Как полюбить ближнего своего, как самого себя и можно ли научиться Евангельской любви — на эти и другие вопросы в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» ответил иерей Игорь Стуков, клирик Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря, помощник ректора по воспитательной работе Миссионерского института Екатеринбургской епархии.
Священник начал свою беседу с того, что на конкретный вопрос: «Можно ли научиться Евангельской любви?» — дал конкретный ответ: нельзя. Отец Игорь отметил, что, когда мы говорим об учёбе, научению, мы, прежде всего, подразумеваем очень активную деятельность нашего ума. А любовь может поселиться в человеке, но не в голове, не в разуме, а в сердце. Человек спрашивает, можно ли отнестись к любви как к какому-то учебному предмету, разложить всё по полочкам, выучить этот предмет и стать обладателем этой самой замечательной Евангельской добродетели?
— Мне кажется, если бы это было возможно, то в таком случае и в воскресной школе, и семинарских академических расписаниях появился бы такой предмет среди предметов основ церковнославянского языка, истории Церкви. Каким образом можно получить эту любовь? Господь сам готов делиться с нами. Он готов каждому человеку дать её, да вопрос только в другом: можем ли мы её принять? Очень важно нам сделать своё сердце способным к тому, чтобы этот дар удержать. Вот именно здесь мы можем говорить о каком-то научении, где мы, опираясь на Священное Писание, прежде всего на Божественное Откровение, можем для себя понять определенное действие, определенные этапы, которые будут способствовать тому, чтобы мы сделали из себя сосуд, способный удержать это самую любовь, сосуд, в которой Господь вложит эту самую любовь, — рассказал священник.
— Бывает так, — продолжил батюшка, — что, говоря о любви, мы нередко подразумеваем, что нас будут любить, что нас будут принимать, понимать, нам будут служить. Но дело в том, что мы очень часто забываем, что любовь — это, прежде всего, чувство жертвенное, и она подразумевает, в первую очередь, что мы должны кому-то послужить, мы должны оторвать от себя что-то: время, силы ради другого человека. Но современный человек сконцентрирован больше на самом себе, думает о том, что выгодно и невыгодно ему. А настроить себя на то, что я буду кому-то служить, очень непросто. Но это и есть Евангельская любовь. Господь Бог прежде всего дарует себя человеку, Он одинаково любит всякого человека, это Его суть, Он по-другому никогда не поступает. Любят нас не потому, что мы надеемся на какую-то выгоду в этом отношении, а потому что любовь сама по себе — это наша суть, наше кредо, мы по-другому в принципе не можем поступать. Вот это и есть любовь Божественная, любовь Евангельская.
Возникает вопрос, как мы можем встать на тот путь, который сделает нас эту любовь принять и удержать, сказал священник. Этот путь непростой, и на нём, по словам батюшки, есть несколько этапов — от простого к сложному.
Во главу угла ставится изучение Священного Писания. «Как хотите, чтобы с вами поступал человек, так и вы поступайте с ним» — на первый взгляд, всё очень просто и понятно, но, с другой стороны, всё не так просто. Когда между людьми выстраиваются отношения по принципу «око за око», «зуб за зуб», это вызывает в нашем сердце гнев. И под воздействием этого гнева мы готовы на какие-то решительные действия, порой чувства и эмоции могут начать зашкаливать. И мы можем ответить человеку на зло так, что это нанесет больший урон ему, нежели был причинен нам. В Новом Завете Христос призывает нас к тому, чтобы мы заняли активную позицию, мы должны отвечать адекватно, первыми начать выстраивать взаимоотношения.
— Я поступаю с человеком так, как бы я хотел, чтобы человек поступал со мной. Я ещё не знаю, как он будет со мной поступать, я ещё не знаю каким образом он отреагирует на мой поступок. Но я уже поступаю так, потому что я доверяю Христу, Он сказал делать так. Господь не только дал эту заповедь, Он её помогает исполнять, независимо от того, каким образом тот человек, относительно которого я так поступил, ответит мне, я никогда не останусь у разбитого корыта, со мной Христос, — отметил батюшка.
Следующий этап становления на путь Евангельской любви — побеждать зло добром, как говорит Господь. Он призывает нас к более активной позиции, мы должны проявлять инициативу. Ты должен занять активную позицию, творить добро, в этом отношении уподобляйся Христу и вопреки обстоятельствам двигайся дальше. Зло — это грех, не какие-то внешние обстоятельства жизни, не какие-то скорби или болезни. Не человек сам зло, а его греховный поступок, который он себе позволил. И если мы говорим о победе над злом, то мы подразумеваем победу именно над этим грехом, мы не позволяют этому греху дальше развиваться, но боремся с этой болезнью, а не с человеком, который в данный момент болеет этой болезнью.
