По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

20 октября 2021

«Спасти человека насильно нельзя»: уральский батюшка рассказал, как вера в Бога помогает людям освободиться от зависимостей

Возможно ли избавиться от зависимостей без веры, как вести себя родственникам страждущих людей: ни эти и другие вопросы в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» ответил протоиерей Алексий Сысков, благочинный Ревдинского церковного округа, настоятель храма во имя Архистратига Михаила города Ревды.

Отец Алексий рассказал слушателям, что храм во имя Архистратига Михаила города Ревды был освящен в 2009 году архиепископ Викентием, и с того времени батюшка в нем и служит. Приход очень активный, при храме есть духовный центр, воскресная школа для детей и взрослых, детский кукольный театр, инклюзивный театр для людей с трудностями речи и зрения, студия, снявшая короткометражный фильм «Наушники».

С 21 мая 2013 года в Ревде при храме Святой Троицы был открыт Свято-Пантелеймонов центр благотворительного фонда «Ника», его освящал митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, ныне глава Татарстанской митрополии. Духовником его является отец Алексий.

Священник рассказал, что в Свято-Пантелеймонов центр духовного попечения обращаются люди всех возрастов, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию, в наркотическую зависимость. Сегодня там проживает 30-35 мужчин. Батюшка отметил, что многие из воспитанников выходят из центра другими людьми. Воспитанники принимают активное участие в жизни всех приходов в Ревде: Архистратига Михаила, Святой Троицы и возводимого храма во имя святых жен-мироносиц.

— Когда ребята отсюда уходят, мы даем им напутствие: когда придут на новое место жительство, в первую очередь нужно найти свой приход и свое место в нем. Те, кто прислушались, у них дела легче идут. Есть ребята, кто покинул Центр и возвращаются к жизни без храма. Как правило, их вера начинает оскудевать, что в конечном итоге приводит к падению, — отметил батюшка.

Свято-Пантелеймонов центр духовного попечения работает и оказывает помощь в тесном взаимодействии с Екатеринбургской епархией; директором центра является руководитель отдела Екатеринбургской епархии по противодействию наркомании Николай Леонидович Бажин. Священник отметил, что это очень активный человек, который болеет за всех ребят как за своих братьев. Именно поэтому люди сюда приходят и доверяют центру свою жизнь и будущий путь.

Программа реабилитации основана на изменении личности на основе православного мировоззрения — через покаяние, осознание своей неправильной жизни и, что самое важное, на серьезной работе найти свой путь и к Богу, и в жизни. Реабилитация происходит комплексно, в первую очередь ребята знакомятся с христианской верой, принимают участие в богослужениях в воскресные и праздничные дни, ежедневно молятся утром и вечером. Обязательны занятия спортом, катехизация, изучение Священного Писания, работа с психологом. Все эти мероприятия помогают человеку посмотреть на жизнь другими глазами.  Пребывание в центре делится на три группы. В первой группе один-два месяца находятся ребята, которые только поступили в центр. Во второй — от месяца до полугода находятся люди, которые осознали, где пребывают и какие задачи перед ними стоят. На первом этапе происходит мотивация человека к тому, чтобы приложить все силы к изменению своей жизни. На втором этапе происходит осознание неправильности своей жизни. На третьем этапе начинается начальная социализация, каждому из ребят дается какая-то зона ответственности.

В центре есть ограничения по перемещению, по пользованию связи. И этот тоже имеет свой духовный смысл, потому что духовное возрастание должно быть основано на послушании. Та жизнь, из которой ребята вырываются, она была наполнена самовольством.

— Почему человек попадает в зависимость? Потому что для него нет никаких ограничительных мер, можно все. И о послушании никакой речи не идет. И когда ребята сюда приезжают, первое чему начинают учиться — это вере, молитве и послушанию. Для того чтобы комплексное развитие совершалось, людям предлагается научиться подчиняться порядку, который есть в центре. Дисциплина — одна из основ воспитания личности, потому что без послушания христианская жизнь совершаться не может, — сказал отец Алексий. — Запретами мы мало чего добьемся, надо воспитывать так, чтобы было противление злу, а не ограничительные меры. Спастись можно только осознанно, а насильно невозможно спасти человека.

Пребывание в центре абсолютно добровольное. Если человек хочет его покинуть, то духовник, или директор центра, или психолог пытаются провести беседу и замотивировать его остаться. Но если человек настаивает на уходе, то, конечно, ему выдаются его документы и его сопровождают к месту постоянного жительства.

Всем ребятам, так называет батюшка всех, кто живет в центре, независимо от возраста, обязательно дается епитимья по результатам исповеди. Они у всех одинаковые — чтение канонов, определенное число поклонов земных с молитвой. Епитимья обычно длится от месяца до трех, в зависимости от тяжести грехов, которые ребята исповедуют. После ее выполнения речь идет о подготовки к причастию. Батюшка отметил, что причастие, ожидание встречи с Богом, для ребят тоже является сильным мотивом.

