О возвращении к своим истокам, обращении к подвигам русских святых и стремлению к святости рассказал в день Всех святых, в земле Русской просиявших, иерей Даниил Рябинин, руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии. Напомним, праздничная Божественная литургия была совершена 4 июля 2021 года в Храме-Памятнике на Крови, ее возглавил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений.
– Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение! В этих словах для нас звучит все существо сегодняшнего праздника. Это удивительный потрясающий для нас день. Совсем недавно мы праздновали день Святой Троицы, Пятидесятницы – день рождения Церкви Христовой, затем праздновали следующий день – день Всех святых – плоды Церкви Христовой здесь, на Земле. Сегодня торжество земли русской – День всех святых, в земле Русской просиявших.
Это престольный праздник и великолепное торжество нашего замечательного храма, который стоит в центре города, золотом куполов, звоном разливающихся колоколов свидетельствует о том, что Церковь свята, жительствует, приносит свои плоды. Потрясающий праздник для нас. И, конечно, в этот день – день Всех русских святых, коих мы чтим – это духовный день русского народа, духовный праздник, день России. Храмы должны быть полны градоначальниками, управленцами, губернаторами, народом, людьми Божиими. Когда мы говорим о наших с вами святых, мы видим их в контексте и нашей истории, самых разных обстоятельств, разных эпох, разных времен и переломов. Мы говорим об истории нашего Отечества, в которую органично вписана и жизнь святых, которых мы сегодня поздравляем, и жизнь Церкви Христовой, Русской Православной Церкви, членами которой мы являемся.
Насколько удивительно в этом храме сегодня находиться в день святых, коих мы чтим, ведь здесь, на этом месте претерпели страдальческую кончину наш страстотерпец государь император Николай II вместе со своей августейшей семьей. Почему удивительно это? Праздник появляется в XVI веке, но к Синодальному периоду, когда все устремились рубить окна в Европу, начали забывать об этом празднике – о дне русских святых. Начинают прививаться самым разным образом иные другие ценности. Праздник сходит как бы на нет, но уже в переломное время в 1917-18 годы, в самый разгар революции на Соборе вновь возрождается этот праздник и утверждается. В чем уникальность этого события? В том, что е люди, которые принимали участие в Соборе, они и свои имена, в том числе, вписали в Синодик земли Русской; в том, что явились для нас исповедники, новые мученики, святители и, конечно, наш страстотерпец император Николай II, память которого совершается в страшную трагическую ночь. Но, одновременно с этим для нас сегодня – это ночь, которая сияет торжеством надежды, веры.
Совсем скоро тысячи людей приедут сюда, к этому месту, поклониться, помолиться об Отечестве нашем, о нашем народе русском. Тысячи людей из года в год собираются здесь, потому что сам государь собирает их, чтобы наш народ представлял собой единство.
Когда мы чтим наших святых, мы видим как бы в разрезе всю историю нашего Отечества, начиная с того самого момента, как святой равноапостольный князь Владимир крестил Русь в водах Днепра. С того момента задается этот импульс развития нашего Отечества. Это понимал и чтимый нами сугубо в этом году святой благоверный князь Александр Невский, обладающий уникальнейшими талантами и способностями. Он понимал, что сохранение единства, основанием которого является наша вера – это то средство и те возможности, пользуясь которыми мы сможем преодолеть и снять с себя и ордынское иго, и все те переломные вещи, которые наступали в нашем Отечестве.
Мы празднуем широко и торжественно День народного единства, когда вновь возвращаемся к истокам и пониманию, осмыслению того, что живет и объединяет нас. Русский народ смог вновь победить европейского интервента, изгнать его из своих рубежей. Для нас сегодня это очень важно понимать, поэтому и говорим, что это духовный день России, что все мы должны объединиться под началом нашей веры. А мы стыдимся отстаивать храмы. Почему наше Отечество называлось Русью Святой? Строилось много храмов, были монастыри – было все так, но самым главным было то, что идея святости жила в русском человеке от самого начала существования нашего Отечества. Идея святости, стремление к ней. Отсюда мы видим совершенно потрясающие удивительные подвиги, которые совершались, спасая жизни миллионов людей на всей Земле, на всей планете. Вот чем был движим русский человек, русский народ – идеей святости. Потому и Русь Святая была.
