Как сохранить добрые отношения с растущими и взрослеющими детьми, как посеять в них семена доброго, вечного и получить соответствующие плоды: на вопросы актуальной темы детско-родительских отношений в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» ответил иерей Илия Александров, настоятель прихода во имя святителя Иннокентия Московского в Екатеринбурге.
Батюшка рассказал в начале своей беседы, что недавно в храм Иннокентия Московского пришла группа шестиклассниц. Одна девочка изначально задавала вопросы религиозного содержания, но разговорившись, стала спрашивать совета относительно семейных обстоятельств. Её родители развелись, папа уехал, мама не справляется, и немного, как кажется девочке, строга с ней. И школьница спросила, как быть в этой ситуации, как вести себя, когда добрый папа далеко, а не совсем добрая мама близко. Батюшка рассказал ей о себе, своем детстве. Но без ее взрослых не решился говорить с ней на эту деликатную и очень важную тему.
Проблема воспитания в становлении не детей, но взрослых, родителей, отметил батюшка. Он уверен, что дети рождаются точно такими же, как и тысячи лет назад: любопытными, открытыми ко всему новому, настоящими экспериментаторами. И только внешнее окружение, в первую очередь взрослые, могут сделать так, что этот естественный процесс затухнет, а источник этой жизненной энергии иссякнет.
— По мнению одного умного многодетного отца — не меня — воспитание заключается не в передаче знаний или выстраивании правил и схем, а в ответе на главный вопрос: стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой? Если бы все зависело от правильно сказанных слов, то на нас бы давно снизошел дождь из Евангелия. Но Господь стал человеком, чтобы стать нашим спутником в этой жизни. Главный элемент в воспитании — способность взрослого воспитывать самого себя, — подчеркнул священнослужитель. — Отношения — это то, что строится, это некая динамика. Здесь не требуются вузовские дипломы детского психолога, например, и специальной компетенции. Каждый интуитивно понимает, к чему нужно стремиться.
Предпочтения, значимость, родительский авторитет — первый шаг в выстраивании отношений. И этот шаг происходит со стороны детей естественным путем. Грудной ребенок отдает предпочтение молоку своей матери, дети в незнакомой или кризисной ситуации смотрят на реакцию родителей и потом уже выстраивает свою. Даже конфликты, связанные с переходным возрастом, тоже происходят в первую очередь из-за значимости родителей в жизни ребенка.
— Ребенок настолько уверен в своих отношениях с родителями, что как в помойное ведро сливает туда весь свой негатив и отрицательные эмоции. Попробовал бы он так со своими друзьями себя повести, ведь не сделает, — отметил батюшка.
Иерей Илия Александров напомнил, что христиане принадлежат к культуре, которой свойственно понимание того, что все прошлое искупается одним мгновением настоящего, ценность всегда в моменте, здесь и сейчас. Поэтому со стороны родителей является благом принятие ребенка таким, какой он есть, безоценочно. Это не умаляет воспитание как такого, но ставит его на свое место. Если бы мы постоянно говорили ребенку, что он не такой как надо, и чтобы понравиться родителям, ему надо измениться, то такой процесс изначально был бы обречен на неудачу.
— Главная задача в отношениях — подарить ребенку надежду своим отношением к жизни, заразить его своей уверенностью в существовании смысла вещей, событий и главное — собственной жизни. Мы ответственны за встречу ребенка с реальностью. Становление добродетелей возможно тогда, когда ты счастлив, только тогда ты попытаешься стать добрым. Не надо бояться ошибаться. Любовь к ребенку покроет все, — сказал батюшка.
Священнослужителю задали вопрос, мифом или реальностью является конфликт отцов и детей. Батюшка отметил, что если понять, что наша разница с детьми в восприятии мира исчисляется не в десятилетиях, а в эпохах, столетиях и больше, то любое проявление взаимного внимания, эмпатии должно расцениваться как чудо. Дети доверяют авторитету кого угодно, даже учителя больше, чем авторитету папы с мамой. За собственный авторитет надо бороться, уверен отец Илия.
— Дети точно такие же, как и сотни тысяч лет назад. Изменились взрослые. К детям в древнем мире относились как к вещи, как к неодушевленному предмету. Поэтому спасибо, что в современном мире появилась другая модель. Для верующих критерием модели взаимоотношений в семье должно быть Священное Писание и отношение к детям и детству как у Христа, — уверен пастырь.
Слушатели спросили, не противоречит ли современная модель взаимоотношений Евангелию? Но батюшка отметил, что отсутствие этой модели противоречило бы, а то, что она несовершенна — является нормой, ведь каждый из людей несовершенен.
— Надо по мере сил каждому на своем родительском месте делать ее более Евангельской. Для этой цели лучше всего объединяться. 12 октября в Екатеринбурге будет проходить родительское собрание в Парке истории. Присоединяйтесь. Такие объединения, безусловно, к лучшему, за ними будущее, — отметил батюшка.
Но что делать, если у родителей разное мировоззрение и методы воспитания? Батюшка говорит, что должна быть какая-то база, фундамент, как минимум, родительская любовь друг к другу. Родителям надо обсудить понятие «благо», что для их ребенка благо будущей жизни. Какие-то основные установки должны быть, взрослым надо просто разговаривать.
