По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

2 февраля 2021

«Христианская забота и любовь должны распространяться за пределы церковной общины»: опыт социального служения обсудили онлайн с уральским батюшкой

Как через общественное делание рассказать о православной общине людям вне церковной ограды, что важнее: совместная молитва или социальное служение – на эти и другие вопросы в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» ответил благочинный Арамильского церковного округа, настоятель храма во имя Святой Троицы города Арамиля иерей Игорь Константинов.

Для святых отцов тема социальной парадигмы не нова, начал разговор отец Игорь. Очень многие святые размышляли о социальных составляющих христианства. Так святитель Иоанн Златоуст, рассуждая о язычниках и еретиках, говорил, что нельзя считать их не достойными любви. Батюшка согласен с этим высказыванием и считает, что человек должен ненавидеть не людей, а грех, порочную жизнь. Даже еретик является творением и образом Бога, поэтому может быть субъектом исключительной любви, любви не только близких, но и всего мира. И именно это определяет христианство, которое несёт в этот мир любовь всеобъемлющую, любовь, которая не имеет границ, любовь Божию. Ведь в Евангелии сказано, что Господь всем дает солнце: и грешникам, и праведникам, и Господь всех возлюбил, и нет никакой границы между людьми.

Граница, по словам священника, есть только в онтологическом смысле, то есть в том, в каком состоянии пребывает человек: в состоянии распущенности, разгневанности, в гордыне. Но это состояние изменчиво. И христианская община призвана в этот мир, чтобы как раз изменять это онтологическое в состоянии человека, чтобы освещать этот мир Светом Истины. Если человек обратится к Богу, увидит в Церкви, в христианах то, чего ему не хватает в жизни, то христианская община должна направить свое внимание, любовь и заботу не только внутрь «церковного двора», но и на тех людей, кто пока находится вне Церкви. Здесь как раз и кроется различие таких понятий, как «общинное» и «социальное». По мнению батюшки, общинное – это то, что происходит внутри прихода, а социальное – это то, что приход предлагает сообществу – территории, на которой расположен приход.

– Общинность – это то, что внутри церковной ограды, внутри общины, это важная деятельность. Очень многие прихожане: и престарелые люди, и многодетные семьи, и просто те, кто попадает в ту или иную ситуацию, – понимают, что на приходе им могут помочь не только молитвой. А деятельность, выходящую за пределы церковного двора, можно назвать миссионерской. Она направлена на некую социальную реакцию общественности города на тот или иной социальный проект нашего храма. Я считаю, что на приходах должны быть такие проекты, чтобы люди задумывались над тем, что в церковь ходят не только бабушки, не только больные и уничтоженные обстоятельствами жизни люди. Но в церковь ходят те, кто готов делиться своими знаниями, своими навыками, интересами, хобби, – отметил иерей.

На приходе во имя Святой Троицы в Арамиле есть множество социальных проектов, которые в первую очередь направлены не на прихожан, а на людей вне церковной ограды. Одним из таких проектов является фестиваль «Троицын день», который храм проводит на горке Крестик совместно с администрацией города Арамиля в день праздника Святой Троицы. На празднике поются песни, проходят традиционные народные гуляния – забавы, игры, танцы. В фестивале участвуют коллективы разных приходов, в том числе и люди, пока еще не нашедшие свою дорогу в храм.

– Люди благодарны нам за то, что окунулись в среду традиционного времяпровождения русских. Их поражает другая реальность и другое мировосприятие, и они начинают задумываться хотя бы на мгновение о каких-то иных вещах, не только о чужом или собственном имуществе, – отметил батюшка.

Второй проект храма –  ежегодная рождественская акция для детей  с особенностями развития. Абсолютно любой человек может исполнить желания таких детей и подарить им то, что они загадали на Рождество. Этой акции уже много лет, и ежегодно в ней участвует около 70 детей-инвалидов. В 2021 году в ней принял участие митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений.

– Многие дарители – люди, неверующие или другой религии, – отметил священник. – Но местом встречи и тех, и других является храм, это очень важно именно в контексте миссии, в контексте того, что мы предлагаем им увидеть немножко иную реальность, и возможно, у людей появится желание больше узнать об этой реальности. Мы обязательно показываем рождественский спектакль деткам, а после происходит раздача подарков.

Спектакли приход ставит сам, ведь при храме есть своя театральная студия. В 2017 году проект прихода «Православная детская театральная студия ”Троицын день”» выиграл Президентский грант для создания театральной студии. Было приобретено различное оборудование, обустроена подвальная часть храма под студию со зрительскими местами. Постановки театральной студии можно посмотреть на канале прихода в YouTube. Батюшка рассказал, что до пандемии дети театральной студии вместо зимних каникул каждый день давали спектакли на христианские темы, и зрительный зал был полным.

