В связи с запланированным рассмотрением Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона № 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства призывает российских законодателей с пониманием отнестись к позиции Русской Православной Церкви, выраженной в открытом письме Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Председателю Государственной Думы ФС РФ В.В. Володину, где говорится о «необходимости обеспечения на законодательном уровне эффективной защиты граждан от необоснованного и/или незаконного вмешательства в семейную жизнь (в том числе и под предлогом защиты прав детей), борьбы с нередко встречающимся административным произволом органов опеки и попечительства и идеей усиления роли суда в принятии решений, затрагивающих интересы семьи». Все это, к сожалению, отсутствует в данном законопроекте.
Призываем российских законодателей также с уважением отнестись к позиции родительской общественности, общественных организаций, предметом обеспокоенности которых являются изменения, содержащиеся в законопроекте № 986679-7, которые с полной уверенностью можно назвать антисемейными, создающими общественное напряжение, противоречащими конституционному праву ребенка на семью и позиции, изложенной Президентом России В.В.Путиным:
«Есть немало примеров, когда родительских прав лишают нормальных, любящих и работающих родителей. Некоторые случаи вмешательства в жизнь семьи носят просто абсурдный и издевательский характер.
Непродуманное внедрение таких механизмов, по сути, нарушение суверенитета семьи, может спровоцировать недоверие и разлад между родителями и детьми и даже прямую коррупцию, паразитирование некоторых недобросовестных чиновников на этих проблемах»[1].
Исходя из ПФЗ № 986679-7, орган опеки, подавая в суд заявление об отобрании ребенка, фактически оспаривает право родителей на его воспитание. При этом, по сути дела, происходит некая манипуляция и вводится сверхкраткий процесс об ограничении родительских прав, в котором родители не имеют реальной возможности защитить свои права.
При этом необходимо заметить, что основные реально опасные для ребенка ситуации уже концептуально урегулированы законодательством, а дополнение Семейного кодекса неопределенными основаниями для отобрания детей лишь расширит количество вмешательств за пределами действительно опасных ситуаций, и таковыми станут – как это уже происходит и сейчас – простые семейные трудности.
Стоит учесть также, что положительное решение об отобрании ребенка будет иметь преюдициальное (обязательное) значение для последующего дела о лишении (ограничении) родительских прав, заведомо предрешая вопрос разрушения семьи.
Сегодня в законодательстве уже сложилась проблемная ситуация: многие действующие нормы предполагают избыточное вмешательство в жизнь семьи на неопределенных, чрезмерно широких основаниях. При этом расширительно понимаемые права ребенка фактически противопоставляются правам семьи и родителей, а сама семья зачастую оказывается лишенной эффективной правовой защиты.
Считаем, что в такой ситуации концептуально неверно вводить судебные процессы об отобрании ребенка. В случае действительно непосредственной угрозы жизни ребенка, связанной с совершением в его отношении преступных действий, его надо спасать моментально, а при отсутствии такой угрозы – нет никаких оснований для сверхкратких судебных процессов, по сути ограничивающих родителей в правах и исключающих для них возможность полноценно защищаться и отстаивать свою позицию.
Эксперты Патриаршей комиссии считают, что:
1. В экстренных ситуациях, при необходимости спасения ребенка от реальной угрозы, связанной с преступными действиями, должны работать нормы других законов – Федерального закона «О полиции», Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов.
При этом необходимо изменить порядок реагирования на действительно опасные для ребенка ситуации: важно прямо предусмотреть временные меры защиты ребенка, максимально сохраняющие для него семейную среду, например, передачу родственникам, на период разбирательства в отношении подозреваемых родителей.
2. В остальных ситуациях, в которых необходимость такого экстренного реагирования отсутствует, но родители систематически уклоняются от исполнения своих определенных законом обязанностей, либо имеются иные предусмотренные Семейным кодексом основания для лишения (ограничения) родительских прав, компетентные органы могут поставить вопрос об этом перед судом. Но в этом случае речь должна идти о полноценном судебном процессе, в котором в полной мере соблюдается принцип состязательности сторон, и который решает именно вопрос о лишении (ограничении) родительских прав, а не об отобрании ребенка как таковом.
Как справедливо отмечается в правовом экспертном заключении, поступившем в адрес Патриаршей комиссии от Межрегиональной общественной организации «Общественный комитет по правам человека»[2], «законопроект обладает многочисленными существенными правовыми дефектами, влекущими вполне прогнозируемые серьезные негативные социальные последствия его применения в случае его принятия в представленном виде, не позволяет достичь публично заявленных его авторами целей».
Учитывая тот факт, что профильными комитетами Государственной Думы ФС РФ не проводилось широкого обсуждения данного законопроекта с представителями традиционных конфессий, родительскими организациями, общественными объединениями, занимающимися вопросами защиты семьи и прав родителей, призываем организовать такое широкое общественное обсуждение как самого законопроекта, так и вопросов защиты семьи и детства в целом, с участием всех заинтересованных сторон. Убеждены, что решения, принимаемые в этой деликатной области, должны исходить из необходимости соблюдения базового права ребенка всегда, когда это возможно, жить в семье и воспитываться родными родителями, основываться на всемерном уважении к традиционным семейным ценностям, обязанность защищать которые обновленная Конституция России возлагает на наше государство. Как отмечал Президент России В. В. Путин, законопроекты, затрагивающие деликатную сферу семейной жизни, должны проходить «через максимально широкое общественное обсуждение» и приниматься «только в том случае …, если удастся достигнуть консенсуса по их базовым положениям»[3].
До завершения такой широкой общественной и экспертной дискуссии и достижения общественного консенсуса считаем правильным снять с рассмотрения Государственной Думой проект федерального закона № 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Форсированное принятие данного законопроекта без учета мнения всех заинтересованных сторон будет способствовать формированию социальной напряженности в нашем обществе, вступит в существенное противоречие с его духовно-нравственными ценностями, недавно принятыми поправками в Конституцию России, касающимися фундаментальных прав семей с детьми, правами родителей и самих детей, с публичными интересами и публичным порядком Российской Федерации, и, в конечном итоге, поставит под угрозу целостность и благополучие российских семей.
Смотрите также:
Письмо Святейшего Патриарха Кирилла председателю Государственной Думы ФС РФ В.В. Володину