Что такое «дух мирен», возможно ли его стяжать в XXI веке и в чём суть христианской жизни — на эти и другие вопросы в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» ответил иерей Иоанн Парамонов, настоятель прихода во имя святого страстотерпца врача Евгения Боткина в Первоуральске, заведующий кафедрой теологии Миссионерского института Екатеринбургской епархии.
«Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся», — так говорил преподобный Серафим Саровский в беседе с Николаем Мотовиловым. Все дошедшие до нас наставления преподобного Серафима актуальны и современны на сегодняшний день. Для каждого человека, желающего жить христианской жизнью очень значим вопрос: как стяжать дух святой в XXI веке?
С этого начал онлайн беседу отец Иоанн. Следом он заметил, что, по словам преподобного Серафима, молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские не являются целью христианской жизни, а служат лишь средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божиего.
— «Цель мирской жизни обыкновенных людей есть стяжание, или наживание денег, а у дворян сверх того – получение почестей, отличий и других наград за государственные заслуги. Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный», — процитировал священнослужитель Серафима Саровского. Святой полагал, что девство есть наивысочайшая добродетель как состояние равноангельское и могло бы служить заменой само по себе всех прочих добродетелей.
Батюшка отметил, что существует такое мнение у христиан, будто творя добрые дела, помогая другим, человек живет христианской жизнью. Безусловно, социальное служение необходимо, оно значимо, востребовано и актуально для любого времени. Но оно не есть цель христианской жизни.
Священник процитировал слова преподобного Серафима: «Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святаго, но более всего дает молитва, потому что она всегда как бы в руках наших, как орудие для стяжания благодати Духа. Стяжайте благодать Духа Святаго и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больших прибыток дают. Собирайте капитал благодатных избытков благодати Божией, кладите их в ломбард вечный Божий из процентов невещественных. Дает вам более благодати Божией молитва и бдение – бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост – поститесь, более дает милостыня – милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради, рассуждайте».
Добрые дела ценны не сами по себе, они имеют значимость, когда связаны с Христом, когда делаются не ради собственной гордыни, себялюбия, а именно ради Христа. Не случайно, наверное, закрепилось такое суждение — трудиться ради Бога, во славу Божию, ради Христа. Но это отнюдь не означает, что человек должен трудиться безвозмездно, без какой-либо платы. Если плата возможна, почему бы ее не получить?
Отец Иоанн сравнил людей, живущих во времена Серафима, и людей современных. Их объединяет невнимательность и неправильное понимание многих слов Священного Писания. Происходит это от того, что мы не ищем благодати Божьей, не допускаем ей вселиться в душу нашу и потому не имеем истинного просвещения от Господа. Насколько человек готов посмотреть на свою жизнь через Евангельское учение, через слова Христа — всё зависит от самого человека.
— Благодать Духа Святого, прежде всего, начинается со смирения, — подчеркнул священнослужитель. — В жизни православного человека должно быть место смирению, принятию тех обстоятельств, с которыми он сталкивается, как спасительных. А ведь с этим мы сталкиваемся постоянно: и на производстве, и в домашней жизни, и в жизни прихода. Очень часто в нас находится место духу противления, гордости и тщеславию. Смирение открывает человеку великие высоты духовной жизни, без которых нельзя приобщиться к благодати Царства Небесного. В жизни надо видеть, прежде всего, Христа, но есть ещё явный сатанизм, это объективная реальность, от которой мы никуда не уйдем. И если человек всё делает для того, чтобы изгнать из своей жизни благодать Духа Святаго, то он это и получает.
Если человек, читая Священное Писание, ничего не понимает и не может разобраться — это нормально и не должно его пугать. Ведь это не художественная литература, а слово Божье, а чтобы его понять, надо подготовиться, иметь определенный духовный уровень. Ведь даже апостолам не сразу было понятно то, что творил и говорил Христос. Для того, чтобы понять слово Божие, требуется духовное прилежание, духовная сосредоточенность, которой, к сожалению, не хватает нам в суете житейской, сказал священник.
