Что такое мученичество и почему мученический подвиг так важен для христианина, рассказал в слове проповеди за архиерейской Божественной литургией в день Собора новомучеников и проповедников Церкви Русской митрофорный протоиерей Петр Мангилёв. Напомним, Божественная литургия была совершена 7 февраля 2021 года в Храме на Крови. Богослужение совершили представители Антиохийской, Сербской и Русской Православных Церквей.
— Братья и сестры, поздравляю вас всех с праздником новомучеников и исповедников Церкви Русской. Этот праздник – праздник русской церковной славы. Праздник был установлен Поместным Собором 1917-1918 годов, тогда, когда до Собора дошла весть о том, что в этот день был убит киевский митрополит Владимир. Его вывели уже старца ветхого из его покоев и расстреляли, убили. И до Собора доходили слухи и о других зверских убийствах епископов, священников, монахов. И Собор установил этот праздник. И дальше в жизни нашей страны разворачивалась эта страшная вакханалия гонений. 1918 год был страшным, потому что здесь врывались, убивали без всякого суда. И здесь, на этом месте совершилось убийство святых Царственных страстотерпцев. И в дальнейшие годы, после Гражданской войны, гонения, то ослабевавшие, то нараставшие с новой силой, продолжались. И огромный сонм новомучеников и исповедников пострадал за Христа.
Мы сейчас знаем в календаре многие и многие имена святых, прославленных и пострадавших в XX столетии. Но еще большего числа имен мы не знаем или знаем о них мало, они остаются не явленными Церкви, но они не остаются забытыми у Господа Бога, потому что пострадавших, перенесших гонения, испытания за Христа, было очень много.
Мы сегодня собрались здесь, чтобы прославить этот подвиг – подвиг русских святых. Но сегодня, размышляя над подвигом новомучеников и исповедников Русской Церкви, мы должны задать себе вопрос, мы должны предаться размышлению, что есть мученичество? Почему мученический подвиг так важен и так прославляется? Ведь, казалось бы, если мы говорим о Церкви, Церковь утверждает жизнь и Церковь стоит на защите жизни всегда. Церковь видит жизнь как ценность. Мы говорим о том, что нельзя убить младенца в утробе, что самоубийство – грех. Мы говорим, что жизнь – есть священный дар Божий. И здесь человек готов и идет, отрекается от жизни ради Бога. Почему так? Мысль и смысл здесь как раз в том, что жизнь есть дар Божий, и Бог есть источник жизни. Вне Бога жизни нет. И то, что мы пользуемся жизнью, живем – это есть дар Божий нам. Мы в себе источника жизни не имеем. И если из жизни уходит Бог, то уходит и сама жизнь. Жизни как таковой не стает, ее нет. И без Бога жизнь теряет смысл. Все, чем мы пытаемся осмысливать здешнюю жизнь, без Бога это обращается ни во что, в тлен. Но что мы можем видеть в этом мире? Мы можем видеть утверждение часто жизни без Бога. И человек стремится утверждать жизнь без Бога. И мученичество есть свидетельство того, что как раз жизни без Бога нет.
Первые подвиги мученические были в греческой Церкви, в ранней Церкви. И этот подвиг обозначался греческим словом martis — это значит «свидетель». И подвиг мученика, если следовать этому рассуждению, есть подвиг свидетельства, подвиг свидетельства ценностей, которые превышены тех ценностей, на которых мы утверждаемся здесь. Мученики есть свидетели Христовы. Мученики есть свидетели в этом мире, отступившем от Бога, в том, что есть Бог и что Он есть основание жизни. Мученики свидетельствуют об этом. И мученики древней Церкви, и мученики Церкви Русской XX столетия как раз и утверждали бытие Божие и жизнь с опорой на Бога.
И почему они были гонимы? Ведь ничего худого они не предлагали в своей жизни. Жизнь их была благочестивой. Жизнь их была исполненной любви к ближнему. Почему же они гонимы? Потому что их жизнь была как раз свидетельством того, что подлинная жизнь может утверждаться в Боге. И что то, что пытаются построить и устроить без Бога, созидается только с Богом. Жизнь была обличением язвы и неустройства этого мира, утверждающегося на греховном основании. И этот мир не мог терпеть этого обличения. Даже поступок, не то что действие с вызовом, а просто добродетельная христианская жизнь почиталась как вызов этому миру и вызывала агрессию. Это мы можем понимать и видеть и сейчас. Всегда. Потому что жизнь любого христианина должна быть свидетельством о Христе. А тогда, когда есть свидетельство о Христе, это не всегда удобно бывает, потому что через это обличается неправда, обличается ложь тех или иных поступков. И через это возникает и теснение, и гонение.
Есть такой расхожий момент, расхожее рассуждение, что христианство гонимо всегда. Это так, потому что всегда бывают гонения кровавые, но теснение Христовой Церкви есть всегда. И этот праздник сегодняшний нам в напоминание об этом. Потому что в мире христианство гонимо. Но как апостольское чтение сегодняшнее задает вопрос: «Кто нас может отлучить от любви Божией? Гонение? Стеснение? Какие-то стихии мира?» Никто. Никто нас не может отлучить от любви Божией, никакая скорбь. Единственные, кто нас может от любви Божией отлучить, это мы сами. Тогда, когда мы отворачиваемся от Бога и уходим от Бога. Единственный отлучитель — это сами мы. И в этом отношении эти апостольские слова нам важно помнить. И нам важно помнить подвиг новомучеников и исповедников Русской Церкви, находя в нем силы для того, чтобы сегодня жить и сегодня свидетельствовать о Господе Иисусе Христе, потому что жизнь каждого христианина должна быть свидетельством о Христе.
И в сегодняшний день, обращаясь мысленным взором к их подвигу, посмотрим на себя и зададим себе вопрос: «Хоть в малом для ближних своих, для домашних своих, для тех, с кем мы вместе проходим жизненный путь на работе, в школе, являемся мы свидетелями Христовыми? Являем ли мы добродетели? Исполняем ли мы евангельские заповеди? Свидетели ли мы?» Мы здесь собрались в храме, который утвержден на крови свидетелей, в котором прославляются новомученики в сегодняшней службе, в песнопениях сегодняшнего праздника они прославляются. Сегодняшний праздник посвящен им. И мы ради них собрались. Мы пойдем сейчас к чаше и будем причастникам Тела и Крови Христовых. Но зададим себе вопрос: «Свидетели ли мы?» Мы к свидетельству призваны, но свидетели ли мы? С этим вопросом, с размышлением каждого о себе я вас оставляю. С праздником!