты для общения, и потом не стоит удивляться, что с ребенком нет никакого контакта. Нет необходимости разделять интересы ребенка, но понять, что он смотрит, вместе шутить, понимать шутки важно, ребенок будет это ценить.
— В нашей семье есть список фильмов, которые мы хотели посмотреть, он висит на холодильнике. Есть фильмы, которые предложили дети, я, мама. Но это фильмы, которые были бы интересны для всех, а не только для родителей. И мы договариваемся, что смотрим фильмы в порядке очереди. После фильма можно обсудить его. Так появляются общие точки, потому что мы вместе пережили какой-то опыт. Если ребенок не хочет смотреть вместе фильм, не нужно настаивать. Посмотрите сами то, чем интересуется он и скажите свое мнение, например, что сюжет неплохой. Для ребенка это будет важным признаком того, что вы говорите на одном языке, — отметил священник.
Затем слушатели подняли вопрос подростков и веры? Батюшка отметил, что вера это как ценность, это то, что взрослые детям передали. В детском возрасте ребята с радостью ходят в храм, исповедуются, причащаются, им все нравится. Но потом происходит закономерный кризис, потому что эта вера, которая есть у них, она не их личная, это вера их родителей. В определенный период взросления дети перестают охотно ходить в храм, исповедоваться, причащаться. Они говорят, что им это не нужно, это нужно родителям. И они правы, они пока не ощущают в этом необходимости, отметил отец Никита. Чтобы у детей появилась вера, должна произойти личная встреча с Богом, чтобы подросток понял, захотел пойти в храм, чтобы ему в храме стало хорошо, а не скучно, чтобы он понимал, зачем ему нужны таинства, исповедь. Вера должна стать верой ребенка, а не верой взрослого. И тогда из него вырастит настоящий христианин.
Батюшка уверен, что для подростка важно находиться в православном социуме, который можно организовать на приходе. Быть ребенку в кругу таких же православных детей необходимо, потому что даже очень замечательный, чистый, добрый ребенок, почти святой, попадая в современный мир, начинает от него брать самое плохое. Но если у ребенка есть альтернативный круг общения где-то в воскресной школе, православном лагере, то у него есть хотя бы возможность быть в другом социуме, он может быть там самим собой, развивать те качества, которые ценятся в его семье и которые для него тоже наверняка важны.
— Общение с верующими сверстниками очень важно. Без этого ребенку одному в этом мире будет очень сложно выстоять. Мы сами знаем, как бывает непросто, работая в светском коллективе, остаться там просто христианином в плане нравственных качеств, — напомнил отец Никита.
Воцерковленным детям бывает трудно в школе быть собой и сохранить веру. Слушателей интересовал вопрос, как поддержать ребенка в такой ситуации? Батюшка подтвердил, что с такой проблема действительно сталкиваются многие воцерковленные дети. Батюшка считает, что, во-первых, нужно иметь собственный контакт с ребенком дома, не сжигать мосты, чтобы он мог поговорить с родителями о чем-то, поддерживать его. Во-вторых, иметь православный социум, где ребенок мог бы быть собой, церковным, православным, обсуждать какие-то темы и быть в среде сверстников, которым он интересен.
Услышать от собственного ребенка, что он разуверился в Боге и людях, что он не хочет участвовать в жизни церкви — это всегда страшно и тяжело. Невозможно к этому подготовиться, считает отец Никита. Такие слова должны стать для нас, взрослых, приглашением к диалогу: можно спросить, в ком ребенок разуверился, какие люди или их поступки его привели к таким выводам и т.д., попытаться с ним спокойно поговорить на эти темы. И сказать, что без веры в людей, Бога, хотя бы во что-то жить просто невозможно, потому что вера — фундамент, то, на что люди опираются. Вдруг окажется, что он ищет то, во что ему верить, ищет то, на что ему опереться. Здесь взрослый может помочь своими советами, личным опытом. При откровенном разговоре с ребенком можно сказать: «Когда мне было столько же лет, я тоже так думал, но потом я понял, что это по-другому».