Вопросы воспитания и отношений с детьми священнослужителя как многодетного отца очень волнуют. Как сохранить добрые отношения с растущими и взрослеющими детьми? Главное нужно с уважением относиться к их свободе. Ответ на этот вопрос можно прочитать в Евангельской притче о блудном сыне, где отец, скрепя сердце, отпускает сына и не впадает в другую крайность — не уходит вместе с ним только для одного, чтобы сыну было куда вернуться. Он не ограничивал его свободы ничем и даже отдал причитающее ему наследство.
— Поэтому, с одной стороны, не стоит играть в доброго родителя, а с другой — не сводить все отношения к запретам и табу, уважая свободу своего собственного ребенка, — подчеркнул отец Илия. — В Священном Писании мы можем читать: «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали, если не обратитесь, не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное». Исходя из Евангельских истин, мы должны относиться к своим собственным детям, уважать их.
Многих слушателей интересовал вопрос: как посеять в детях семена доброго, вечного и получить соответствующие плоды? Батюшка уверен, что ребенку надо дать право жить с человеком, счастье которого зависит не от проступков и ошибок своих собственных детей, а от чего-то более величественно важного. Не надо бояться быть милосердными по отношению к детям, не бояться ошибаться и просить у них прощения.
— Быть уверенными в своем выборе жизненного пути и главное — предложить детям пройти его вместе. Считаю, нельзя поставить цель сделать человека христианином, это не в наших силах. Но показать радость от этого пути и надежду, которую она дарит, можно, — уверен батюшка.
Батюшка рассказал, что в его семье часто ломается машина, а детей много, и супруга вынуждена выбирать тех, с которыми она поедет в храм. Чем меньше ребенок, тем лучше, тем послушнее. Но дети среднего возраста очень просят, чтобы их тоже взяли в храм. Поэтому супруга батюшки будит тех детей, которых берет вместе с собой. И эти дети по-настоящему счастливы. А к другим детям, когда она возвращается, приходит печаль, что их сегодня не взяли, но мама обещает, что это обязательно будет в следующий раз.
— Со всеми детьми без машины приехать в храм не получается, но с теми, у кого получилось побывать на службе в храме, повышенное настроение, а после службы еще и какао пьют, так что повышенное настроение удвоенное, — рассказал батюшка.
Выстраивание отношений с ребенком идет на протяжении всей жизни. Особенно сложно родителям бывает с детьми в подростковом возрасте. Как стать другом своему ребенку и не потерять с ним контакт в этот период? Отец Илия отметил, что надо относиться к нему как к взрослому. Но это не только про права ребенка, но и про требования. Нужно дать ему возможность увидеть мир своими глазами. И здесь очень много методов и возможностей.
— Это не просто общение и рассказ о своем видении тех или иных ситуаций. А просто брать его за руку и водить вместе с собой, например, в путешествие, — предложил батюшка. — Это замечательная возможность расширять не просто кругозор ребенка, но и показывать ему мир своими глазами. От таких совместных путешествий отношения только теплеют и становятся более дружескими.
В современных детях батюшка удивительным образом видит совмещение двух разных противоположных свойств — повышенная обучаемость в одних аспектах, а с другой стороны, поверхностность в других. Когда второй аспект затрагивает именно отношения друг другом, с родителями, с самим собой, то, к сожалению, первое нивелируется и обесценивается. Поэтому надо брать все самое лучшее у детей и помогать в том, что у них не получается, сколько бы лет им не было, считает священнослужитель.
Отец Илия — папа семерых детей. Он рассказал, что со старшим сыном, когда детей было меньше, было более проще общаться, заниматься воспитанием. Споры, конечно, были, батюшка с супругой даже некоторое время ходили к семейному психологу, потому что сын не слушался маму во время отсутствия отца. Но психолог сказал, что заниматься нужно не ребенком, а родителями.
— Сейчас старшему ребенку 15 лет, считаю, что те вещи, которые мы хотели, заложили в самом начале, они дали свои плоды. Он помогает нам по дому. Много вопросов, кем он будет, но тут давить не надо ни в коем случае, нужно прислушиваться к его внутреннему я. Это его личный выбор. Со средними детьми немного сложнее, потому что и дети сложнее, и меньше внимания было уделено им. С младшими, надеюсь, мы учтем ошибки, — улыбаясь, сказал батюшка. — Поэтому всегда есть группа контрольная, группа экспериментальная, смотрим, сравниваем, рассуждаем, приглашаем специалистов, хотя и сами большие специалисты, но куда без совета.
Роль отца в современном мире недооценена, считает отец Илия. Один его знакомый батюшка психолог говорил, что отношения с матерью в детстве — это отношения ребенка в будущем с внешним миром. А отношения с отцом — отношения с Богом. Роль отца недооценена в первую очередь самими отцами. Некоторые оцты говорят, что причина не в них, а во внешних обстоятельствах. Но, как считает батюшка, папа должен поработать, чтобы оставаться авторитетным для своего ребенка, особенно мальчики в период кризисов. Период сепарации очень полезный, это проверка отношений на качество, прочность. Эти испытания надо пройти. И тогда градус ценности отношений только повысится.
