По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

8 ноября 2021

«Любовь и молитва побеждают всё»: уральский батюшка рассказал, как важно христианину быть светом для людей

Что более всего разделяет современное общество; как не стать разобщенными людьми, а оставаться едиными — на эти и другие вопросы в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» ответил иерей Борис Калёнов, настоятель храма во имя святого равноапостольного великого князя Владимира в посёлке Станционный-Полевской.

Свою беседу отец Борис начал с рассказа о Князевладимирском храме, в котором он несет служение. Храм этот стоит на уральской реке Чусовой. Вот уже 18 лет каждое лето, 28 июля, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, здесь совершается крещение в водах реки. Эта добрая и замечательная традиция собирает ежегодно большое количество людей — от 100 до 300. Сюда приезжают люди, которые подготавливаются к этому святому дню, в обязательном порядке проходят огласительные беседы, причем не только в Князевладимирском храме, но и в других. Батюшка рассказал, что в позапрошлом году на крещение приезжали гости из Казахстана, которые прошли огласительные беседы у себя на родине и смогли  принять Таинство Святого Крещения на реке Чусовой.

4 ноября в России отмечали День народного единства. Единение — это то, что необходимо людям, отметил священник. Единение в обществе, единение в семье, единение в государстве зависит от каждого человека.

— Христиане — соль земли. Мы последователи нашего Спасителя, носим на себе Его святое имя — христианин — человек, который верит во Христа, который живет по Евангелию и который должен быть светом для людей, еще не познавших Христа. Через нашу с вами жизнь, через то, как мы ведем себя, как мы живем, через то, что говорим и как относимся к тем или иным явлениям в жизни, как мы реагируем на это, являемся ли мы добрыми и хорошими христианами — зависит очень многое. Люди, видя то, как мы с вами относимся к проблемным явлениям в нашем государстве, задумаются, правильно ли они живут, делают ли все как надо, — отметил батюшка.

Отец Борис вспомнил рассказ про человека, который по Евангелию, не выступал с проповедями, не говорил высоких слов, не призывал людей изменить свою жизнь — он просто жил так, как заповедовал Господь в Священном Писании. И люди, видя эту святую жизнь, видя, что он любит всех людей без исключения, многие уверовали и поменяли свою жизнь, стали христианами. Батюшка хотел бы, чтобы и современные христиане являли собой пример любви, жертвенности, взаимопонимания, незлобия, давали пример другим людям, вселяли в них надежду, жизненный ориентир. Были бы этими светильниками и маяками, которые указывали бы людям путь, ведущий в Царство Небесное.

Один из слушателей спросил батюшку, можно ли считать QR-код печатью антихриста. Отец Борис ответил отрицательно и пожелал слушателю перечитать Священное Писание, святых Евангелистов, послание святых апостолов и книгу «Апокалипсис», где найдутся ответы на вопросы. Любое ограничение, отметил батюшка, вводится не для того, чтобы ущемить кого-то, сделать кому-то нехорошо или больно. Христиане живут в государстве и должны быть примером отношения к другим людям, примером послушания добрым инициативам, потому что это касается всех людей, ведь здоровья в магазине не купишь.

— Господь нас посетил этой болезнью, два года мы живем в условиях вынужденных ограничений, поэтому христиане в первую очередь должны подавать пример, заботиться друг о друге, и, самое главное, не отчаиваться. Потому что вирус отчаяния, вирус, от которого мы с вами будем разделенными, чуждаться друг друга — это все гораздо страшнее любой болезни, — подчеркнул священнослужитель. — Любая болезнь имеет свое окончание. Но то разделение, которое, не дай Бог, сейчас враг рода человеческого посеет в наших сердцах, потом будет сложно преодолеть. Не видитесь на спекуляции людей, которые хотят увести вас от истины. Будьте чадами Святой Церкви, имейте послушание Святой Церкви, это самое главное. Имейте ко всем любовь, взаимное уважение друг к другу. И помните о том, что любовь побеждает всё, молитва побеждает всё.

Одна из слушательниц интернет-эфира спросила совета батюшки, как быть, если жена настраивает своего мужа против родственников. Священнослужитель напомнил о словах в Священном Писании, где Господь говорит, что «человек оставит отца и мать свою, и прилепится к жене своей и будет двое одною плотью». Батюшка считает, что самый худенький мир лучше, чем святая драка. Но что же делать в такой ситуации? В первую очередь молиться, просить у Господа помощи, чтобы Божественная благодать покрывала всех родных человека, чтобы разделение, которое пришло в семью посредством поступков жены, быстрей ушло. Нужно обязательно молиться за этого человека, потому что он в первую очередь подвергается нападкам темных сил. Батюшка пожелал слушателю терпения, чтобы он, видя эту ситуацию, не озлобился. Нужно иметь ко всем любовь.