Сегодня мы пережили целый период без веры, без царя, без Отечества. Что, нравится? Нам так не нужно. Мы так не хотим. Поэтому мы и говорим о необходимости возвращаться к тем традициям, к тем объединяющим вещам, коими жило наше Отечество, жил русский человек на протяжении всего времени существования.
Вспоминаются слова святителя Иоанна Шанхайского, в одном из своих слов в праздник дня святых, в земле Русской просиявших, он говорил, что для нас русские святые являются тем духовным небом, под которым формировалось, сохранялось и развивалось наше Отечество. Куда еще нужно смотреть? Сколько раз нам нужно вновь и вновь ошибаться, становиться опять на те же самые грабли, которые будут бить нас по голове? Отказываться, стесняться?
Вспомните нашего великого полководца Суворова, он говорил: «Господи, какое счастье быть русским!» Какое счастье Господь нам даровал! Не счастье ли быть вместе? Чувствовать близость наших святых? Каков портрет русского святого? Кто это? Может быть, Илья Муромец, крепкий телом и духом, верой? Может быть, это Собор благоверных князей в земле Русской во главе с Александром Невским, Димитрием Донским, другими святыми? Может быть, это Собор новых мучеников и исповедников, бессребреников? А наших боговидцев и преподобных, кои общались с Господом и проповедовали всему миру и русскому человеку о важных, ценностных вещах? Или наши потрясающие святители? Собирательный образ русской святости для нас открыт, он для нас явлен так, что мы с вами тоже видим их близость в том смысле, что и стар и млад, и высокого положения и простец – для всех нас Церковь открыта.
Для всех Господь открывает Свое Царство и нам являет этих святых, которые на нас похожи. Путь их жизни мы можем применить и к себе. И как сказал святитель Иоанн, и для себя видеть то духовное небо, на котором сияют такие яркие звезды русских святых. И нам все становится видно, все понятно. Мы не ходим теперь в темноте и полумраке, не ищем радости в стране далекой, утешая себя псевдодуховными вещами, надеждами. Давайте вернемся к своим истокам. Давайте обратимся к подвигу жизни, мироощущению наших русских святых, которые жили с нами, может быть, в разное время, в разные эпохи, пережили самые разные обстоятельства жизни. Но, самое главное, что было в них – исполнение тех заветов, того, что Господь нам открывает в святом Евангелии: стремление к святости.
И вот какие богатые плоды, как изобильно Господь благословил землю Русскую. Мы с вами являемся соучастниками этого, к этому устремляемся. Все это начинается с нас самих, и дальше это будет продолжаться – возрождение Церкви православной, нашего Отечества, единства нашего народа.
Сегодня нас опять разделяют, предлагают самые разные вещи для суждений. Но мы никогда ни с чем не справимся, не победим никакую заразу, если вместе не объединимся, если мы не будем единым целым народом, в основе которого лежат те духовные заветы, коими жило наше Отечество, жили наши святые и сохранили для нас, пусть отчасти расколотое, но Отечество. Этим мы с вами живем. Эти слова потрясающие из сегодняшних песнопений – они в нашем сердце зажигают огонь. Очень хочется, чтобы он разгорался и зажигал сердца людей, которые, может быть, по каким-то обстоятельствам сегодня еще не пришли сюда, не пришли к храму Божиему, не поняли того, что проповедуют для нас святые земли Русской, что проповедует для нас наше с вами Отечество. Не нужно нам устремлять куда-то свой взгляд в дальние горизонты. Все у нас с вами есть: высокая духовность, высокий интеллектуал, духовный подвиг, наследие, коим мы жили и живем. Вновь и вновь хочется повторять слова: «Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение».