Фото: monasterium.ru
Возможно ли научиться не бояться смерти, как помочь пережить скорбь из-за смерти близкого: на эти и другие опросы в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» ответил игумен Петр (Мажетов), наместник Свято-Косминской пустыни в деревне Костылева Верхотурского округа.
Беседу батюшка начал со слов: «Все больше знакомых на небе, все меньше друзей на земле». Сейчас, во времена пандемии, когда почти каждый день сообщают о смерти знакомых людей, тема смерти стала особенно актуальной, отметил он. Тема смерти — тема той неотъемлемой, неизбежной, непреодолимой природы вещей, о которых в свое время апостол Павел говорил: «Дан мне был пакостник плоти, да пакости мне деет. Трижды я молился Богу, чтобы Господь отнял меня от Него, но Господь сказал мне: достаточно для тебя Моей благодати».
— Есть вещи, которые нам нужны, потому что они по некоему поведению Божьему присутствуют в нашей жизни и, может быть, делают ее настоящей. Если мы приглядимся к явлению смерти, то поймем, что мы наслаждаемся жизнью только благодаря такому явлению как смерть, которая делает нашу жизнь настоящей, подлинной, — подчеркнул игумен Петр. — Представим себе, если люди живут 1000 лет, как первые библейские герои книги Бытия, то жизнь превращается в смерть. Человек все живет, и живет, и так начинает ненавидеть жизнь, что она для него хуже смерти. Смерть как будто делает жизнь постоянно молодой, если правильно к этому относиться, — сказал пастырь.
Жизнь — это разговор с Богом, считает батюшка. Человек устремляет свои внутренние душевные силы вперед, вдаль, в будущее, а ему навстречу создает Господь определенные узоры жизни, события, вступая в которые, человек постигает жизнь. Каждого человека при рождении в этот мир встречает Господь, просвещает Своим светом. Он проявляется в благодати Божьей, в некой энергии, проникающей, освещающей человеческую душу, поддерживающую ее. Но в тоже время все, что вокруг нас, это некая режиссура нашего Бога, нашего Творца. Все это Господь устраивает для того, чтобы входить в общение с нами. И у каждого человека свой язык общения с Богом, который не понятен другому.
Нынешняя пандемия устроена не дьяволом, ведь дьявол не сильнее Бога, ангелов, архангелов, которые постоянно окружают и наполняют собой жизнь человека, Церковь, православие, считает батюшка. Господь устроил все это, чтобы мы постепенно восходили, постигали Бога. Он встречает нас в своих объятиях. Да, происходит это не всегда сладко, радостно, возвышенно. Человек испытывает боль: личную боль, телесную и душевную боль, страдания, когда вступает в общение с нынешней реальностью. Каждый священник засвидетельствует, что почти каждый день вынужден совершать отпевание в храме, и не по одному, а по несколько человек зараз. Такое время можно назвать отчасти максимально приближенным к библейскому времени. Обычно народ кричит: «Если ваш Бог есть, то почему происходит с этим человеком вот так, с теми людьми вот так?». Здесь важно не поддаться эмоциям чисто мирским, чисто светским, страстным, безбожным, пошлым, которые выражаются риторическими вопросами, считает священнослужитель.
— Такие вопросы мы задаем, не желая что-то узнать, а с некой обидой, выкрикивая свои неразрешенные страстные потребности, эмоции, — сказал игумен Петр (Мажетов). — Приглядимся к главному — мы никогда не поймем, почему произошло то или иное событие с тем или иным человеком. Это тайна Божия, Бог общается с этим человеком на их личном языке, на их внутреннем таинственном языке. Мы никогда не поймем, поэтому задаваться вопросами — это почти провокация, которая насаждается дьяволом. Мы можем только лишь смотря, как происходит вокруг какая-то трагедия или счастье, только лишь для себя самих лично понимать, почему я это вижу и для чего, почему Господь это показал мне. Мы можем лишь понять одно — как Бог общается со мной. И если хотим задаться вопросом: «Что есть понятие смерть?» — то только лишь по отношению к своей жизни, своим переживаниям.
Батюшка отметил, что если мы действительно хотим узнать духовную истину, то мы должны сбросить с себя эмоции, малодушие, встать перед этой истиной, препоясаться как зрелый духовный муж, то есть убрать эмоции, чувства и внутри себя спросить: «А действительно ли я хочу знать?». И тогда углубиться в молитву. И Господь обязательно ответит, почему это произошло с тобой. Есть две вещи, с помощью которых человек может узнать ответ на свой вопрос — это молитва к Богу и действия любви по велению собственного сердца, которые приводят к познанию истины.