— Молитва может все, молитва горы передвигает, особенно если она идет от всего сердца, которое страдает. Больно осознавать, что родственники выстраивают с нами не такие отношения, которые нам бы хотелись, грубят нам, делают поступки, которые нас оскорбляют. Но христиане должны поступать по-евангельски. Мы должны прощать, всех любить и молится об этих людях. Это может показаться банальным, обычно священники говорят: «Просите у Бога, молитесь». И люди как-то к этому привыкают, читают акафист, молитву. Но ведь молитва — это не какое-то вычитывание тех иди иных священных слов. Молитва ценна тогда, когда идет из сердца, и если сердце болит о человеке, то и молитва будет горячей и услышана Господом. Господь обязательно поможет и исправит ситуацию, чтобы домашние не сделались врагами, жили в любви и согласии.

В рамках встречи слушатели также задавали иные, напрямую не относящиеся к теме вечера вопросы. Так, один из них спросил у батюшки, какое молитвенное правило совершать человеку, который взял обет трезвости, и опасно ли его нарушать, особенно систематически? Отец Борис подчеркнул, что молитвенные правила лучше обсуждать с духовником, если есть таковой, или со священником, который знает семью и её проблемы. Человек приносит Богу обет трезвости тогда, когда никакие другие средства не помогают. Когда он приходит и перед святым крестом и Евангелием дает Господу обещание в том, что он будет всеми силами держаться и всеми силами стараться не употреблять алкоголь, не курить, не играть в азартные игры и т.д., он старается этого не допускать. Он молится, исповедуется, причащается, посещает богослужения, чаще приступать к Таинству исповеди и приобщается Святого Тела и Крови Христовой. Тяжело осознавать, что близкие находятся в такой пагубной ситуации. Христианин должен помогать такому человеку — помогать молитвой, терпением, любовью покрывать слабости. Бывает, человек начинает употреблять из-за своей слабости, а может быть, в его жизни творится что-то такое, что его не устраивает, а он не может это озвучить. Бывает, что семья своим поведением толкает близких на такие поступки.

— Наша задача помогать таким людям, особенно тем, кто принес Богу обещание, стараться всем сердцем показывать, что он не одинок. У нас дефицит любви! У нас полные холодильники еды, набитые одеждой шкафы, а любви дефицит, — считает батюшка. — Нам нужно показывать человеку свою любовь. Это не означает, что надо как курица с яйцом бегать за человеком, потакать ему, стараться все любые его желания предугадать. Но если человек хочет, чтобы ему помогали, мы должны обязательно помочь. Важно помнить, что исцеление не бывает без осознания своей зависимости, что ты находишься под властью собственной страсти.

Когда человек, давший обет перед Богом, нарушает его, то он начинает отчаиваться. Человек считает, что нарушив обещание, прощения ему нет.  Да, печально, когда данное Богу обещание не выполняется, но нужно помнить, что люди слабые, греховные, и страсти бывают сильнее нас. Но если бы апостол Павел отчаивался, то не было бы первоверховного апостола Петра. Он тоже был человеком слабым, отвергся от Христа и сделал такое деяние, за которое каялся всю жизнь, плакал и просил у своего Учителя, чтобы Он был милостив к нему, простил его. Через покаяние нужно вернуться вновь к деланию трезвления и просить, чтобы Господь помогал, уверен пастырь.

Многих слушателей интересовал вопрос, как подвести ребенка к Церкви. Батюшка, как и другие священнослужители, ответил, что сделать это можно только своим примером. Пример выше любых книг и слов. Бывает, что наши слова ничего не значат даже для своих же детей. Человек, напомнил батюшка, никогда не вырастит христианина, если сам не будет христианином.

— Просите у Бога помощи в воспитании, Царицу Небесную и сами прилагайте усилие. Не раз от раза посещать церковь, совершать молитвенное правило, не лицемерить, а жить, как Господь заповедует в Священном Писании. Это и будет действенней любых слов. Ребенок копирует поступки. И если мы будем в церкви одними, а дома другими, то ребенку будет очень сложно, — отметил батюшка. — Хорошо, когда родители не только приводят детей на причастие, но и причащаются с ними.

Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» — это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской епархии. Онлайн проходит каждую пятницу в группе епархии «ВКонтакте».

Задача проекта — представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн.

