О духовной сути последнего дня перед Великим постом – дня воспоминания Адамова изгнания и Прощеного воскресения рассказал в традиционной рубрике «Великопостные беседы» иерей Даниил Рябинин, руководитель молодежно-миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом районе Екатеринбурга.
— Последний день перед началом Великого поста называется Прощеным воскресением, так же в этот день Святая Церковь назидает нас воспоминанием Адамова изгнания.
Первой темой этого дня звучит тема совершенного преступления Адама – грех, который изменил, казалось бы, весь замысел Божий о человеке. Человек был создан для жизни в Раю, но грех лишил его этого блаженного состояния, он не смог продолжить свою жизнь в теснейшем общении со своим Творцом и как следствие был изгнан.
В самом начале поста мы уподобляемся Адаму, ведь и в нашей жизни грех делает нас отчужденными от Божественной благодати, как в общем отчуждает и нас друг с другом.
Совершив преступление, как описывает Бытописатель, Адам и Ева «узнали они, что оба наги, и сшили смоковные листья, и сделали опоясания» (Быт.3.7) По толкованию святителя Иоанна Златоуста, прародители лишились той славы, в которую были облечены прежде совершенного преступления, после же греха они почувствовали свою наготу. В этом мы можем проследить и ту вошедшую разобщенность в весь человеческий род, который превратил того, кто был создан для вечной славы, в себялюбивого гордеца, стыдливо прячущегося от Бога в кустах.
Мы знаем, что любовь — это та движущая сила, которая направлена на вне, то, что не может замкнуться на себе самой. Грех же извратил все, обратил жизненную силу саму на себя, тем самым превратил ее в самом человеке в эгоизм. И это разделение, как мы видим, находится в каждом из нас. Именно на это обращена мысль Великого поста – взглянуть на самого себя.
Не случайно Прощеное воскресение предваряет начало духовного подвига не только согласно древней традиции монахов, но и понимая глубокую суть необходимости возвращения к любящему Отцу, которое возможно лишь через получение прощения, и оно начинается в первую очередь с нас самих.
В этот день мы испрашиваем прощения друг у друга, потому что желаем преодолеть ту разобщённость, которая стала движущей и пагубной силой этого мира. В этих простых, но подчас очень сложных словах мы видим и трагедию Адама, который не воспользовался данной ему возможностью испросить прощения у Творца, обвинив Бога в том, что данный ему «помощник» соблазнил его на грех. Простить и быть прощенным может только тот человек, который осознает всю трагедию отсутствия в мире любви. Именно из-за этого извращения всего существующего человек обрекает себя на одиночество, а значит на скорбное и несчастное существование.
В этом мы может почувствовать наше начало духовного возрождения, нашего восстановления. Именно через возможность прощения и возможность простить начинается путь возвращения к Небесному Отцу, путь возвращения в Небесное Царство.
Мы знаем и верим в то, что любящий Господь принимает всякого кающегося грешника. Сегодня нам предлагается то время и те необходимые нам труды, которые безусловно принесут каждому из нас пользу для спасения нашей души!