22 октября Церковь совершает память праведного Авраама праотца.
Накануне дня памяти предлагаем к прочтению проповедь схиархимандрита Авраама (Рейдмана) о том, почему праведный Авраам является образцом веры и преданности Господу Богу.
В сегодняшнем евангельском чтении о праведном Аврааме упоминается весьма кратко. Надо сказать, что родословия, приводимые в Новом Завете, некоторым людям кажутся скучными. По неопытности им хочется даже пропустить эти места Писания, побыстрее пробежать глазами. Но человеку, который, скажем так, вошел во вкус чтения Священного Писания, не только каждое слово, пусть непонятное, но и каждая его буква доставляет необыкновенное наслаждение. Пророк Давид говорит об этом: «Словеса твоя сладки паче меда и сота» (Пс. 18, 11), то есть слаще, чем сотовый мед. Потому не пренебрегать нужно непонятными и от этого кажущимися скучными эпизодами Священного Писания, а вникать в них, искать в них смысл. Уверяю вас, что само чтение Писания очищает нашу душу, даже если мы и не понимаем читаемого. Кроме того, мы просто мало с ним знакомы, а потому не видим, что стоит за этими кратко перечисляемыми именами. За каждым именем скрывается целый пласт не только исторических событий, но и назидательных примеров духовного опыта.
Родословие Иисуса Христа начинается такими словами: «Книга родства Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамля. Авраам роди Исаака. Исаак же роди Иакова» (Мф. 1, 1–2). Сегодня мы не будем говорить о великом царе Давиде, но обратимся сразу к толкованию слов «сына Авраамля». Казалось бы, это простое упоминание, но вспомним Книгу Бытия, где повествуется о жизни и духовных подвигах этого великого праведника.
Авраам был бездетным до ста лет. Ему было обещано, что от Сарры у него родится сын, в котором благословятся все народы, то есть было предсказано, что в потомстве его сына явится Мессия, Христос (Быт. 22, 18). За словами: «Авраам роди Исаака. Исаак же роди Иакова» открывается другое великое чудо – добродетель преданности и веры Богу, непостижимая для людей, решимость принести в жертву Богу своего единственного сына. Быть может, именно ради этой заслуги Авраама перед Богом и произошел от него Мессия, Спаситель мира. Если бы эта жертва действительно была совершена, то конечно, Исаак бы не родил Иакова. Велика была вера этого древнего праведника, который был испытан в том, совершенно ли он предан Богу. Исааку было около 25 лет, а Аврааму более 120, когда он получил это повеление Божие. Он пошел на гору Мориа, возложил Исаака на жертвенник и занес нож. Оставалось только опустить руку, но явившийся Ангел остановил Авраама. Была принесена другая жертва, символизирующая принесение Христом в жертву за искупление людей Самого Себя. Вот что скрывается за этими немногими словами, с которых начинается Евангелие.
Заметьте, что именно эти два имени, Давида и Авраама, упоминаются на первом месте как наиболее славные и почетные в родословии Господа нашего Иисуса Христа. Большей похвалы, чем эта, быть не может, ибо устами евангелиста Матфея праотца Авраама восславил Дух Святой.
Читая повествования Библии о праведных людях, мы подчас смущаемся некоторыми их поступками и начинаем рассуждать: как же так, праведный человек, а поступает таким странным образом? Пророк Илия убивает, праведный Авраам боится… Откуда такие черты у праведников? Почему в них это есть? Такие недоуменные вопросы возникают у нас потому, что мы требуем от них безупречной святости, идеализируем их, судим об их жизни на основе каких-то отвлеченных понятий, а не сообразно жизненному опыту. Мы должны представлять, как человек мог поступить в тех конкретных жизненных обстоятельствах, в которых он оказывался. Пытаясь понять сказанное в Писании, мы должны подходить к ситуации с точки зрения психологии, представляя, как бы сами себя повели. Вероятно, гораздо хуже. С этой точки зрения можно понять, что праведный Авраам в тяжелых, неблагоприятных обстоятельствах проявил необыкновенное мужество. Например, его осуждают за то, что он из страха перед египтянами назвал свою жену Сарру сестрой (а Сарра была необыкновенной красавицей, несмотря на свой преклонный возраст). Но для того, чтобы понять этот поступок, нужно вспомнить историю его жизни: он жил на своей родине, в Месопотамии, в совершенной безопасности и благополучии, когда Господь сказал ему идти в землю обетованную. Авраам послушался Бога, претерпел много скорбей, был беззащитен, ему даже пришлось спасаться в Египте от голода. Как будто бы обещано было одно, а на деле совершилось другое, но Авраам не потерял веру, он имел упование на Бога и думал, что обетование все равно исполнится – если не на нем, то на его потомках. Кроме того, в Писании многое не досказывается. Можно предположить, что Авраам, отдав Сарру фараону, пламенно молился, надеясь только на Бога, ведь от человека нельзя было ожидать помощи. Господь не посрамил его упования: защитил его, сохранил Сарру, а фараон его даже обогатил. То, что нам подчас кажется неприглядным, на самом деле, если подумать беспристрастно, является признаком сильнейшей веры, пламенного упования на Бога.
Вся жизнь Авраама была необыкновенным подвигом веры. Своими нравственными подвигами, своей непостижимой верой этот праведник стяжал великую благодать. Апостол Павел называет его отцом всех верующих, то есть ставит веру ветхозаветного праведника в пример христианам всех времен (Гал. 3, 6–7).
В то время весь мир погружался во мрак, утопал в неведении, в заблуждении, люди предавались страшному распутству, более того, страшные грехи убийства и разврата возводились в религиозную норму… Человек, приходящий в чужой город, был совершенно беззащитен, с ним могли сделать все, что угодно. Это было время сугубого беззакония, когда господствовала только сила и грубые страсти… Именно в это время праведный Авраам верил в то, что придет Мессия, Который спасет род человеческий от рабства греху.
Вот таким образцом веры праведный Авраам остается для всех верующих, будь это древние иудеи, христиане апостольского времени или двадцатого столетия. И дай нам Бог по молитвам этого великого праведника стяжать хотя бы малую толику той твердой веры, которую он имел, которой спасся и благодаря которой именно от него произошел Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос.