По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

17 ноября 2021

«Достойное по делам моим приемлю»: духовная беседа о том, почему важна молитва о нерожденных детях

Накануне Михайловских дней, когда в православных храмах пройдут покаянные молебны и будут зажжены лампады в знак скорби и в память о нерожденных младенцах, предлагаем вниманию читателей духовную беседу председателя отдела социального служения Екатеринбургской епархии, настоятеля Успенского Собора города Екатеринбурга, протоиерея Евгения Попиченко.

Для чего нужна молитва о нерожденных детях? Что она даст людям, которые делали аборт? Если человек крестился после совершения аборта или покаялся и исповедавшись причастился, для чего тогда молитва о нерожденных детях? Нужно ли заказывать молебен о родителях, если они крещены в детстве, не были научены ничему, аборт не считают за грех. Что молебен даст им? Что будет с тем, кто, заказывая о других, вмешивается в их жизнь? Какие искушения ожидать? Об этом и многом другом идет речь в духовной беседе отца Евгения, ответившего на животрепещущие вопросы прихожан о грехе аборта.

Обязательно нужно молиться за людей, которые находились или находятся в заблуждении. Так сознание порой наше обрабатывается, а иногда голос совести вытесняется на периферию нашего сознания, что человек явно очевидные вещи  не желает признать и иногда бывает, что даже сердце уже не ощущает — от  того, что настолько оно все изранено, «изорвано» грехом. Как апостол Павел говорит, «люди с сожженной совестью», когда совесть уже не сигнализирует о том, что это беззаконие, а воспринимает и оправдывает: «Ну, а что мне рожать, нищету плодить». И огромное количество аргументов, чтобы убить. И ни одного аргумента, чтобы помиловать.

«Для чего нужна эта молитва о нерожденных детях?»

Мы, скорее всего, молимся не о нерожденных детях, а молимся о родителях, которые этих детей не родили. Просто потому что молитва «Господи, помилуй» — «Кирие, элейсон» по-гречески — это призывание милости, это призывание исцеляющей благодати Божьей на наше изуродованное грехом сердце.

Этот грех особенно тяжкий, мы его называем смертный грех, который убивает душу, разрывает связь человеческого духа с Богом и калечит и психику человека, и его физиологию, и его семью, и его род в последующих поколениях. Потому что есть грехи, которые отражаются на всём роде. И вот грех убийства, особенно, когда убивается безвинный и беззащитный человек, это как раз страшнейшее повреждение души.

Молитва — это лекарство, и когда мы молимся Богу, мы принимаем это лекарство на свою душу, мы призываем, чтобы Господь как Святый Дух, Утешитель пришел и исцелил нас и спас нас, очистил от всякой скверны.

Что дает эта молитва людям, которые делали аборт? Молитва дает слезы, которые, омывая наше сердце, приносят душе исцеление. Дело в том, что есть вещи, которые нельзя исправить ни при каких обстоятельствах. Если человек в несчастном случае, автокатастрофе теряет руку, то это на всю жизнь, это навсегда — другой руки у него не вырастет. Он может сделать себе хороший качественный протез, он может научиться им пользоваться, но это все равно будет не то, это не заменит его настоящей руки. И если человек совершил грех убийства, даже если он усыновит 20 детей-сирот, он не вернет к жизни того, который был убит. И эти грехи нельзя исправить, но их можно выплакать, их очень важно выплакать, чтобы покаяние смыло следы тяжести этого греха с души. И так и бывает. Если человек приобретает опыт покаяния, ему становится легче дышать, даже при условии не исправления этого греха, не возвращения к жизни убитых, душа может успокоиться.

«Если человек крестился после аборта или покаялся, исповедавшись, причастился, для чего тогда молитва об этом грехе?»

Иногда какие-то жизненные события, которые для нас являются жизненной катастрофой или трагедией, или ошибкой, или болью, становятся определенными «якорями». Потому что есть духовные болезни, они смертельно опасны для вечной жизни. Например, такая болезнь как гордость. И Господь иногда по Своему промыслу попускает совершиться каким-то вещам, событиям, которые бы сохранялись в памяти человека и никогда не давали бы ему возможности при правильном духовном устроении переходить на сторону гордости. И всякий раз, когда захочется кого-то осудить или унизить, или оскорбить, или поумничать, поразмышлять о каких-то высоких предметах, всегда можно себя одернуть: «Ну, о чем ты говоришь, ну, вспомни, что у тебя в прошлом, что у тебя на совести, что у тебя записано в книге твоей жизни, ну, будь поскромнее, поспокойнее, будь терпимее к людям, снисходительнее, потому что и ты делаешь или делал тоже самое».

Иногда встречается ситуация, когда человек очень легко готов произнести суд: «Ах, вот эти паразиты, ах, вот они такие, ах, вот они сякие. Да всех их надо прибить». Но, а чем ты, по сути, отличаешься от того же преступника? Тот руку поднял хотя бы на равного себе, на агрессию агрессией ответил, например. А у тебя, у тебя совсем другая история.