Есть такое понятие «психоэмоциональное эхо», когда человек поддается каким-то жизненным восторгам, радостям, печалям, озабоченности. И эта волна эмоций, чувств как психоэмоциональное эхо захватывает человека и держит его в этом состоянии. Это состояние некой постоянной вибрации каких-то тревог, потребностей, устремлений. Человек не может никак успокоиться в силу того, что он когда-то пережил какие-то открытия, праздники, встретился с друзьями или наоборот, поддался излишней печали. Это психоэмоциональное эхо держится на определенных «якорях». Человек как некое животное, привязанное к столбу — ему бы пойти гулять дальше, но он привязан к столбу и вынужден в радиусе 10 метров ходить вокруг него. А если еще и веревка запутается, то круг его постепенно сужается до метра, упирается в столб — психоэмоцмиональный якорь каких-либо потребностей, его жизнь ограничивается одним каким-то чувством, мыслью беспокойствами.
И тут приходит на помощь Господь, Он разрубает веревку, которой привязан к столбу несчастный. Батюшка задал вопрос, через что разрубает Господь эту веревку? Часто смерть наших близких друзей Он приводит нас в чувство, как нашатырь, разрубает эту вервь психоэмоциональных привязанностей и выпускает нас на свободу. Это важно увидеть и не поддаться злобе, заметил батюшка.
Как определить, в какого Бога верит человек? Не в того, которому он радуется, не в того, благодаря которому он получает блага от жизни. Кто-то поклоняется деньгам, здоровью, собственному мнению, женщине, но это не истинный Бог. Настоящий Бог проявляется, когда приходит скорбь, и человек начинает проклинать — не тех божков, которых использовал для бытовой жизни, а человек начинает проклинать подлинного Бога. Когда приходит скорбь, человек не укоряет свои деньги или друзей, он обращается к Богу и говорит: «Где же Ты, почему Ты меня бросил?».
— Именно в скорби проявляется подлинная вера, — отметил отец Петр. — Хочешь по-настоящему понять, в кого человек верит, посмотри, кого он проклинает во время трудностей. Когда приходят страшные скорби, когда тебе больно, нам очень важно не проклинать нашего подлинного Бога, а попытаться понять Его — Бога, который тебя приводит в чувства.
Священнослужитель привел пример. Когда человек спасает кролика или теленочка в деревне, переносит его из прохудившейся клетки в хорошую, тот брыкается, царапается, и когда опускает его в другую клетку, то животное успокаивается. Животное не скажет спасибо, потому что у него не хватает ума понять, кто спас и от чего. К сожалению, большинство людей ведут себя как эти кролики, считает батюшка.
— Когда Господь вынужден вторгаться в нашу жизнь Своими нежными руками, вынужден вытаскивать нас из каких-то закрученных веревок, мы кричим, проклинаем, но Господь не обращает внимания. Он нас просто освобождает, Он видит, что руки его порезаны, даже пробиты гвоздями из-за наших страстей, но Он на это не обращает внимание, делает свое дело. Поднимает нас, вытаскивает из ямы и выпускает на волю. И мы бежим, не думая о том, что нужно поблагодарить, не хватает мудрости это понять. В свете нынешних непрестанных трагедий было бы неплохо посмотреть через эту проекцию. Не надо обижаться на Бога, в кого мы верим. Нужно пытаться понять его почерк, его действия, его дух, его мысль.
По словам отца Петра, сейчас перед людьми стоит выбор, чему посвятить себя: озлобленности или мудрости? Почему человек очень озлобляется во время скорбей, потрясений? Всему виной, как сказал батюшка, Джокер — это существо, которое зовет всегда смеяться, быть всегда в позитиве. Всегда улыбаться — это значит насильно натягивать улыбку. Пастырь предложил представить некий джойстик, которым увеличиваем громкость радости. Человек проснулся, солнце встало — улыбка. Принесли кофе, булочка вкусная — еще больше улыбается человек. Позвонил друг — здорово. Друг говорит: «Мама твоя в больнице, она выздоравливает». Улыбается ли дальше человек? Нет, губы опускаются. Но когда мама выходит из больницы, степень радости повышается на джойстике, но появляются слезы и губы дрожат, будто от печали. Высшая степень радости показывается уже не улыбкой, а слезами. Человек привык улыбаться, он считает, что все должно быть в улыбке. И когда что-то не приносит ему улыбку, оно становится для него неприемлемым, он отталкивает это.