Батюшка отметил, что очень важно уметь честно отвечать на сложные вопросы подростка, это помогает наладить контакт. Один из вопросов подростков: «Почему Бог такой жестокий?» Читая Ветхий завет, ребенок видит много примеров жестокости, даже в классических историях, которые изучаются в воскресной школе: умирают дети, страдают невиновные. У подростка максимализм, и он во всем винит Бога, ведь Он все создал, Его промыслом все так получается, почему Бог такой жестокий. Или другой вопрос: «Зачем нужны заповеди, без них проще жить?» Или: «Бога нет, потому что Он не сделал, как я хочу». На этот вопрос нет правильного ответа, есть личный опыт взрослого, которым он может поделится с ребенком.
Слушатели спросили у батюшки спросили, может ли подросток демонстративно сидеть в деструктивных группах соцсетей, чтобы напугать родителей, чтобы манипулировать ими? Как реагировать родителям? Батюшка ответил, что если родители позволяли себе манипулировать ребенком даже в маленьком возрасте, то ребенок обязательно будет потом пробовать манипулировать родителями. И эти манипуляции нужно вовремя распознавать и осторожно пресекать, потому что это очень раздражает. Нужно поговорить об этом, сказать, что вам неприятно, когда ребенок так делает. Что касается деструктивных групп, то это, по мнению священника, может быть сигналом родителю, что ребенку хочется внимания, хочется поговорить на какие-то темы. Например, тема веры в семье, тема секса, ЛГБТ, политика и т.д. Дома, может быть, не принято об этом говорить, и ребенок своим поведением вызывает родителя на разговор. Батюшка считает, что говорить нужно, главное без критики, и, прежде чем выразить свое убеждение, спросить, как думает ребенок. Не перебивайте его. Чаще всего он будет говорить наивные и нелогичные вещи, но взрослый должен это выслушать и услышать своего ребенка, его поиск.
— Последний мой совет крайне банален: разговаривайте с детьми, но разговаривайте так, чтобы им тоже было интересно с вами. Если им будет интересно общаться, значит не все потеряно, и есть возможность ребенка иногда вытащить из того лабиринта, в который он сам себя загоняет. А это будет обязательно, подростки ищут себя и очень часто ищут себя именно в лабиринтах, из которых множество выходов, но они их не всегда находят. Если мы будем с ними общаться искренне, по-дружески, по-настоящему, с любовью и терпением, то мы сможем помочь им, подсказать, где находится выход из лабиринта, а иногда и самим их вывести. И конечно, молиться за них, — отметил отец Никита.
Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» — это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской митрополии. Онлайн проходит каждую пятницу в группе Екатеринбургской епархии «ВКонтакте».
Задача проекта — представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн.
В проекте уже приняли участие:
— протоиерей Евгений Попиченко: «Мы должны стать мастерами в духовной жизни»;
— иерей Сергий Шумков: «Раскрыть таланты и найти свое предназначение поможет православная вера»;
— иерей Георгий Кабанов: «Аборт несет серьезные последствия, он уродует семью»;
— иерей Симеон Шестаков: «Современные вызовы и молодежь. О чем говорят и куда ведут «откровенные» сэлфи на фоне храмов и мечетей?»;
— иерей Борис Калёнов: «Как сохранить целостность в себе, в семье и в обществе?»;
— протоиерей Владислав Мусихин: «Благодаря твердому стоянию в вере исповедники и мученики сохранили Церковь»;
— игумен Петр (Мажетов): «Скорбь — нужное состояние души, которое человек должен прожить»;
— протоиерей Алексий Сысков: «Как противостоять зависимости»;
— иерей Илия Александров: «Главная задача в отношениях с ребенком — подарить ему надежду своим отношением к жизни»;