Вырастут ли дети верующими, зависит от того, как взрослые сами относятся к своей собственной вере — дань традициям или личная встреча с Богом.
— Если у взрослых внешнее совпадает с внутренним, то ребенку будет интересно с ним на эту тему разговаривать, и даже идти вслед за ним до определенного возраста. Потому что потом происходит некий перелом, переоценка ценностей, но затем впоследствии все должно вернуться. Поэтому наши дети всегда возвращаются к своим родителям, к нам с вами, — отметил батюшка.
Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» — это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской епархии. Онлайн проходит каждую пятницу в группе епархии «ВКонтакте».
Задача проекта — представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн.
В проекте уже приняли участие:
— иерей Антоний Орехов: «Храм стал центром духовной жизни нашего города»;
— иерей Александр Есенин: «Надо иметь веру и надежду на исправление человека»;
— иерей Павел Старков: «Родителям нужно принять музыкальные вкусы ребенка и вместе разобраться в музыке»;
— протоиерей Игорь Бачинин: «Трезвость — одна из ступеней, которая дает возможность вернуться к замыслу Божьему»;
— иерей Андрей Щукин: «Православие и школа: как уберечь детей от современных угроз?»;
— протоиерей Димитрий Черняк: «Преображение должно стать смыслом нашей жизни»;
— иерей Андрей Юганец: «Это тоже чудо — современному молодому человеку сохранить чистоту душевную»;
— протоиерей Александр Никулин: «Царские дни: в каком покаянии нуждается наше общество?»;
— иеромонах Корнилий (Зайцев): «Екатеринбургская духовная семинария: легко ли быть молодым?»;
— иерей Даниил Рябинин: «Царская семья — пример подлинного христианского служения Отечеству и друг другу»;
— протоиерей Алексий Долгоруков: «Христианская проповедь может быть без слов»;
— иерей Сергий Ермолаев: «У верующего человека в больнице есть реальная возможность послужить Богу»;
— иерей Павел Кононенко и иерей Александр Карачёв: «Бог не хочет вражды и не лишает человека свободы»;
— иерей Андрей Андреев: «Почему важно в седьмой день недели быть в Церкви»;
— протоиерей Игорь Бачинин: «Духовность даёт человеку жизнеутверждающие смыслы и ценности»;
— игумен Флавиан (Матвеев): «Бог в душе: почему спасение возможно только в Церкви?»;
— игумен Иероним (Миронов): «Уроки праведного Симеона: как избавиться от привычки роптать и осуждать?»;
— иерей Кирилл Поморцев: «Есть две крайности — тщеславие и уныние. Мы не должны в них впадать»;
— протоиерей Пётр Мангилёв: «Пасхальные дни — дни особой благодати»;
— иерей Игорь Стуков: «Можно ли научиться Евангельской любви?»;
— иерей Димитрий Бажанов: «Задача звонаря — своим колокольным звоном призывать людей ко Христу»;
— иерей Сергий Кунгуров: «Воинский храм открыт для всех»;
— иерей Максим Крылов: «Восстановление храма — это не восстановление стены, а созидание общины»;
— протоиерей Александр Сандырев: «Молодёжь в церкви ищет радость, взаимопонимание и счастье»;
— иерей Душан Михайлович: «Человек и его миссия: мы выбираем её или она выбирает нас?»;
— иерей Константин Корепанов: «Почему так важен канон Андрея Критского для начала Великого поста?»;
— иеромонах Аркадий (Логинов): «Разговор с Богом. К чему ведёт отсутствие духовного просвещения в жизни христианина?»;
— протоиерей Евгений Попиченко: «Великий пост — это время настроить взаимосвязь с Богом»;
— иерей Кирилл Кузовников: «Важность богослужения можно показать только своим примером»;
— иерей Иоанн Парамонов: «Молитва как орудие для стяжания благодати Духа»;
— иерей Димитрий Задорин: «Предназначение — это то, что наполняет саму смерть жизнью»;
— иерей Игорь Константинов: «Христианская забота и любовь должны распространяться за пределы церковной общины»;
— иерей Андрей Юганец: «Если центром прихода будет Господь Бог, то все получится»;
— иерей Димитрий Ваулин: «Диалог — основа будущего брака»;
— протоиерей Алексий Яковлев: «Зачем нужен Толкин, когда есть Катехизис»;
— иерей Иоанн Никулин: «Здесь все смотрят «Союз» и знают Екатеринбург»: традиции празднования Рождества Христова в Польше;
— протоиерей Андрей Канев: Патриотизм как ответственность за место, где ты живешь;
— иерей Андрей Щукин: «Во время Рождественского поста у человека есть возможность посмотреть внутрь себя»;
— иерей Даниил Рябинин: «Когда Божественная благодать касается человеческого сердца»;
— иерей Алексий Русин: «Мы стараемся любить друг друга, терпеть и уважать»: секреты крепкого прихода;
— иерей Илия Александров: «Может ли любовь к детям быть безграничной?».