Молитва дает успокоение души, поэтому даже если грех де юре был очищен, прощен, де факто все равно сердце сохраняет рубцы, и периодически они начинают болеть. Ну, например, когда по какой-то причине у человека не может быть детей, когда накатывает ропот на Бога — за что, почему, я ведь столько уже сделал. Но в этот момент тоже полезно вспомнить молитву разбойника на Кресте: «Достойное по делам моим приемлю. Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Или когда нам кажется, что к нам крайне несправедливо относятся. И так хочется возмутиться, почему я, почему мне, за что?». Ну, как за что? Это в Уголовном кодексе есть срок давности — 10 лет прошло и вроде как преступление может быть сглажено. Но у Бога же нет времени, и то, что было совершено 30 лет назад, если человек не принес покаяние и не понес необходимую покаянную епитимью, потому что, чтоб исцелилась душа недостаточно просто сказать: «Вот у меня в прошлом было то-то». Важно, чтобы человек понес осознанно определенный покаянный труд. Ну, например, по канонам Церкви, а каноны это не юридические законы, это органические законы жизни нашей души, ее существования внутри нашего тела. Так вот, по этим духовным законам, за убийство человека преступник на 15 лет отлучался от причастия. То есть 15 лет ему было дано для покаянного труда в делах милосердия, в воспитании сирот, в молитвенном подвиге, в каких-то жертвах он должен был выразить свое покаяние делами, не только словами. И в конце этого пути человек примирялся со своей совестью, епитимья необходима для того, чтобы мы с совестью примирились. Потому что так бывает, что мы вроде бы как сказали на исповеди, а совесть нас продолжает мучить. И вот такой покаянный труд, некоторая жертва необходима, чтобы исцелилась душа. И ведь никто из нас,   по большому счету, не нес такого труда. И Господь, чтобы нас спасти, иногда дает определенные «упражнения», так называемое промыслительное смирение — это болезнь, это скорби от детей, это трудности в отношениях с коллегами по работе. И если человек правильно устроен внутренне, он понимает «достойное по грехам своим приемлю». То, что случилось, это случилось то, что я заслужил. И он не качает права, он не возмущается. Спокойно, терпеливо и радостно, сохраняя внутреннее мирное состояние, он идет по жизни.

«Грех прощен и покаяние принято или грех не прощен?»

Конечно, мы верим, что на исповеди грехи прощаются. Но память о грехах сохраняется в нашем сердце для того, чтобы в какие-то моменты человека поддержать и защитить от уклонения в гордости, кого-то когда-то от ропота. Ну и для того, чтобы наше сердечко сокрушалось.

«Нужно ли заказывать молебен о родителях, если они крещены в детстве, не были научены ничему, аборт не считают за грех. Что молебен даст им?»

Всякая молитва — это проявление любви, это как бы дополнительный ресурс такой духовной помощи. Мы призываем Бога в свидетели, мы  призываем Бога в соучастники нашей жизни. И конечно, молясь за близких людей, мы понимаем, что мы призываем Бога. И Он придет, и, я предполагаю, не всегда так, как нам хочется. То есть нам хочется, чтобы Он дал нам земные блага, а Господь  желает нам дать вечных благ, а для этого наше сердце должно быть приуготовлено для принятия дара Духа Святаго. А чтобы сердце приготовить, нужно, чтобы плуг прошел по этой почве и ее взрыхлил. Поэтому, конечно, молясь за других, мы просим, в первую очередь, чтоб Господь привел к покаянию.

«Что будет с тем, кто, заказывая о других, вмешивается в их жизнь? Это я о себе. Какие искушения ожидать?»

Да не надо ожидать никаких искушений, потому что больше того, что мы можем понести, Господь не даст. А если что-то и даст, то нужно воспринимать с благодарностью: «Слава Богу за все». И в духовной жизни необходимо мужество. То есть, если мы хотим раненного человека вынести с линии обстрела в свои окопы, ну, ты тоже, в каком-то смысле, выходишь на открытый огонь и ты проявляешь свою любовь тем, что ты готов жизнь свою положить за други своя.

И для Бога это очень важно, потому что в  этом квинтэссенция любви, это самая сердцевина, когда человек готов не просто что-то сказать и не просто Богу отдать эту ответственность: «Ну, Господи, ты там что-нибудь поделай, а я в окопе посижу». А когда он готов выйти из ряда вон ради своего ближнего, доверять Богу, понимать, что Господь не злодей, Он — милостивый  Отец, который нас бесконечно любит, каждого — и того человека, который сделал ошибки, и того, кто переживает за этого несчастного человека.

Господь любит всех и Он эту любовь доказал реальным действием, Он жизнь свою отдал за каждого из нас. Если мы хотим, чтоб Господь был в нашей жизни, мы должны не просто говорить и не только в молитве выражать наше желание, но и делом проявить эту решимость. Помогай нам всем Господь!

Напомним, 21 ноября 2021 года, в празднование Собора архангела Михаила, по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения в храмах Екатеринбургской епархии будет совершен покаянный молебен о грехе аборта.

Богослужение пройдет в рамках акции «Михайловские дни – 2021». По традиции за молебном в храмах будут зажжены лампады в знак скорби и в память о нерожденных младенцах.

Также 21 ноября состоится благотворительная акция «Вера без дел мертва». Церковь всегда готова поддержать кризисных беременных, многодетные и неполные семьи, а также приюты для женщин с детьми и проводит благотворительные акции по сбору гуманитарной помощи. Собранные пожертвования в ходе акции «Вера без дел мертва» будут направлены адресно нуждающимся.