По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

6 января 2021

«Кто мы сегодня в эту Рождественскую ночь?»: наставление на Рождество Христово

В качестве кого мы встречаем Рождество Христово: волхвов, жителей Иерусалима или Ирода; благоговеем мы или злобствуем — об этом предлагает нам порассуждать в своем очередном наставлении иерей Даниил Рябинин, руководитель молодежно-миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом районе Екатеринбурга.

— Вот и еще одно Рождество, теперь уже 2021 года, встречаем и празднуем мы с вами, дорогие братья и сестры!

Священное Писание, описывая нам обстоятельства Рождества Иисуса Христа, рассказывает о разных категориях людей, которые так или иначе оказались причастными к Рождественскому известию. Для нас сейчас это событие богословски и спасительно описывается как Боговоплощение. То есть Рождество Христово – явление Бога Слова во Плоти в яви. Как и Иоанн Богослов свидетельствует: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, —  ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна». (1 Иоанна 1:1-4)

А для многих людей, как и в те времена, весть о Рождестве имела другие смысловые наполнения. Вот волхвы, задолго до описываемых событий в Вифлееме, будучи людьми, ищущими откровения, получили его и пошли за звездой, которая должна была указать им на Новорожденного Христа. И для волхвов он был и Царь, и Бог, и Искупитель, собственно мы судим об этом по тем дарам, которые они приносят Божественному Младенцу. Это искренние богоискатели, которые оставляют все свое и идут на поиски, попутно проповедуя свое знание о Рождении.

И в связи с ними мы видим жителей Иерусалима, которые просто дивились слышанному от волхвов, но не пошли с ними, не заинтересовались этой вестью, а моментально о ней забыли, погрузившись в свои текущие дела. Для них Рождество – лишь эпизод чьей-то жизни и судьбы, косвенно промелькнувший в их истории.

А еще в Иерусалиме мы видим Ирода, который очень серьезно отнесся к этой вести, ибо посчитал, что Родившийся может претендовать на его власть. Он, Младенец – уже вызывает ревность и страх, а отсюда желание избавиться от Него, даже если необходимо совершить страшное злодеяние. Примечательно, что Ирод же не лично избивает Вифлеемских младенцев. Он посылает стражников, то есть своих слуг-правоохранителей, как они считали, которые просто выполняли приказ. Не вдаваясь в рассуждения о том, преступный это приказ или законный.

Пастухи, которые увидели воспевавших хвалу Богу Ангелов, оказались пылкими и воодушевленными людьми. Услышав весть о Рождестве, они обнаружили то самое благое воление в самих себе, которое Явившийся Господь и желал посеять. Оставив стадо, они пошли воздать хвалу Новорожденному в обычном хлеву.

И в этом маленьком вертепе находилась Мария и Иосиф, которые стали служителями прихода в мир Слова, полного благодати и истины. Для них этой ночью закончился Завет Ветхий и началась Новая Эра – Эра Христа Бога.

На одном из зданий нашего города, на крыше, есть надпись знакомая всем, кто бывал в центре города святой Екатерины: «Кто мы, куда мы идем»? Думал ли Тимофей Радя, размещая этот текст, что он прекрасно применим к нынешним событиям Рождества Христова? Кто мы сегодня в эту Рождественскую ночь? Волхвы? Пастухи? Жители Иерусалима? Мы благоговеем с Богородицей и Иосифом или исполнены злобы, словно Ирод? Чьи повеления мы готовы исполнить? Божьи заповеди или неправедные распоряжения?

Многие из нас готовились к встрече Рождества длительным постом, усердными молитвами, но и в Иерусалиме был храм в те времена, где люди также постились и молились. А потом пришел Христос, и все изменилось. Христос не просто приходит в нашу жизнь с каждым календарным Рождеством. Годовщина события – это лишь точка для толчка, ступень лестницы в Небо. Но взойти по ней предстоит каждому из нас, по силам и желанию. Лучше идти вместе, как вместе мы нынче встречаем Церковный праздник Рождества Христова, ведь если мы говорим, что «Отче наш», значит, мы уже не одни, а значит, нас двое, и трое, и больше — и выходит, что и Христос, по Своему обещанию с нами и посреди нас.

И радость наша в этот праздник, конечно же, от такого осознания безусловно будет совершенной. С праздником дорогие братья и сестры! С Рождеством Христовым!

Действующие лица