13 марта 2021 года, в канун недели сыропустной, воспоминания Адамова изгнания, Прощеного воскресенья, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений совершил всенощное бдение в храме Державной иконы Божией Матери города Екатеринбурга.
Высокопреосвященному владыке сослужили: секретарь епархиального совета Екатеринбургской епархии игумен Вениамин (Райников), руководитель службы протокола Екатеринбургской епархии протоиерей Николай Тарантин, руководитель отделов Екатеринбургской епархии по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ, а также по взаимодействию с казачеством протоиерей Максим Миняйло и клирики Екатеринбургской епархии.
В завершении богослужения митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений поздравил молящихся с днем воспоминания изгнания Адама из рая и днем памяти явления иконы Божией Матери «Державная», празднование в честь которой в нынешнем году перенесено с понедельника 15 марта на завтрашний день, воскресенье 14 марта.
Говоря об изгнании Адама из рая, архипастырь отметил, что название этого дня сложно представить как праздник, скорей, наоборот: изгнание воспринимается как потеря, смерть. Первый человек, венец творения изгоняется из пределов Божиих, из «пространства совершенства» туда, где он будет вынужден вместо радости и утешения в поте зарабатывать хлеб насущный.
— Только что на аналое лежала икона, на которой изображено завершение этого пути, — сказал владыка митрополит, — Господь Иисус Христос держит за руку Адама и выводит его из падшего мира, возвращает в рай Своим Воскресением. Это для нас большая надежда. Наше сегодняшнее место жительства – это падший мир, в который был изгнан Адам. Когда мы взираем на Адама, который плачет у двери рая, мы понимаем, что это наша участь, и мы должны плакать. А с другой стороны — мы должны ожидать, как Адам и его потомки, пришествия Мессии, Который вернет их в рай.
Правящий архиерей также отметил, что икона Божией Матери «Державная», которая была явлена в день «беззаконного отрешения нашего государя от власти», несет тот же образ надежды и спасения.
— В этот день явилась Божия Матерь и сказала, что это та же любовь, которая есть Бог, которая терпела все человечество от изгнания Адама из рая до пришествия Христа и Его Воскресения – та же любовь изливается через Божию Матерь к нашему народу, — сказал архипастырь.
Его Высокопреосвященство отметил, что если мы будем идти тем же путем, которым шли потомки Адама, сохраняя память о Боге, сохраняя заповеди Божии, сохраняя отношения с Богом, то предстательством Божией Матери есть надежда, что «благочестие, которое было на Руси, прекрасные традиции, жизнь народа во Христе – все это может вернуться».
Владыка Евгений призвал в завтрашний день Прощеного воскресенья искренне простить тех, «кто нас кусает», и от всего сердца попросить прощения у тех, «кого жалим мы».
Напомним, завтра, 14 марта, в Прощеное воскресенье, в день празднования в честь Державной иконы Пресвятой Богородицы, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений совершит Божественную литургию в Храме на Крови, а затем, вечером — вечерню с чином прощения в Свято-Троицком кафедральном соборе города Екатеринбурга.
Прощеным воскресеньем, так в просторечии называется неделя сыропустная, завершится последняя перед Великим постом седмица. Обычай испрашивать прощения перед постом имеет свою древнюю традицию, когда подвижники уходили на время Великого поста из городов и монастырей в уединенные места. Отправляясь в этот путь, порой трудный и опасный, они старались примириться друг с другом.
Чин прощения будет совершаться в воскресный день во всех храмах. Это служба по-особенному торжественна и радостна. С нее начинается весна постная, весна духовная, начало пробуждения и пути ко Христу Воскресшему. Именно с вечерни, после которой в этот день совершается чин взаимного прощения, начинаются богослужения святой Четыредесятницы.
В Русской Православной Церкви последнее воскресение перед Великим постом имеет еще название «Воспоминание Адамова изгнания». Наша Церковь в этот воскресный день вспоминает, как наши прародители Адам и Ева не сохранили заповеди Господни, нарушили Божию заповедь, вкусили от запрещенного плода, из чистых и безгрешных святых стали несчастными грешниками.