По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

14 сентября 2021

«Трезвость – одна из ступеней, которая дает возможность вернуться к замыслу Божьему»: как не стать рабом зависимостей, рассказал уральский батюшка

Как помогает уральцам Попечительство о народной трезвости и чем оно занимается, как поддержать родственника, страдающего алкоголизмом, и актуален ли опыт трезвенного движения в дореволюционной России в наше время: на эти и другие вопросы в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» ответил протоиерей Игорь Бачинин, настоятель Никольского храма при Уральском государственном горном университете, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Русской Православной Церкви, руководитель отдела по утверждению трезвости и профилактике зависимостей Екатеринбургской епархии, магистр богословия, кандидат педагогических наук.

Батюшка начал беседу с обоснования причины зависимостей. Таковой, по его мнению, является неспособность, неумение человеком сохранить свою свободу. Свобода, радость и любовь – это то, что отличает православие от других вероучений. Свобода – состояние человека, с которым он был создан, по крайней мере, с точки зрения христианской антропологии. Именно религиозное мировоззрение, основанное на практическом опыте научных следований, показало свою состоятельность и жизнеспособность.

Свобода, как величайшее проявление Божественной любви к роду человеческому, для большинства из людей становится непосильной ношей. Человек не знает, как распределить свое свободное время, как воспользоваться своими ресурсами, как использовать здоровье, которое Господь дает ему. Неспособность сохранить себя свободным приводит человека к зависимому поведению, подчеркнул батюшка. Священное Писание учит тому, что человек не может не быть рабом. Он либо является рабом Божьим, то есть отдает себя во власть радости и любви, свободы и счастья, правды и истины: либо, если человек не желает и не стремится этого сделать, попадает в другого рода зависимость – становится рабом греха, разных пороков, страстей, которые порабощают человеческую душу.

– Каждому из нас Господь дает выбор – как сохранить свободу, радость и любовь, как обрести полноту счастья и жизни, ибо истинная жизнь возможна только с Богом. Оглядываясь на свою церковную жизнь, могу сказать, что все это я сумел обрести, узнать, найти определения многим понятиям именно только в Церкви, – сказал отец Игорь.

Трезвость – это нравственная ценность и христианская добродетель, позволяющая человеку распознавать добро и зло, сохранять себя в свободе и радости. Трезвость проявляется через воздержание, здравомыслие и трезвение.

– Трезвость одна из ступеней, которая дает возможность вернуться к тому замыслу Божьему, который Господь имел при творении этого мира, – отметил батюшка.

Отца Игоря спросили, почему избавиться от зависимости сложно, а покориться ей проще простого? Священнослужитель отметил, что природа человеческая греховна, и если человек не упражняет себя в добродетели воздержания, то формируется зависимое поведение. Чтобы этого не произошло, важно сохранять себя в трезвости, тогда не будет нужды избавлять себя от форм аддиктивного поведения.

– У нас в храме существуют курсы, которые позволяют человеку осознать степень своей зависимости, помогают найти путь решения своей проблемы. Зависимость – это, в первую очередь, не проблема личности, а проблема отношений. И если не происходит корректировки отношений или тех коммуникативных связей, в которых формируется личность, то тогда мы не сможем оказать помощь. Мы пытаемся научить человека в приходской школе трезвости избавиться от зависимости и сохранить себя в трезвом образе жизни, – отметил батюшка.

Отец Игорь рассказал слушателям о движении трезвости в дореволюционной России. В конце XIX – начале XX века в Российской империи была выстроена комплексная система воспитания народа в духе трезвости. Инициатором этого процесса еще в 1895 году выступило министерство финансов. С его подачи было создано Попечительство о народной трезвости. Еще в те времена люди понимали – чтобы человек был трезвым, его нужно этому научить, его нужно воспитать, взрастить в нем христианскую добродетель. Научить наравне с учением чтению, письму, труду. Апостол трезвости, как называют выдающегося русского педагога Сергея Александровича Рачинского, еще в 1882 году в своем родовом поместье Татево в Смоленской губернии организовал на свои собственные средства народную школу и много заботился о нравственном становлении крестьянских детей. Вместе с единомышленниками он пришел к выводу – чтобы воспитанники жили трезво, они должны видеть пример трезвой жизни. Тогда 18 июля, в день празднования памяти преподобного Сергия Радонежского они дали обещание, что ближайший год они проведут трезво. Таким образом, они возродили ранее существовавшую практику обетов и зароков, дав обещание Богу друг перед другом, что они будут жить трезво.

– Этот их сердечный посыл во многом определили развитие и становление  трезвого движения, которое к 1914 году было достаточно представительным, объединяло около 2000 приходских обществ трезвости. В них состояло около 1 млн человек. Эти люди вяли на себя служение трезвенного просвещения свидетельствовать перед другими людьми своим личным примером о радости трезвой жизни, – отметил батюшка.