— Хорошо было бы всем нам взять за основу после утренних молитв читать Слово Божье, отрывок из Евангелия и отрывок из апостольских посланий, поразмышлять о том, что сказал Господь Иисус Христос и апостолы. Так будет положено начало нашему духовному деланию, — уверен иерей Иоанн Парамонов.
Батюшку спросили, почему Бог разрешает происходить страшным мучительным смертям миллионов людей? Это вопрос не новый, ответил он, и всегда стоит на повестке дня для людей, вопрошающих, где же Бог, когда в мире столько страданий? Почему страдают ни в чём не виновные люди? Почему Господь допускает такие страдания? Мы должны помнить, что цель жизни человека заключается не в том, чтобы в мире наступило лишь благоденствие. Мы не найдём в мире справедливости ни при какой экономической и политической теории, философской модели. Всегда присутствует пресловутый человеческий фактор. Господь наделил всех людей свободой выбора, свободой самоопределения. Бог желает, чтобы каждый человек имел жизнь вечную, чтобы каждый человек имел возможность соединения с Богом на земле в вечности. Но не каждый делает этот выбор. Поэтому присутствие в мире зла есть, в том числе и злая человеческая воля, и злая человеческая природа, которая направлена на то, чтобы человека вновь столкнуть с пути спасения, богопознания, богообщения. Отец Иоанн отметил, что присутствие в мире страданий отчасти идёт от самого человека, а не от Бога. Господь, постоянно присутствуя в истории рода человеческого, дает нам свидетельство того, что Он любит каждого из нас, даже последнего злодея, и желает каждому человеку спасения. Какие бы страшные войны и злодеяния не творило человечество, Господь всё равно выводит людей на истинную дорогу спасения и почитания.
— Недавно совершали память новомучеников и исповедников российских. Они страдали, претерпели гонения и мучения от безбожной власти. И можно задаться вопросом: где же здесь был Бог? А Бог как раз был с ними рядом, поскольку они показали ценой собственной жизни, что есть жизнь со Христом. Если человек готов пожертвовать ради Христа своей жизнью, то это стоит многого. Поэтому на крови мучеников, исповедников и основывается церковь Христова, — отметил батюшка. — Отвечая на вопрос, я могу сказать, что Бог не виноват в том, что человек избирает совершенно иной путь жизни, Бог скорбит вместе с теми людьми, кто живет благочестиво и ждет, что человек образуется.
Выражение «Дух мирен со всеми» не исключает проявление гнева, уверен пастырь. Можно гневаться на несправедливое отношение или злой поступок другого человека. Может быть, монахи во всей полноте могут реализовать этот принцип — не гневаться даже на тех, кто совершает преступление; для нас, живущих в миру, может быть, есть исключение.
— Например, в школах есть выбор: изучать светскую этику или православную культуру. И школа склоняет родителей к тому, что будет удобно школьной администрации, что будет удобно преподавать учителю, и родители делают выбор не в пользу изучения религии. И вот тут неплохо было бы и вспомнить про праведный гнев, вспомнить про свои права и обязанности, и встать в позицию здравого смысла, вспомнить, что мы православные, — подчеркнул священник.
Нужно ли стремиться православному христианину к карьерному росту, материальному благополучию или довольствоваться тем, что есть? На этот вопрос отец Иоанн ответил следующее. Если вы человек семейный, то довольствоваться тем, что есть, у вас не получится. Есть естественные потребности и заботы, это нормально. Богу было так угодно, чтобы мужик работал, чтобы он зарабатывал на хлеб насущный, на иные социальные блага. Отсутствие работы приводит к праздности, а праздность порождает пороки.
— Если человек получил образование, трудится, то пусть у него будет колбаса на столе и машина в гараже, ничего здесь предосудительного нет, — отметил батюшка.