— иерей Антоний Орехов: «Храм стал центром духовной жизни нашего города»;
— иерей Александр Есенин: «Надо иметь веру и надежду на исправление человека»;
— иерей Павел Старков: «Родителям нужно принять музыкальные вкусы ребенка и вместе разобраться в музыке»;
— протоиерей Игорь Бачинин: «Трезвость — одна из ступеней, которая дает возможность вернуться к замыслу Божьему»;
— иерей Андрей Щукин: «Православие и школа: как уберечь детей от современных угроз?»;
— протоиерей Димитрий Черняк: «Преображение должно стать смыслом нашей жизни»;
— иерей Андрей Юганец: «Это тоже чудо — современному молодому человеку сохранить чистоту душевную»;
— протоиерей Александр Никулин: «Царские дни: в каком покаянии нуждается наше общество?»;
— иеромонах Корнилий (Зайцев): «Екатеринбургская духовная семинария: легко ли быть молодым?»;
— иерей Даниил Рябинин: «Царская семья — пример подлинного христианского служения Отечеству и друг другу»;
— протоиерей Алексий Долгоруков: «Христианская проповедь может быть без слов»;
— иерей Сергий Ермолаев: «У верующего человека в больнице есть реальная возможность послужить Богу»;
— иерей Павел Кононенко и иерей Александр Карачёв: «Бог не хочет вражды и не лишает человека свободы»;
— иерей Андрей Андреев: «Почему важно в седьмой день недели быть в Церкви»;
— протоиерей Игорь Бачинин: «Духовность даёт человеку жизнеутверждающие смыслы и ценности»;
— игумен Флавиан (Матвеев): «Бог в душе: почему спасение возможно только в Церкви?»;
— игумен Иероним (Миронов): «Уроки праведного Симеона: как избавиться от привычки роптать и осуждать?»;
— иерей Кирилл Поморцев: «Есть две крайности — тщеславие и уныние. Мы не должны в них впадать»;
— протоиерей Пётр Мангилёв: «Пасхальные дни — дни особой благодати»;
— иерей Игорь Стуков: «Можно ли научиться Евангельской любви?»;
— иерей Димитрий Бажанов: «Задача звонаря — своим колокольным звоном призывать людей ко Христу»;
— иерей Сергий Кунгуров: «Воинский храм открыт для всех»;
— иерей Максим Крылов: «Восстановление храма — это не восстановление стены, а созидание общины»;
— протоиерей Александр Сандырев: «Молодёжь в церкви ищет радость, взаимопонимание и счастье»;
— иерей Душан Михайлович: «Человек и его миссия: мы выбираем её или она выбирает нас?»;
— иерей Константин Корепанов: «Почему так важен канон Андрея Критского для начала Великого поста?»;
— иеромонах Аркадий (Логинов): «Разговор с Богом. К чему ведёт отсутствие духовного просвещения в жизни христианина?»;
— протоиерей Евгений Попиченко: «Великий пост — это время настроить взаимосвязь с Богом»;
— иерей Кирилл Кузовников: «Важность богослужения можно показать только своим примером»;
— иерей Иоанн Парамонов: «Молитва как орудие для стяжания благодати Духа»;
— иерей Димитрий Задорин: «Предназначение — это то, что наполняет саму смерть жизнью»;
— иерей Игорь Константинов: «Христианская забота и любовь должны распространяться за пределы церковной общины»;
— иерей Андрей Юганец: «Если центром прихода будет Господь Бог, то все получится»;
— иерей Димитрий Ваулин: «Диалог — основа будущего брака»;
— протоиерей Алексий Яковлев: «Зачем нужен Толкин, когда есть Катехизис»;
— иерей Иоанн Никулин: «Здесь все смотрят «Союз» и знают Екатеринбург»: традиции празднования Рождества Христова в Польше;
— протоиерей Андрей Канев: Патриотизм как ответственность за место, где ты живешь;
— иерей Андрей Щукин: «Во время Рождественского поста у человека есть возможность посмотреть внутрь себя»;
— иерей Даниил Рябинин: «Когда Божественная благодать касается человеческого сердца»;
— иерей Алексий Русин: «Мы стараемся любить друг друга, терпеть и уважать»: секреты крепкого прихода;
— иерей Илия Александров: «Может ли любовь к детям быть безграничной?».