– Даже некоторые актёры захотели участвовать именно в наших постановках, – отметил священнослужитель. – Одна девочка-мусульманка захотела играть именно в нашей театральной студии, и это, я считаю, очень значимо для нас: мы не закрываемся от мира, мы приглашаем всех в наши социальные проекты, чтобы люди увидели красоту христианской жизни.

Как считает батюшка, самое важное во всех социальных приходских проектах – евангельское содержание, в этих проектах должен быть Христос, любовь. Иисус говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой». И если не будет Христа, если не будет его нравственной наполняемости, то любое доброе мероприятие не будет иметь никакого смысла.

Отец Игорь привел в пример несостоявшийся проект женского клуба, который пытались создать прихожане.  Проект не состоялся, поскольку в нем не оказалось фундаментального смысла. Организаторы планировали встречаться и проводить время вместе, вязать, читать друг другу жития святых, обсуждать новости. Конечно, с одной стороны, хорошо, что люди встречаются, а с другой – если бы в этом объединении была Евангельская наполненность, то встречи продолжались бы до сих пор. Если бы, например, женщины не просто вязали носки, а поставили бы себе задачу, например, связать 100 пар носков и раздать их людям, которые зимой живут на улице, то есть, если бы в этом проекте были такие фундаментальные задачи, тогда бы он продолжал существовать.

Социальными проектами являются и специальные молебны для тех, кто хочет стать мамой и папой, но у них нет деток. Есть беседы перед крещением для того, чтобы это священное таинство люди не воспринимали как некий естественный ход жизни. Вот такие приходские проекты вызывают резонанс и привлекают людей, они понимают, что Церковь это не «пришли, помолились и разбежались по своим делам» – это еще и некая другая реальность, которая очень важна для людей. Это община, которая занимается наполненной социальной деятельностью и действия эти направлены не только внутрь себя, но и вовне.

В ходе эфира зрители спросили пастыря, для чего крестят человека, если он не желает ходить в храм, и надо ли заставлять ходить в церковь человека? Отец Игорь отметил, что Крещение это всего лишь входной билет в многогранную церковную жизнь.

– Мы крестим младенцев по вере их родителей, чтобы потом таких детей воспитывать внутри христианских традиций, – сказал батюшка. – А если говорить о насильственном крещении в осознанном возрасте, то я с таким не встречался. В нашем приходе есть такие дети, которых бабушки заставляли ходить в  воскресную школу, и в конце концов если они не хотят, они и не ходят, никакая бабушка такого человека не заставит. А есть дети, которые с удовольствием ходят в храм, им очень нравится и они уже и не мыслят себя по-другому. Когда началась пандемия, и мы воскресную школу перевели на дистанционное обучение, очень многие дети скучали именно по времяпровождению в храме. Нельзя человека насильно приводить к Богу, потому что сам Бог человека насильно к себе не приводит.

Во время беседы прозвучал и вопрос о том, что важнее – совместные молитвы или социальное служение, и можно ли гармонично сочетать их вместе? По мнению священника, центральной частью жизни любого прихода является совместная молитва, совершение Божественной литургии, благодарение Бога за то, что Он нам дает возможность каждый день жить, ошибаться, понимать, что ошиблись, раскаиваться и чувствовать любовь Божию. Молитва стоит на первом месте, и именно в служении литургии сочетаются два вида деятельности человека: и молитва, и труд.  Есть некоторые люди, готовые весь воскресный день отдать Богу. И приход предлагает им участвовать в различных видах  служения, в  социальных проектах.  Эти служения наполняют собой именно воскресный день, потому что в будни люди работают. А в выходной после молитвы они могут потратить некоторое время на социальные проекты. Приходу лишь остаётся предложить площадку для их труда и поддерживать их в деятельности, которая есть соблюдение заповедей Божиих, миссия, которая заключается в рассказах о Христе, Его Церкви. Таким образом, молитву и социальное служение можно гармонично совмещать, одно другому не мешает.

Молиться и слушать молитвы можно и во время поездки на машине, уверен пастырь. Ему задали вопрос, почему некоторые священнослужители против молитвы в машине, когда не хватает времени молиться дома? Отец Игорь ответил, что недостаток времени  означает, что Бог для нас не в приоритете. А Господь и молитва к Нему должны быть центральной частью нашей жизни. Батюшка сам иногда слушает молитвы в машине, но не потому, что не успевает молиться, а потому что хочется послушать красивое песнопение или кафизму вместо радио. Поэтому слушать молитвы в дороге не плохо, если это не спровоцировано отсутствием времени молится дома.

– Молитва, – еще раз напомнил отец Игорь, – должна занимать в нашей жизни достойное место.

Один из вопросов слушателей касался Причащения Святых Даров старым больным человеком без исповеди. Батюшка ответил, что если у человека это первое Причастие, то нужно позвать священника и его об этом предупредить. Тогда священник попытается его исповедовать через вопросы, ответы, потому что зачастую «человек так навыкает в злоделании», что нужно попытаться его поисповедовать. Если же человек исповедовался ранее и, пребывая в болезни, просит о Причастии, то, конечно, такого человека нужно причастить Святых Христовых Тайн.

В беседе батюшка задел тему ухода за больными людьми, которым требуется сиделка. При городской больнице Арамиля открыли паллиативное отделение, и прихожане храма во имя Святой Троицы часто приходят туда, общаются с людьми, за которыми некому ухаживать.

– Это очень христианское времяпрепровождение – ухаживать за больными, – сказал священник. – Когда я ездил туда в первые разы, всегда находился под потрясением, потому что наша жизнь, особенно жизнь молодых людей, окрыляет нас, воодушевляет, и мы очень многие вещи не замечаем за собой. А вот сходишь к больному человеку, почувствуешь болезненность, и сразу начинаешь думать не только о себе. Священники, которые с такими людьми сталкиваются, наверное, некоторым своим прихожанам рекомендуют именно так проводить своё свободное время – ухаживать за больными, потому что уход за ними это не просто по-христиански, но это очень полезно для души.

Следующая встреча в рамках проекта «Онлайн с уральским батюшкой» пройдет в ближайшую пятницу 5 февраля. Тема встречи: «Как найти своё предназначение. Возможно ли это без Бога?» Гостем интернет-эфира станет проректор по воспитательной работе Екатеринбургской духовной семинарии, настоятель храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы поселка Горный Щит города Екатеринбурга иерей Димитрий Задорин.

Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» – это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской епархии. Онлайн проходит каждую пятницу в официальной группе Екатеринбургской епархии в социальной сети «ВКонтакте».

Задача проекта – представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн. В проекте уже приняли участие настоятель екатеринбургского храма Иннокентия Московского иерей Илия Александров; настоятель Казанского храма в Екатеринбурге иерей Алексий Русин;  руководитель молодежно-миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом микрорайоне уральской столицы иерей Даниил Рябинин; руководитель отела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, клирик храма Вознесения Господня в Екатеринбурге иерей Андрей Щукин; руководитель отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами, правоохранительными и исправительными учреждениями Екатеринбургской епархии, настоятель прихода в честь Владимирской иконы Божьей Матери на Семи Ключах протоиерей Андрей Канев; кандидат богословия, кандидат исторических наук, доцент кафедры церковно-исторических и гуманитарных дисциплин Екатеринбургской духовной семинарии священник Польской Православной Церкви иерей Иоанн Никулин; организаторы и ведущие проекта «Супружеские встречи» в Екатеринбурге иерей Димитрий Ваулин и его супруга Ирина; протоиерей Алексий Яковлев, настоятель храма во имя святителя Николая Чудотворца на Синих Камнях, а также благочинный Рождественского округа храмов Екатеринбурга, настоятель храма в честь Рождества Христова на Уралмаше иерей Андрей Юганец.

 

Смотрите также:

«Если центром прихода будет Господь Бог, то все получится»: жизнь прихода как духовного и культурного центра обсудили онлайн с уральским батюшкой

«Диалог – основа будущего брака»: как сохранить и укрепить семью, обсудили онлайн с уральскими батюшкой и матушкой

«Здесь все смотрят «Союз» и знают Екатеринбург»:  традиции празднования Рождества Христова в Польше обсудили онлайн с уральским батюшкой

Патриотизм как ответственность за место, где ты живешь: патриотическое воспитание на приходе обсудили онлайн с уральским батюшкой

«Во время Рождественского поста у человека есть возможность посмотреть внутрь себя»: значение поста в жизни христианина обсудили онлайн с уральским батюшкой

«Когда Божественная благодать касается человеческого сердца»: взаимоотношения Церкви и молодежи обсудили в проекте «Онлайн с уральским батюшкой»

«Мы стараемся любить друг друга, терпеть и уважать»: секреты крепкого прихода обсудили в «Онлайн-беседе с уральским батюшкой»

«Может ли любовь к детям быть безграничной?»: Беседа с батюшкой о семейных ценностях и воспитании детей

 

Действующие лица