Слушатели спросили отца Петра, как помочь близким, которые не верят в Бога, но скорбят из-за утраты близкого? Отец Петр отметил, что человеческая жизнь состоит из трех этапов: мысли, чувства, действия. Человек потерял близкого, его мысль — скорблю о близком, чувства — чувство страдания. Все это должно привести его к действиям, которые были бы соответствующими. Батюшка отметил, что 90% людей живут двумя этапами — мысли и чувства, а к действиям не переходит. Трагедия, считает отец Петр, случается ради одного — чтобы мы жили за себя и своего любимого человека. Какие должны последовать за мыслями и чувствами действия? Действия любви. Может, человек начнет подавать милостыню, заботиться о ком-то, проявлять нежность к другим людям. Любовь постепенно включит свои законы в сердце, и скорбь начнет уходить.
— Не надо пытаться освободить человека от скорби. Скорбь — нужное состояние души, которое человек должен прожить, — подчеркнул священнослужитель. — Но жить надо не ради смерти, а ради жизни, ради будущего. Не надо стесняться, а конкретно говорить: «Человек ушел туда и нас там ждет». Мы должны понять, что ушедший от нас человек там, впереди, ждет нас. Давайте будем общаться с ним через икону, милостыню, от имени нашего сына, брата или матери подавать милостыню. Вот эти действия любви помогут потихонечку рассасывать скорбь. Это трудно.
Один из слушателей написал, что скоро будет год, как умер его папа, но до сих пор он не может принять это горе. Еще больнее от того, что папа был не крещеный, и человек не может поминать его как христианина. Он поминает в домашней молитве, иногда читает панихиду для мирян. Но слушатель переживает, смогут ли их души встретиться. Батюшка отметил, когда человек испытывает боль, скорбь, в этот момент он максимально похож на Бога, на Христа. Скорбь делает человека дерзновенными перед Богом, человек может говорить с Богом на ты, и в момент скорби может просить и милости, и благости.
— Не стесняйтесь, не пугайтесь, делайте все, что можете, за своего человека. У Бога много мест на том свете, для каждого Он найдет свое. Я хотел бы попросить вас не стесняться, а просто обращаться к Богу с молитвой за этого человека везде и всюду, — ответил батюшка.
Вопрос, как сделать так, чтобы не бояться смерти и не бояться умереть, отец Петр считает нелепым. Он попросил слушателей представить себе, как они стучатся в дверь и знают, что там их ждут родные. И ради этого ощущения все люди и живут. Нужно научиться все делать для того, чтобы это ощущение копить как можно больше в сердце. Чем больше человек похож на Христа свей душой, мыслями, чувствами, тем больше чувство родства начинает переполнять его сердце.
— Если ты что-то сотворил не так, у тебя всегда есть возможность поправиться и изменить свой вектор, не бояться, не смущаться, а устремляться сердцем за горизонт событий, как говорят астрофизики. Когда это чувство начинает преобладать, мы начнет испытывать некий покой, и страх смерти отходит, — отметил батюшка.
Есть такое понятие клаустрофобия — страх замкнутого пространства. Батюшка сказал, что ввел бы понятие «духовная клаустрофобия» — страх внутреннего пространства самого себя, когда человек боится сказать самому себе правду, боится собственного голоса совести, боится поговорить откровенно со священником на исповеди, рассказать про себя. Страх уйти от себя, как правило, сопряжен с животным страхом смерти. Если человек не может говорить со священником, то он может завести дневник, этот друг все стерпит, смолчит. Батюшка советует побольше откровенничать и постепенно страх пройдет.
Во времена пандемии общество в ответе за поколение, которое идет за ним. Это поколение будет вспоминать верующих людей, православных, как они себя вели, помогала ли вера быть сильными, яркими, радостными, счастливыми, мудрыми. Как победить страх? — Быть ответственным за своих близких.
— Пандемия учит брать ответственность за старшее поколение, за поколение, идущее за нами. Они на нас смотрят, пусть и не говорят об этом, но они поглядывают. И от нас зависит, будут ли они повторять наши действия впоследствии. Нужно верить в Бога, в себя как людей, освящаемых благодатью Божьей, верить в своих близких, своих потомков, верить в младшее поколение. И эту веру они должны увидеть в нас, — отметил батюшка.
Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» — это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской епархии. Онлайн проходит каждую пятницу в группе епархии «ВКонтакте».
Задача проекта — представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн.