В проекте уже приняли участие:

— протоиерей Владислав Мусихин: «Благодаря твердому стоянию в вере исповедники и мученики сохранили Церковь»;

— игумен Петр (Мажетов): ​«Скорбь — нужное состояние души, которое человек должен прожить»;

— протоиерей Алексий Сысков: «Спасти человека насильно нельзя»;

— иерей Илия Александров: «Главная задача в отношениях с ребенком — подарить ему надежду своим отношением к жизни»;

— иерей Антоний Орехов: «Храм стал центром духовной жизни нашего города»;

— иерей Александр Есенин: «Надо иметь веру и надежду на исправление человека»;

— иерей Павел Старков: «Родителям нужно принять музыкальные вкусы ребенка и вместе разобраться в музыке»;

— протоиерей Игорь Бачинин: «Трезвость — одна из ступеней, которая дает возможность вернуться к замыслу Божьему»;

— иерей Андрей Щукин: «Православие и школа: как уберечь детей от современных угроз?»;

— протоиерей Димитрий Черняк: «Преображение должно стать смыслом нашей жизни»;

— иерей Андрей Юганец: «Это тоже чудо — современному молодому человеку сохранить чистоту душевную»;

— протоиерей Александр Никулин: «Царские дни: в каком покаянии нуждается наше общество?»;

— иеромонах Корнилий (Зайцев): «Екатеринбургская духовная семинария: легко ли быть молодым?»;

— иерей Даниил Рябинин: «Царская семья — пример подлинного христианского служения Отечеству и друг другу»;

— протоиерей Алексий Долгоруков: «Христианская проповедь может быть без слов»;

— иерей Сергий Ермолаев: «У верующего человека в больнице есть реальная возможность послужить Богу»;

— иерей Павел Кононенко и иерей Александр Карачёв: «Бог не хочет вражды и не лишает человека свободы»;

— иерей Андрей Андреев: «Почему важно в седьмой день недели быть в Церкви»;

— протоиерей Игорь Бачинин: «Духовность даёт человеку жизнеутверждающие смыслы и ценности»;

— игумен Флавиан (Матвеев): «Бог в душе: почему спасение возможно только в Церкви?»;

— игумен Иероним (Миронов): «Уроки праведного Симеона: как избавиться от привычки роптать и осуждать?»;

— иерей Кирилл Поморцев: «Есть две крайности — тщеславие и уныние. Мы не должны в них впадать»;

— протоиерей Пётр Мангилёв: «Пасхальные дни — дни особой благодати»;

—  иерей Игорь Стуков: «Можно ли научиться Евангельской любви?»;

— иерей Димитрий Бажанов: «Задача звонаря — своим колокольным звоном призывать людей ко Христу»;

— иерей Сергий Кунгуров: «Воинский храм открыт для всех»;

— иерей Максим Крылов: «Восстановление храма — это не восстановление стены, а созидание общины»;

— протоиерей Александр Сандырев: «Молодёжь в церкви ищет радость, взаимопонимание и счастье»;

— иерей Душан Михайлович: «Человек и его миссия: мы выбираем её или она выбирает нас?»;

— иерей Константин Корепанов: «Почему так важен канон Андрея Критского для начала Великого поста?»;

— иеромонах Аркадий (Логинов): «Разговор с Богом. К чему ведёт отсутствие духовного просвещения в жизни христианина?»;

— протоиерей Евгений Попиченко: «Великий пост — это время настроить взаимосвязь с Богом»;

— иерей Кирилл Кузовников: «Важность богослужения можно показать только своим примером»;

— иерей Иоанн Парамонов: «Молитва как орудие для стяжания благодати Духа»;

— иерей Димитрий Задорин: «Предназначение — это то, что наполняет саму смерть жизнью»;

— иерей Игорь Константинов: «Христианская забота и любовь должны распространяться за пределы церковной общины»;

— иерей Андрей Юганец: «Если центром прихода будет Господь Бог, то все получится»;

— иерей Димитрий Ваулин: «Диалог — основа будущего брака»;

— протоиерей Алексий Яковлев: «Зачем нужен Толкин, когда есть Катехизис»;

— иерей Иоанн Никулин: «Здесь все смотрят «Союз» и знают Екатеринбург»: традиции празднования Рождества Христова в Польше;

— протоиерей Андрей Канев: Патриотизм как ответственность за место, где ты живешь;

— иерей Андрей Щукин: «Во время Рождественского поста у человека есть возможность посмотреть внутрь себя»;

— иерей Даниил Рябинин: «Когда Божественная благодать касается человеческого сердца»;

— иерей Алексий Русин: «Мы стараемся любить друг друга, терпеть и уважать»: секреты крепкого прихода;

— иерей Илия Александров: «Может ли любовь к детям быть безграничной?».

Действующие лица