Слушатели спросили пастыря, какие формы взаимопомощи членов общин трезвости существовали до революции? Их было достаточно много, ответил отец Игорь. Например, при храме Рождества Христова у Варшавского вокзала в Питере существовало Александро-Невское общество трезвости. Оно было достаточно распространенным и влиятельным. На 1904 год насчитывало 140 тысяч человек. В нем существовало 42 формы социальной помощи. Были свои лечебницы для алкоголиков, обеты и зароки трезвости, существовали общества трезвости, активно занимались просветительской деятельностью, издавали журналы, брошюры, книги, создавали рабочие места, были свои чайные, пекарни, типографии, занимались строительством храмов, участвовали в сельскохозяйственных вставках. Это общество трезвости имело разветвленную сеть оказания помощи людям в избавлении от состояния нетрезвости. Начиналось это с того, что человек давал Богу обет трезвости или зарок от пьянства и, вступив в такие личные отношения с Богом, человек становился членом общества трезвости и не только избавлялся от пьянства, но мог далее социализироваться.

В июле 2014 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял концепцию по утверждению трезвости. На этом же заседании Синода было принято решение возродить всероссийский праздник трезвости, который отмечается 11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи. Неспособность человека сохранить себя в трезвости, неумение и незнание неизбежно ведет к пьянству. Исходя из исторического опыта и той аскетической практики, которая накоплена в Церкви, батюшка отметил, что нужно не профилактировать пороки, а взращивать добродетели. Член-корреспондент Российской академии образования, доктор психологических наук Виктор Иванович Слободчиков написал монографию о кризисе современной системы образования. Отец Игорь упомянул о ней, потому что Виктор Иванович пришел к той же мысли, что и священник – необходимо менять парадигмы воспитательных установок и вместо того, чтобы профилактировать пороки, нужно взращивать добродетели. И трезвость как раз относится к разряду добродетелей.

– Занимаясь историческим исследованием вопроса трезвости, могу сказать, что это является базовой национальной ценностью для народов, которые населяли и населяют Российскую Федерацию, – сказал священник.

В Свердловской области возрождаются традиции, которые существовали в дореволюционной России. В 2008 году возродили Попечительство о народной трезвости как общественно-государственное движение. Подписано соглашение между губернатором и епископами митрополии. Батюшка рассказал, что в рамках Попечительства о народной трезвости братство реализует пять основных проектов. Самый длительный по времени – с 2005 года – социально-педагогический проект «Будь здоров». Он направлен на воспитание трезвости у обучающихся 7-9 классов. В течение всего учебного года они участвуют в проекте. Класс, занявший призовое место, едет на море. Те, кто занимает 2 и 3 место получают поощрительные призы.

Еще одним проектом братства является проект «Здоровое село – территория трезвости», он реализуется с 2015 года. За 1 место село получает 560 тысяч, за 2 место – 400, 3 место – 240 тысяч рублей. Еще три поощрительных места по 100 тысяч. Батюшка отметил, что, может, это и небольшая сумма, но она вдохновляет многих участников из населенных пунктов принимать участи. Священнослужитель выразил надежду, что проект будет расширяться и далее.

Еще одним проектом братства является непосредственно День трезвости, а также молодежный форум. В летний период времени в поселке Мариинске в Ревдинском округе проходит международный слет трезвости и здоровья. Последние два года в связи с пандемией форум проводится онлайн. Но, не смотря на это, интерес к общению на трезвую тему, лекциям не уменьшается, все больше людей включается в трезвенное движение.

Слушатели спросили священника, стоит ли спасать своего супруга или супругу от зависимостей и как это делать?  Наши близкие, отметил батюшка, не хорошие и не плохие, они не свободные или зависимые, они именно такие, которые необходимы ради нашего спасения. И если человек действительно хочет войти в жизнь вечную, жить свободным в радости и любви, то тогда у него не будет нужды прекращать такие отношения с кем-то, считает батюшка. Если близкий страдает от этого недуга, в первую очередь нужно сделать так, чтобы он осознал свою зависимость. Нередко бывает, что родственники, видя изменения в поведении своего близкого, стараются обратить внимание, но если человек сам не осознает, что у него есть зависимость, то это не приводит к положительному результату, уверен священнослужитель. И все усилия способствуют напряжению отношений, как правило, это приводит к разрыву.

– Нужно помочь своему супругу или супруге, обратиться в церковь, сделать все необходимое, чтобы сохранить свой супружеский союз. Но из собственного опыта могу констатировать факт, что не всегда люди хотят изменить свою жизнь, есть те, кого устраивает порочная жизнь и они ничего не хотят менять. В этом случае, если есть чувства, супружеская верность, готовность сохранить супружеский союз, то нужно попытаться его сохранить. В основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится о том, что если один из супругов находится в состоянии алкогольной и наркотической зависимости, не хочет спасаться, встал на путь погибели и ничего не желает делать для изменения своей жизни, то вряд ли такому человеку можно помочь. Тогда сохранение себя, детей было бы, наверное, вполне правильным решением, когда супружеский союз распадается, – отметил батюшка Игорь.