В проекте уже приняли участие:
— протоиерей Алексий Сысков: «Спасти человека насильно нельзя»;
— иерей Илия Александров: «Главная задача в отношениях с ребенком — подарить ему надежду своим отношением к жизни»;
— иерей Антоний Орехов: «Храм стал центром духовной жизни нашего города»;
— иерей Александр Есенин: «Надо иметь веру и надежду на исправление человека»;
— иерей Павел Старков: «Родителям нужно принять музыкальные вкусы ребенка и вместе разобраться в музыке»;
— протоиерей Игорь Бачинин: «Трезвость — одна из ступеней, которая дает возможность вернуться к замыслу Божьему»;
— иерей Андрей Щукин: «Православие и школа: как уберечь детей от современных угроз?»;
— протоиерей Димитрий Черняк: «Преображение должно стать смыслом нашей жизни»;
— иерей Андрей Юганец: «Это тоже чудо — современному молодому человеку сохранить чистоту душевную»;
— протоиерей Александр Никулин: «Царские дни: в каком покаянии нуждается наше общество?»;
— иеромонах Корнилий (Зайцев): «Екатеринбургская духовная семинария: легко ли быть молодым?»;
— иерей Даниил Рябинин: «Царская семья — пример подлинного христианского служения Отечеству и друг другу»;
— протоиерей Алексий Долгоруков: «Христианская проповедь может быть без слов»;
— иерей Сергий Ермолаев: «У верующего человека в больнице есть реальная возможность послужить Богу»;
— иерей Павел Кононенко и иерей Александр Карачёв: «Бог не хочет вражды и не лишает человека свободы»;
— иерей Андрей Андреев: «Почему важно в седьмой день недели быть в Церкви»;
— протоиерей Игорь Бачинин: «Духовность даёт человеку жизнеутверждающие смыслы и ценности»;
— игумен Флавиан (Матвеев): «Бог в душе: почему спасение возможно только в Церкви?»;
— игумен Иероним (Миронов): «Уроки праведного Симеона: как избавиться от привычки роптать и осуждать?»;
— иерей Кирилл Поморцев: «Есть две крайности — тщеславие и уныние. Мы не должны в них впадать»;
— протоиерей Пётр Мангилёв: «Пасхальные дни — дни особой благодати»;
— иерей Игорь Стуков: «Можно ли научиться Евангельской любви?»;
— иерей Димитрий Бажанов: «Задача звонаря — своим колокольным звоном призывать людей ко Христу»;
— иерей Сергий Кунгуров: «Воинский храм открыт для всех»;
— иерей Максим Крылов: «Восстановление храма — это не восстановление стены, а созидание общины»;
— протоиерей Александр Сандырев: «Молодёжь в церкви ищет радость, взаимопонимание и счастье»;
— иерей Душан Михайлович: «Человек и его миссия: мы выбираем её или она выбирает нас?»;
— иерей Константин Корепанов: «Почему так важен канон Андрея Критского для начала Великого поста?»;
— иеромонах Аркадий (Логинов): «Разговор с Богом. К чему ведёт отсутствие духовного просвещения в жизни христианина?»;
— протоиерей Евгений Попиченко: «Великий пост — это время настроить взаимосвязь с Богом»;
— иерей Кирилл Кузовников: «Важность богослужения можно показать только своим примером»;
— иерей Иоанн Парамонов: «Молитва как орудие для стяжания благодати Духа»;
— иерей Димитрий Задорин: «Предназначение — это то, что наполняет саму смерть жизнью»;
— иерей Игорь Константинов: «Христианская забота и любовь должны распространяться за пределы церковной общины»;
— иерей Андрей Юганец: «Если центром прихода будет Господь Бог, то все получится»;
— иерей Димитрий Ваулин: «Диалог — основа будущего брака»;
— протоиерей Алексий Яковлев: «Зачем нужен Толкин, когда есть Катехизис»;
— иерей Иоанн Никулин: «Здесь все смотрят «Союз» и знают Екатеринбург»: традиции празднования Рождества Христова в Польше;
— протоиерей Андрей Канев: Патриотизм как ответственность за место, где ты живешь;
— иерей Андрей Щукин: «Во время Рождественского поста у человека есть возможность посмотреть внутрь себя»;
— иерей Даниил Рябинин: «Когда Божественная благодать касается человеческого сердца»;
— иерей Алексий Русин: «Мы стараемся любить друг друга, терпеть и уважать»: секреты крепкого прихода;
— иерей Илия Александров: «Может ли любовь к детям быть безграничной?».