— Вне христианства это сделать невозможно, — уверен отец Игорь. — Как можно любить того человека, который тебя поносит, который позиционирует себя врагом? Это возможно только во Христе, в том самом Христе, который молился за своих распинателей, который любит всякого человека. Нужно уподобиться ему, и стараться увидеть в любом человеке, прежде всего, образ Божий. Господь говорил: «Любите врагов ваших». Для человека неверующего это лишено всякого смысла, это невозможно, да и зачем это надо? Кто-то скажет, что любовь к врагам — это очень высокая вершина. Да, это цель, достижение которой может занять много времени, дойдем ли мы до нее, занимаясь проблемами сегодняшнего дня?
Нам не нужно искать того, с помощью которого человек может встать на этот путь духовного возрастания и возрастать в любви, считает священнослужитель. Эти люди нас уже окружают, и нам необходимо к ним, в первую очередь, быть внимательным, как минимум, терпеть их немощи, их слабости. Ведь в свою очередь и они терпят наши немощи и наши слабости, относительно них мы призваны к тому, чтобы не отвечать злом на зло, именно относительно них мы призваны побеждать зло добром. Здесь без Божьей помощи не обойтись. Что делать, когда мы подойдем к краю наших сил? Мы сдаемся, мы опускаем руки? Нет, мы обращаемся за Божьей помощью, и подается она в первую очередь, через серьезную духовную жизнь.
— Мы с вами молимся, мы с вами стараемся участвовать в Таинствах церковных, в исповеди и что самое главное – в Таинстве святого причащения. Всякий раз через все эти действия мы прижимаемся ко Христу, мы обращаемся ко Христу, как только мы этого перестаем делать, мы остаемся один на один с теми проблемами, которые могут быть выше наших сил и возможностей, — отметил пастырь.
Батюшка напомнил эпизод, когда апостол Пётр пошел по водам ко Христу, и пока он смотрел на Него, то шёл по водам вопреки всякому естественному закону, он делал то, что человек своими силами сделать не может, он жил в этот момент сверхъестественно, не по естеству. И эту сверхъестественную силу ему давал Бог. Но как только он свой взор сместил со Христа, прежде всего, взор своего сердца, своё внимание он переключил на другое — переключил на то, как высоки волны, как опасно на самом деле находиться сейчас среди этого шторма, посреди этих волн, вдалеке от лодки — и в это момент он начинает тонуть.
Когда мы с вами видим эти трудности, то понимаем, что своими силами справиться не можем. Да, это естественно, но Господь нас призывает жизнь сверхъестественно. Евангельская любовь — это сверхъестественное чувство, она будет нас удерживать на высоте, не давая нам погрузиться в те естественные волны, в которых мы по ограниченности своего естества, на самом деле, выкарабкаться не сможем. Но с Божьей помощью это возможно. Когда мы занимаем активную позицию в ведении духовной жизни, то в таком случае мы начинаем идти над стихией, и мы действительно можем получить этот самый главный дар — Евангельскую любовь.
Если мы обратимся к первому Посланию к Коринфянам апостола Павла, 13 глава, то мы найдём очень скрупулезное понятие и даже указание того, что из себя представляет и как проявляется Евангельская любовь. На самом деле мы можем за любовь принять то, что к ней не имеет никакого отношения, мы можем обмануться. И это повествование дано нам в помощь для того, чтобы мы в какой-то момент постарались взглянуть на себя и на то, что творится в нашем сердце.
Когда мы с вами погружаемся в жизнь молитвенную, мы встречаем это самое слово «долготерпение», но практически всегда оно связано с Богом. Апостол указывает на то, чтобы христиане старались уподобиться Богу в этом самом терпении. Очень важный момент — долготерпение, да и в принципе терпение не подразумевает какой-то пассивной позиции. Когда происходит рядом с тобой какое-то беззаконие, какой-то раздражающий фактор, а ты, сцепив зубы, это терпишь, покрывая это доброжелательностью, какими-то добрыми делами, то твоё добро должно размягчить сердце этого человека.
Но это качество возможно получить, когда мы молимся, когда участвуем в Церковных таинствах, мы получаем от Бога ровно столько, сколько нам необходимо для того, чтобы какую-то задачу сегодняшнего дня мы могли достойно, по-христиански решить.
Учитывая разные способности, возможности, таланты, слабости, мы призваны к тому, чтобы быть внимательными к своей жизни, в том числе своей внутренней жизни, понимать, чего Господь от меня ждёт. Промысел Божий в том, чтобы я своей силой мог поделиться с тем, кто её не имеет, чтобы я поддержал другого человека. Но это невозможно сделать, когда я превозношу себя над кем-то, когда я считаю себя каким-то особенным. Если мы не позволим превозношению прекратить действовать в своем сердце, то мы в таком случае поднимемся до уровня гордости, мы начинаем гордиться тем, что я не такой, как другие. Снизойди с того трона, на который ты сам себя поставил, окажи милость другому человеку, который нуждается в какой-то помощи.