Батюшка больше 30 лет занимается помощью страждущим людям, за это время в братство «Трезвение» обратились за помощью уже более 5 000 людей. Братство объединяет людей, понимающих суть этой проблемы. В нем работают люди, которые занимаются исследованиями в этой области, занимаются разработкой теории трезвенного просвещения, многие занимаются конкретной помощью людям, желающим избавиться от той или иной своей зависимости и стать на путь трезвой жизни.

– Мы предлагаем человеку руку помощи и говорим, как ему можно вернуться к свободе, научиться любить и радоваться. Семинары и курсы помогают человеку осознать то состояние, в котором он находится. А сохранить себя в этом состоянии и есть задача приходских обществ трезвости, которых в нашей епархии уже 68. Эта работа гораздо более важнее, чем помочь избавиться от зависимости. Ее важность определяется тем, что все пороки человека, навыки, которые приобретает в своей порочной жизни, никуда и никогда не денутся. Это не означает, что на человеке нужно поставить крест. Напротив, это говорит о том, что мы должны выстроить свою жизнь учитывая негативный опыт, он всегда может о себе напомнить и дать срыв, – отметил батюшка.

Один из ближайших семинаров будет проходить в Екатеринбурге с 25 октября. Те, кто хочет обратиться за помощью, могут получить информацию в храме святителя Николая на ул. Куйбышева 39.

Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» – это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской епархии. Онлайн проходит каждую пятницу в группе епархии «ВКонтакте».

Задача проекта – представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн.

В проекте уже приняли участие:

– иерей Андрей Щукин: «Верующий православный педагог не должен мешать Богу вести человека по пути к Царству Небесному»;

– протоиерей Димитрий Черняк: «Преображение должно стать смыслом нашей жизни»;

– иерей Андрей Юганец: «Это тоже чудо – современному молодому человеку сохранить чистоту душевную»;

– протоиерей Александр Никулин: «В почитании есть и покаяние»;

– иерей Даниил Рябинин: «Царская семья – пример подлинного христианского служения Отечеству и друг другу»;

– протоиерей Алексий Долгоруков: «Христианская проповедь может быть без слов»;

– иерей Сергий Ермолаев: «У верующего человека в больнице есть реальная возможность послужить Богу»;

– иерей Павел Кононенко и иерей Александр Карачёв: «Бог не хочет вражды и не лишает человека свободы»;

– иерей Андрей Андреев: «Можно прийти в храм, помолиться, и с Богом дальше поехать трудиться»;

– протоиерей Игорь Бачинин: «Духовность даёт человеку жизнеутверждающие смыслы и ценности»;

– игумен Флавиан (Матвеев): «Во время войны в храме жила слониха, а позже в здании хотели сделать студию звукозаписи»;

– иерей Кирилл Поморцев: «Есть две крайности – тщеславие и уныние. Мы не должны в них впадать»;

– протоиерей Пётр Мангилёв: «Пасхальные дни – дни особой благодати»;

–  иерей Игорь Стуков: «Можно ли научиться Евангельской любви?»;

– иерей Димитрий Бажанов: «Задача звонаря – своим колокольным звоном призывать людей ко Христу»;

– иерей Сергий Кунгуров: «Воинский храм открыт для всех»;

– иерей Максим Крылов: «Восстановление храма – это не восстановление стены, а созидание общины»;

– протоиерей Александр Сандырев: «Молодёжь в церкви ищет радость, взаимопонимание и счастье»;

– иерей Душан Михайлович: «Человек и его миссия: мы выбираем её или она выбирает нас?»;

– иерей Константин Корепанов: «Почему так важен канон Андрея Критского для начала Великого поста?»;

– иеромонах Аркадий (Логинов): «Разговор с Богом. К чему ведёт отсутствие духовного просвещения в жизни христианина?»;

– протоиерей Евгений Попиченко: «Великий пост – это время настроить взаимосвязь с Богом»;

– иерей Кирилл Кузовников: «Важность богослужения можно показать только своим примером»;

– иерей Иоанн Парамонов: «Молитва как орудие для стяжания благодати Духа»;

– иерей Димитрий Задорин: «Предназначение – это то, что наполняет саму смерть жизнью»;

– иерей Игорь Константинов: «Христианская забота и любовь должны распространяться за пределы церковной общины»;

– иерей Андрей Юганец: «Если центром прихода будет Господь Бог, то все получится»;

– иерей Димитрий Ваулин: «Диалог – основа будущего брака»;

– протоиерей Алексий Яковлев: «Зачем нужен Толкин, когда есть Катехизис»;

– иерей Иоанн Никулин: «Здесь все смотрят «Союз» и знают Екатеринбург»: традиции празднования Рождества Христова в Польше;

– протоиерей Андрей Канев: Патриотизм как ответственность за место, где ты живешь;

– иерей Андрей Щукин: «Во время Рождественского поста у человека есть возможность посмотреть внутрь себя»;

– иерей Даниил Рябинин: «Когда Божественная благодать касается человеческого сердца»;

– иерей Алексий Русин: «Мы стараемся любить друг друга, терпеть и уважать»: секреты крепкого прихода;

– иерей Илия Александров: «Может ли любовь к детям быть безграничной?».

Действующие лица