О тяжести молитвенного труда, открывающем духовные тайны, и о том, как нам стать созерцателями Света Фавора, рассказал иерей Даниил Рябинин, руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом районе Екатеринбурга.
— С праздником дорогие братья и сестры! С прекрасным торжеством любви Божией к нам, Его созданиям и братьям!
О событии, которое легло в основу сегодняшнего торжества, происшедшего на горе Фавор, незадолго до крестных страданий Спасителя, подробнее всех рассказывает Евангелист Лука (9, 28-36), хотя его Евангелие и не читается за богослужением, уступая Евангелисту Матфею в этом литургическую честь.
Именно Лука говорит о том, что Христос не просто пошел на эту красивейшую во всей округе гору, а пошел, взяв с Собой трех учеников помолиться. Молитва, разделяемая с самыми близкими апостолами, и стала основной причиной удаления на Фавор, саму же Славу Свою Господь и так имел всегда с Собой, не раскрывая ее перед неочищенным и страстным взором. Потому и мы с вами, дорогие братья и сестры, сегодня также собрались на молитве, центром которой является Сам Господь Бог, способный преобразить самые неизменяемые сердца.
То, что молитвенный труд тяжел и изнурителен, знает любой из нас, живущих духовной жизнью, а не ее имитацией, христиан. Потому так понятно нам становится, что апостолы во время этого бденного труда уснули, а пробудившись, увидели все великолепие Преображенного Спасителя. Значит, можем рассудить мы, усталость и слабость не являются препятствием к созерцанию Тайн Божиих и видения Господа, как Он есть. Лишь бы это была усталость от духовных трудов, а не от порочной жизни. Не грех быть слабым в молитвенном труде. Грех – совсем не трудиться.
Уму апостолов открываются великие тайны; не зная древнейших пророков в лицо, они уже знают, что собеседниками Спасителя здесь явились Моисей и Илия — не просто олицетворение, а живые проповедники Закона и Пророков. На горе Фавор явились Ветхий и Новый Заветы в Свете Христова Преображения. Значит, каждый, кто хочет понимания сути вещей и ищет тайные знания, раскрывающие законы этого мира, не искать мистических практик и опытов должен, а следовать с молитвой за Христом, чтобы возсиял Его присносущный свет в уме и очищенном покаянием сердце каждого верующего.
Видение Славы Божией, о котором рассказывают евангелисты – это и есть обожение, вбирающее в себя всего человека. Не чувственного и интеллектуального, а его ипостазированную по образу Христа сущность. И раз апостолам не казалось некое атмосферное явление, как игра чувств, и не озарены они были усилием интеллекта лишь, вникнув в важность момента, а вобраны они были полностью Славой Божией Христа Спасителя, не просто созерцая Преображение, но и сами преобразившись, насколько могли. Об этом свидетельствует блаженное пожелание Петра: «Хорошо нам здесь, сделаем кущи и никуда не уйдем». Ибо чего еще желать спасенному сердцу, когда человек уже находится в Царстве Небесном!
Такие дары, по милости Божией, каждый из нас, дорогие братья и сестры, носит с собой. И отчего мы не становимся созерцателями Света Фавора, так только от того, что не хватает нам, по слову преподобного Серафима Саровского, одного: решимости. Решимости жить и молиться, как настоящие христиане. Именного этого я и хотел пожелать вам, мои дорогие в дни Успенского поста и в День Господень сегодня: настоящей решимости для духовной жизни, в надежде на наше преображение и воскресение для жизни будущего века!