В человеческих отношениях бывает так, что один человек, как ему кажется, любит другого, и при этом старается оказывать какие-то знаки внимания. И считает, что вот именно такой должна быть настоящая любовь. Но апостол говорит, что любовь не ищет своего. Мы призваны узнать, в чем нуждается тот, кого мы любим, чего он ждет, что он считает для себя более красивым, важным. В наших обычных человеческих отношениях, когда только они зарождаются, когда появляется первая симпатия, мы с человека пылинки сдуваем, мы стараемся произвести самое замечательное впечатление. Но проходит какое-то время, мы начинаем терять чувство трепетного и внимательного отношения к человеку. И если раньше мы даже допустить не могли появление раздражительности и нетерпения, потому что боялись потерять человека, которого любим, то в какой-то момент в нашу жизнь входит раздражительность.
— Если эта раздражительность вдруг возникает в нашем сердце и там же в сердце она нами купируется, и мы не даём ей выплеснуться, это нормально. Но если мы начинаем давать ей волю, если это раздражительность начинает появляться в нашем поведении, в наших словах, в нашем внешнем виде — это показатель того, что мы начинаем терять тот дар, который нам Господь дал, мы теряем любовь. Очень важно вовремя остановиться, особенно христианам, которые читают Священное Писание, которые знают эти указания апостола о том, как необходимо не только вымолить и получить от Бога этот дар, но и сохранить, — сказал отец Игорь.
Любовь не мыслит зла, говорит апостол. В этом отношении мы относительно тех людей, которых любим, даже на уровне мысли не должны допускать чего-то злого. Мы настраиваем себя на то, что человек, который находится рядом со мной, тот человек, который дан мне Богом, он прежде всего воспринимается мной как носитель образа Божьего, и я настраиваю себя на то, что мои отношения с ними исключительно в рамках добра должны быть выстроены. Я не позволяю себе выстраивать отношения с этим человеком за раками добра. Зло — это грех, это то, от чего мы должны стараться держаться как можно дальше. Мы даже на уровне мыслей не допускаем себе движение в сторону зла. Любовь не радуется неправде, а сорадуется истине. Всякое злорадство, которое может возникнуть в нашем сердце, когда мы видим согрешения человека, мы не допускаем. Любовь не делает выговор, любовь снисходит к этому.
Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» — это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской епархии. Онлайн проходит каждую пятницу в официальной группе Екатеринбургской епархии в социальной сети «ВКонтакте».
Задача проекта — представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн. В проекте уже приняли участие:
— иерей Димитрий Бажанов: «Задача звонаря — своим колокольным звоном призывать людей ко Христу»;
— иерей Сергий Кунгуров: «Воинский храм открыт для всех»;
— иерей Максим Крылов: «Восстановление храма — это не восстановление стены, а созидание общины»;
— протоиерей Александр Сандырев: «Молодёжь в церкви ищет радость, взаимопонимание и счастье»;
— иерей Душан Михайлович: «Человек и его миссия: мы выбираем её или она выбирает нас?»;
— иерей Константин Корепанов: «Почему так важен канон Андрея Критского для начала Великого поста?»;
— иеромонах Аркадий (Логинов): «Разговор с Богом. К чему ведёт отсутствие духовного просвещения в жизни христианина?»;
— протоиерей Евгений Попиченко: «Великий пост — это время настроить взаимосвязь с Богом»;
— иерей Кирилл Кузовников: «Важность богослужения можно показать только своим примером»;
— иерей Иоанн Парамонов: «Молитва как орудие для стяжания благодати Духа»;
— иерей Димитрий Задорин: «Предназначение — это то, что наполняет саму смерть жизнью»;
— иерей Игорь Константинов: «Христианская забота и любовь должны распространяться за пределы церковной общины»;
— иерей Андрей Юганец: «Если центром прихода будет Господь Бог, то все получится»;
— иерей Димитрий Ваулин: «Диалог — основа будущего брака»;
— протоиерей Алексий Яковлев: «Зачем нужен Толкин, когда есть Катехизис»;
— иерей Иоанн Никулин: «Здесь все смотрят «Союз» и знают Екатеринбург»: традиции празднования Рождества Христова в Польше;
— протоиерей Андрей Канев: Патриотизм как ответственность за место, где ты живешь;
— иерей Андрей Щукин: «Во время Рождественского поста у человека есть возможность посмотреть внутрь себя»;\
— иерей Даниил Рябинин: «Когда Божественная благодать касается человеческого сердца»;
— иерей Алексий Русин: «Мы стараемся любить друг друга, терпеть и уважать»: секреты крепкого прихода;
— иерей Илия Алксандров: «Может ли любовь к детям быть безграничной?».