Люди думают, что Церковь могла бы продать всё свое богатство и помочь людям, но такое уже было, напомнил священнослужитель, да вот только ни к чему хорошему не привело. В 20-е годы прошлого столетия, когда наступил голод, Владимир Ильич Ленин начал кампанию по изъятию церковных ценностей на благое дело. Стало только хуже, государство стало грабить то, что народ по собственной воле приносил в церковь. Церковь и сегодня помогает страждущим, самостоятельно решает какие-то вопросы в социальной сфере. Например, в Первоуральске на территории прихода великомученицы Екатерины есть гигантский дом, где живут бездомные. Они туда приходят кушать. Также там есть и приют для матерей, которые попали в очень сложные обстоятельства, родили ребенка и им некуда идти. Церковь берет этих людей на своё попечение, находятся те, кто помогает и вкладывает туда свои средства.
Много вопросов слушатели задали о приходе во имя святого страстотерпца врача Евгения Боткина в Первоуральске. Матушка Анна Парамонова помогла сгруппировать эти вопросы, а батюшка рассказал о своём молодом приходе. Сейчас готовится соответствующая документация для строительства храма и приход находится в поисках благотворителей. Храм планируется построить в Корабельной роще в Первоуральске, это особое место в городе. Пока богослужения совершаются в арендуемом помещении в здании Первоуральской типографии в 50 метрах от предполагаемого места строительства.
На приходе есть курсы для церковных певчих, которых готовят и для других приходов. Как говорит батюшка, приходу очень повезло, потому что у них есть человек, знающий своё дело, болеющий за церковную музыкальную культуру — это регент Светлана Кохарева. Также на приходе есть воскресная школа для детей и взрослых.
— Мы стараемся вести систематическую информационную политику, рассказываем об особенностях жизни нашего прихода. Мы уверены, что приход в XXI веке должен присутствовать в том числе в интернет-пространстве, у нас есть свой сайт, группа ВКонтакте: https://vk.com/evgenydoctor, для всех наших прихожан создана группа в WhatsApp, где мобильно извещаем о богослужениях, о радостях и просьбах, которые есть в каждом приходе. Приход должен быть, прежде всего, одной большой семьей. А семья скрепляется тогда, когда она общается за Божественной литургией в храме, — отметил батюшка.
Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» — это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской епархии. Онлайн проходит каждую пятницу в официальной группе Екатеринбургской епархии в социальной сети «ВКонтакте».
Задача проекта — представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн. В проекте уже приняли участие настоятель екатеринбургского храма Иннокентия Московского иерей Илия Александров; настоятель Казанского храма в Екатеринбурге иерей Алексий Русин; руководитель молодежно-миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом микрорайоне уральской столицы иерей Даниил Рябинин; руководитель отела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, клирик храма Вознесения Господня в Екатеринбурге иерей Андрей Щукин; руководитель отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами, правоохранительными и исправительными учреждениями Екатеринбургской епархии, настоятель прихода в честь Владимирской иконы Божьей Матери на Семи Ключах протоиерей Андрей Канев; кандидат богословия, кандидат исторических наук, доцент кафедры церковно-исторических и гуманитарных дисциплин Екатеринбургской духовной семинарии священник Польской Православной Церкви иерей Иоанн Никулин; наместник Свято-Косминской пустыни игумен Петр (Мажетов); организаторы и ведущие проекта «Супружеские встречи» в Екатеринбурге иерей Димитрий Ваулин и его супруга Ирина; протоиерей Алексий Яковлев, настоятель храма во имя святителя Николая Чудотворца на Синих Камнях; благочинный Рождественского округа храмов Екатеринбурга, настоятель храма в честь Рождества Христова на Уралмаше иерей Андрей Юганец; благочинный Арамильского церковного округа, настоятель храма во имя Святой Троицы города Арамиля иерей Игорь Константинов, а также иерей Димитрий Задорин, настоятель храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы поселка Горный Щит.
Смотрите также: