Об истории праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы и о его духовной сути, которая заключается также и в том, что в центре хранения нашей веры всегда стоит храм и духовенство, рассказал иерей Даниил Рябинин, руководитель молодежно-миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом районе Екатеринбурга.
— В начале Рождественского поста Церковь празднует удивительное событие жизни Пресвятой Богородицы, а значит и всего человечества. Факт Введения во храм Пресвятой Богородицы известен нам из рядов источников церковного предания, таких как «Протоевангелие Иакова» и «Книга детства Марии и Христа Спасителя».
Сам праздник как торжественное богослужение известен еще со времен императора Юстиниана, это пятый век от Рождества Христова. Как праздник двунадесятый по характеру содержания последования службы, Введение во храм обозначается уже с восьмого века.
История этого события связана с величайшей благодарностью Богу святых Иоакима и Анны, которые исполнили свой обет, посвятив вымоленную дочь, которую ждали всю свою жизнь, на служение Подателю всех благ. В трехлетнем возрасте Мария была приведена в Иерусалимский храм своими родителями и передана на воспитание священнослужителям.
Обстоятельства этого прихода обладали такой же чудесной необычностью, как и вся евангельская история, которая и началась с Марии. Ее миссия и Ее святость были провидены пророками Ветхого Завета во множестве текстов задолго до появления Богородицы. И тем не менее, для современников все, что происходило, имело характер чего-то крайне необычного. Но если так с сомнением они созерцали чудеса, которыми была окружена жизнь Марии, как же им было нелегко воспринять жизнь и слова Христа Спасителя! Апостол Павел впоследствии многократно вынужден был напоминать евреям, что об этих событиях написано в книгах, которые они же сами почитают за священные.
Трехлетнюю Марию встречает на ступенях храма первосвященник Захария, будущий отец Иоанна Крестителя, и по внушению Святого Духа, совершает потрясающее действие: вводит Богородицу во Святая Святых. Собственно, это кульминация торжественного события. И после Мария до самого момента, когда она была выдана за Иосифа Обручника, которому было поручено хранить Ее девство, находилась на воспитании в храме Иерусалима. Где, по словам создателя латинской Библии Иеронима Стридонского, ее хранителем был сам Архангел Гавриил, который приносил Ей пищу и много беседовал с Пресвятой Богородицей. Что объясняет уже в евангельской истории отсутствие всякого удивления у Марии явлению Гавриила на Благовещение.
Нам Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы может предложить следующие темы к размышлению: вся Евангельская история в ее персонажах от апостолов и Самой Марии до Возглавителя новой эры Иисуса Христа связана со стремлением к храму и взаимодействию со священством.
Бог дал Моисею Свой Закон и установил положенное Им благодатное священство, которое и должно было быть выразителем и хранителем Закона. Пророки периодически напоминали всему народу о Законе, если люди не слушали уже и священство, либо, что было редкостью, но и такое случалось, само священство уклонялось от точного исполнения своих обязанностей. Это было правильно и праведно.
Однако, мы видим, как к временам Воплощения Господа Иисуса Христа прежний Богоустановленный порядок начинает приобретать слишком уж человеческие, в худшем смысле этого слова, черты. Появилась достаточно большая группа людей, считающей себя хранителями и ревнителями Закона, не будучи священством. Они назвали себя фарисеями и вскоре их голос стал настолько значимым, что даже первосвященники и духовенство храма вынуждены были с ними считаться. Ибо они требовали права «голоса мирян» в народе Божием, считая, что духовенство – это лишь требоисполнители и более никто. Именно они постоянно путали духовную жизнь с политической. Именно они постоянно искушали Иисуса Христа совершенно отвлеченными от Правды Божией вопросами. И именно они, в конце концов, составили самую сильную партию против Господа.
И вот родители Богородицы отдают свою Дочь не на учение фарисеям, и сами не придерживаются обычаев «соборной демократии», которую не знает Священное Писание, а отдают ее в храм. И когда Захария вводит Марию во Святая Святых, этот поступок подвергается «псевдозаконническому» осуждению, и поныне – сомнению, что, мол, такого не могло быть, ибо порядок входа прописан совершенно иначе. Если развивать эти сомнения, то и Благовещения, и Рождества, и Креста, и Воскресения не могло быть. Но они были, о чем и свидетельствует Церковь, прежде всего, своими торжественными праздниками.
Потому, Введение во храм Пресвятой Богородицы, дорогие братья и сестры, это праздник, напоминающий, что в центре хранения нашей веры всегда стоит храм и духовенство, так заведено Богом, и эта непреложная истина никогда не изменится в Церкви Христовой. С праздником вас, дорогие братья и сестры! И пусть Пресвятая Богородица укрепит нашу любовь ко Христу Спасителю и единение в нашей Церкви!