О трудах святых отцов I Вселенского Собора, о принятии ими Символа православной веры рассказал в своем наставлении руководитель Миссионерского отдела Екатеринбургской епархии иерей Даниил Рябинин.
— С Праздником, дорогие братья и сестры!
В этот примечательный день мы вспоминаем труды отцов Первого Вселенского Собора, который прошел в 325 году в пригороде Константинополя, столицы Римской Империи того времени. Нам их труды очень хорошо знакомы вот, по этим словам: «Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено» – эти важные слова, принятого отцами Собора Символа православной веры, стали главной богословской и исповеднической преградой для нечестивого учения о неравенстве Сына Отцу и о том, что Христос – лишь посланник, но не Сам Господь Бог, спасший нас от уз смерти и ада.
Просто ли было отцам Собора изъявить свою волю в этих святых и четких формулировках? Из книг по истории Церкви мы видим, что без содействия Благодати Святого Духа сделать это было невозможным. Многим не хватало слов для того, чтобы выразить свою православную веру, а слова были очень нужны. Некоторые считали, что церковные споры на богословские темы лишь подрывают авторитет церковных общин, особенно в глазах государства, стремящегося, как сейчас говорят, к социальному миру. Некоторые были близко знакомыми с ересиархами и их главой священником Арием. В их числе были многие уважаемые архиереи, такие как Евсевий Кесарийский, или Евсевий Никомедийский, позднее крестивший самого Императора Константина. И за ними были еще церковные люди, буквально вчера вместе стоящие со всеми в храме, встречающие Пасху, плачущие о своих грехах и радующиеся о том, что Империя постепенно становилась христианской.
И тем не менее, именно эти отцы смогли сформулировать текст Символа веры, констатировать факт нецерковного учения Ария и его соратников, отлучив их от Церкви, как нежелающих раскаяться и воссоединиться с Телом Христовым. Могла ли Церковь впасть в ересь и согласиться с арианством? Нет, конечно, ведь по слову апостола Церковь – столп и утверждение Истины. Но могли ли отцы Собора не принять спасительный Символ веры? Конечно могли, по разным человеческим причинам. Также как Каин мог ли не убивать Авеля? Мог, но убил. Мог ли Моисей отказаться возглавить выход народ из рабства? Мог, но не отказался. Мог ли Давид не бесчестить Вирсавию и не убивать ее мужа? Мог, но согрешил. И мы почитаем подвиги святых – за то, что они смогли быть святыми и сожалеем о поступках грешников за то, что они могли не грешить, но согрешили. Бог Промыслом Своим не насилует человеческую волю, но человек, будучи духовно просвещенным, может содействовать исполнению Божественного Промысла.
Отцам Первого Вселенского собора выпала великая честь и ответственность принимать те правила для жизни Церкви, которые были необходимы, и они их приняли, за что мы сегодня и почитаем их память.
Кто-то мог бы посетовать, что в результате огромное число верующих потеряли своих пастырей, которые были осуждены и отлучены. Особенно это касалось женских общин, собираемых Арием по всему Востоку. Так видно повелось, что вокруг харизматичных священников собираются в изобилии женщины, почитающие его за старца и уже начинающие создавать общину этого старца, а не общину Иисуса Христа. Церковь же, обязана уберечь своих чад от распространяемых соблазнов, конкретно обозначив границы того, что церковно и по-христиански, а что не церковно, и ко Христу не имеет никакого отношения. Иногда такие вопросы можно решить и в локальной области, а иногда, запущенная проблема такова, что приходилось собирать такие соборы, но как бы не извивался ход человеческой истории лукавств, Божий путь всегда спасал и выводил из любых закоулков верующих в Него.
Взирая на сегодняшний праздник и прославляя его отцов, будем же, дорогие братья и сестры, и сами крепки в нашей вере в Бога и верности Матери Церкви.