О чуде обращении Великого князя Владимира ко Христу, о том, как Господь выбрал сердце человека, исполненного страстями и пороками, и преобразил его и, как следствие, всю Русскую землю, рассказывает иерей Даниил Рябинин, руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом районе Екатеринбурга.
— С праздником, дорогие братья и сестры! Сегодня мы чтим память святого, благодаря которому изменилась судьба нашего Отечества, и миллионы людей поколениями, уходящие к IX веку от Рождества Христова, смогли приобщиться к свету веры Христовой. Мы празднуем память Крестителя Руси, святого и равноапостольного великого князя Владимира.
Один из первых гимнографов святого Владимира и первый русский Киевский митрополит Иларион в своем похвальном «Слове о законе и благодати», памятнике древнерусской письменности, созданном буквально через 30 лет после кончины святого Владимира, отмечает настоящее чудо в обращении князя ко Христу.
Когда мы читаем историков, то логика принятия решений тех или иных правителей кажется нам понятна, она имеет причины, а, следовательно, и итоги. Однако, по большому счету, это все попытки объяснить уже совершенное, но как именно был озарен ум человека – это тайна личности каждого. И то, что князь Владимир, один из сильнейших правителей Руси, сын грозного и могучего для самой Византийской империи князя Святослава, принял Христа Господа в свое сердце как Спасителя и Покровителя – удивительная тайна любви Божией к любому человеку.
Дух Святой избирает для Себя сосуд вовсе не кристальный, а исполненный страстями и пороками. Жизнь Владимира до крещения представляет собой сборище всех грехов, которые только можно представить человеку. Однако, именно таким людям, в первую очередь, и необходимо спасение, ведь жизнь – коротка, а пагубная дорога ее сокращает еще стремительнее без всякой надежды на благую вечность.
И вот к Владимиру не приходят апостолы, проповедующие так, что в людях начинает гореть сердце. Он не встречает чудотворцев, обращающих воду в вино, исцеляющих больных или воскресающих умерших. К нему не приходят пророки, открывающие будущее. Наконец, он не встречает Христа воочию, не является свидетелем Его Воскресения и Вознесения. И все же Господь касается этого сердца, и Владимир впускает Его. Это чудо общения Бога и человека.
И какие удивительные последствия мы видим в жизни человека, принявшего веру Христову! Владимир становится целомудренным, милосердным и богобоязненным. Но он не просто человек. Он человек, обладающий властью. И эту власть он употребляет на помощь в спасении своих соотечественников.
Князь организует возможность крещений по всей славянской земле, приглашает из Византии священников и архиереев, строит храмы, обеспечивает развитие церковного и общего образования, усмиряет буйство языческих нравов, ограждает границы государства от набегов, поощряет благотворительность. И уже к концу его правления лик Русской земли преображается. Грамотность становится повсеместной, везде совершается молитва, читается Евангелие, развиваются искусства, а когда нерадивый сын Святополк пытается захватить власть, убив братьев Бориса и Глеба, то вторые именуются страстотерпцами, исполнившими образ христианской нравственности, а первый – окаянным, и не принимается народом, отправляясь в изгнание. Люди за несколько десятилетий всеобщего христианства изменились настолько, что не готовы принять безнравственного язычника.
Владимир — единственный правитель нашей земли, который и в народном былинном эпосе, и памятниках древнерусской литературы, и в агиографических текстах именовался Красным Солнышком, и такое обилие источников лишь подтверждает, что подлинный и литературный образы были весьма близки. Вот какие чудеса творит Бог с одним человеческим сердцем для того, чтобы миллионы других сердец, вглядываясь вглубь истории, приходили к простой и очевидной вещи: велик Бог христианский. И велик наш Бог в человеке!
С праздником! Пусть молитвы равноапостольного и святого князя Владимира берегут наши сердца и наше Отечество.