— Я вижу, как ребятам после епитимьи уже по-человечески не терпится скорее приобщиться, потому что они видят, как другие ребята подходят к чаше, причащаются и с какими лицами они отходят. Человек духовно обогащается при причастии, это даже внешне выражается. Видя это, у ребят возникает горячее желание тоже стать причастниками, — отметил батюшка. — Первое причастие бывает очень значимым, потому что многие из ребят пришли из среды неверующих людей. Это такой первый мощный толчок, чтобы начать им развиваться.

В центре есть трудовое воспитание — ребятам приходится зарабатывать самим, так как центр благотворительный, и плату с реабилитантов никто не берет. Это дает возможность находиться здесь любому человеку.  Единственное условие — принять существующий устав и начать его исполнять.

— Христианская жизнь как раз и основана на исполнении заповедей Божьих, — подчеркнул пастырь. — В центре люди начинают их изучать. Каждую неделю проводится беседа по какой-то заповеди, и это является заповедью недели. Ребята всю неделю обращают внимание на то, как исполняют эту заповедь. Проходит седмица и на следующей неделе — новая заповедь. Это приносит плоды, потому что научает внимательно жить.

Трудности при прохождении реабилитации помогают человеку в достижении результата, уверен батюшка. Когда человек приходит в спортзал и начинает поднимать тяжести, он преодолевает себя, чтобы стать сильнее. Те трудности, с которыми люди встречаются в жизни, преодолевая их, тоже делают их сильней.

Многие из тех, кто попадает на путь исцеления в центр, проходят искушения и иногда не справляются. Их не устраивает дисциплина, необходимость работать. Но это только внешние причины, уверен отец Алексий. Основная причина в том, что они не могут бороться с зародившимся внутри них желанием. Те, кто уходит из Центра раньше, как правило, не успевают даже доехать до дома и погружаются в ту же самую жизнь.

Слушатели спросили у священника, что делать, если рядом есть зависимый человек, которому нужно работать и обеспечивать семью. Отец Алексий отметил, что семьям нужны здоровые люди. Поэтому он считает, что семье нужно напрячься и помочь преодолеть трудности. Ведь семья тоже должна участвовать в реабилитации человека. Надо дать возможность человеку изменить свою жизнь. Как отметил батюшка, есть люди зависимые, а есть созависимые, которые эту зависимость поддерживают. В основном это родители зависимых детей, которые жалеют своих чад и поддерживают их в захватившей всецело страсти.

— Родители должны занимать жесткую позицию, создать условия для этого молодого человека, чтобы он увидел, что так жить нельзя. Условия надо создавать невыносимые, — сказал батюшка.

У священнослужителя спросили, какой молитвой молиться родителям о ребенке, попавшему в зависимость, и в какое время суток это делать? Молиться можно и нужно в любое время суток, когда не отвлекают дела, уверен отец Алексий. Надо читать Евангелия, чтобы познавать то, что Господь от нас вообще бы хотел получить. Должны читать Священное Писание, Псалтырь. Существует множество акафистов Божьей Матери: «Взыскание погибших», «Всех скорбящих Радость», «Неупиваемая Чаша». Но можно читать любой акафист Божьей Матери. Через какой образ к ней обращаться, значение не имеет.

Многих слушателей интересовал вопрос, как определить эффективность и благонадежность реабилитационных центров, предлагающих исцеление? Батюшка говорит, что нужно смотреть результаты их деятельности. Изменить свою жизни без Бога невозможно, если реабилитационный центр пользуется только помощью психолога, то это недолговременно, считает батюшка. Только вера в Бога может удержать человека от падений и дать ему возможность возрастать.

— Если центр дает человеку возможность развиваться интеллектуально, духовно, может быть, получать какую-то специальность, с первого этапа начать социализацию, готовиться к будущей жизни, тогда я считаю, что это центр благонадежный, — сказал пастырь.

Что делать родителю, если в семье все дети наркоманы, как пережить это, для чего дается такое испытание, спросили слушатели отца Алексия? Отец Алексий знает такие семьи, и тем не менее, родители молятся. Надежда есть всегда. В воспитании детей, как считает батюшка, взрослые делают ошибку: они хотят, чтобы дети прожили ту жизнь, которую родители им предполагают. И возможно дети вырываются на свободу из-под гнета, потому что родители им говорят, что можно делать, а что нельзя.

— Мы должны научить детей самим принимать правильное решение. Я всегда подросткам говорю, что взрослость — это не размер обуви, не рост. Взрослость — умение принимать решение не зависимо от своих желаний, а исходя из необходимости. Почему среди молодежи столько людей, которые ругают власть? Потому что они считают, что начинают принимать участие в жизни страны и они взрослые. При том, что пока ни знаний, ни умения анализа у них нет. Такое испытание как дети-наркоманы в семье, может быть, дается для вашего смирения. Ваши дети, может, на смертном одре принесут такие покаяние, что их Господь простит и помилует, и примет. Потому что Господь сказал: «Первого приму также, как последнего». Надо молиться. Чтобы у них был шанс на спасение, чтобы хотя бы в конце жизни они принесли покаяние, — сказал батюшка.

Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» — это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской епархии. Онлайн проходит каждую пятницу в группе епархии «ВКонтакте».

Задача проекта — представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн.

В проекте уже приняли участие:

— иерей Илия Александров: «Главная задача в отношениях с ребенком — подарить ему надежду своим отношением к жизни»;

— иерей Антоний Орехов: «Храм стал центром духовной жизни нашего города»;

— иерей Александр Есенин: «Надо иметь веру и надежду на исправление человека»;

— иерей Павел Старков: «Родителям нужно принять музыкальные вкусы ребенка и вместе разобраться в музыке»;

— протоиерей Игорь Бачинин: «Трезвость — одна из ступеней, которая дает возможность вернуться к замыслу Божьему»;

— иерей Андрей Щукин: «Православие и школа: как уберечь детей от современных угроз?»;

— протоиерей Димитрий Черняк: «Преображение должно стать смыслом нашей жизни»;

— иерей Андрей Юганец: «Это тоже чудо — современному молодому человеку сохранить чистоту душевную»;

— протоиерей Александр Никулин: «Царские дни: в каком покаянии нуждается наше общество?»;

— иеромонах Корнилий (Зайцев): «Екатеринбургская духовная семинария: легко ли быть молодым?»;

— иерей Даниил Рябинин: «Царская семья — пример подлинного христианского служения Отечеству и друг другу»;

— протоиерей Алексий Долгоруков: «Христианская проповедь может быть без слов»;

— иерей Сергий Ермолаев: «У верующего человека в больнице есть реальная возможность послужить Богу»;

— иерей Павел Кононенко и иерей Александр Карачёв: «Бог не хочет вражды и не лишает человека свободы»;

— иерей Андрей Андреев: «Почему важно в седьмой день недели быть в Церкви»;

— протоиерей Игорь Бачинин: «Духовность даёт человеку жизнеутверждающие смыслы и ценности»;

— игумен Флавиан (Матвеев): «Бог в душе: почему спасение возможно только в Церкви?»;

— игумен Иероним (Миронов): «Уроки праведного Симеона: как избавиться от привычки роптать и осуждать?»;

— иерей Кирилл Поморцев: «Есть две крайности — тщеславие и уныние. Мы не должны в них впадать»;

— протоиерей Пётр Мангилёв: «Пасхальные дни — дни особой благодати»;

—  иерей Игорь Стуков: «Можно ли научиться Евангельской любви?»;

— иерей Димитрий Бажанов: «Задача звонаря — своим колокольным звоном призывать людей ко Христу»;

— иерей Сергий Кунгуров: «Воинский храм открыт для всех»;

— иерей Максим Крылов: «Восстановление храма — это не восстановление стены, а созидание общины»;

— протоиерей Александр Сандырев: «Молодёжь в церкви ищет радость, взаимопонимание и счастье»;

— иерей Душан Михайлович: «Человек и его миссия: мы выбираем её или она выбирает нас?»;

— иерей Константин Корепанов: «Почему так важен канон Андрея Критского для начала Великого поста?»;

— иеромонах Аркадий (Логинов): «Разговор с Богом. К чему ведёт отсутствие духовного просвещения в жизни христианина?»;

— протоиерей Евгений Попиченко: «Великий пост — это время настроить взаимосвязь с Богом»;

— иерей Кирилл Кузовников: «Важность богослужения можно показать только своим примером»;

— иерей Иоанн Парамонов: «Молитва как орудие для стяжания благодати Духа»;

— иерей Димитрий Задорин: «Предназначение — это то, что наполняет саму смерть жизнью»;

— иерей Игорь Константинов: «Христианская забота и любовь должны распространяться за пределы церковной общины»;

— иерей Андрей Юганец: «Если центром прихода будет Господь Бог, то все получится»;

— иерей Димитрий Ваулин: «Диалог — основа будущего брака»;

— протоиерей Алексий Яковлев: «Зачем нужен Толкин, когда есть Катехизис»;

— иерей Иоанн Никулин: «Здесь все смотрят «Союз» и знают Екатеринбург»: традиции празднования Рождества Христова в Польше;

— протоиерей Андрей Канев: Патриотизм как ответственность за место, где ты живешь;

— иерей Андрей Щукин: «Во время Рождественского поста у человека есть возможность посмотреть внутрь себя»;

— иерей Даниил Рябинин: «Когда Божественная благодать касается человеческого сердца»;

— иерей Алексий Русин: «Мы стараемся любить друг друга, терпеть и уважать»: секреты крепкого прихода;

— иерей Илия Александров: «Может ли любовь к детям быть безграничной?».