О духовной сути чина освящения храма, о том, что человек призван стать подобным храму, а также об опыте Церковной жизни Царской семьи, служащем для нас примером, рассказал в своем слове проповеди в день 20-летия со дня основания монастыря Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме благочинный монастыря иеромонах Иоанн (Неврюев). Напомним, в 23 сентября 2020 года митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл совершил чин освящения храма святых Царственных страстотерпцев и затем Божественную литургию в новоосвященном храме.
— Сегодня мы вспоминаем тот день 20-летней давности, когда на Святейший Патриарх Алексий II благословил созидание святой обители здесь, на месте страшных событий, где более ста лет назад пытались уничтожить останки святых Царственных страстотерпцев: царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, Великих княжон — Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии и их верных слуг. И сегодня, чтя духовный подвиг Царственных страстотерпцев, мы все можем прибегать в эту обитель, чтобы здесь молиться, чтобы здесь почитать их память, здесь назидаться и научаться от них тем подвигам и стремлениям к духовной жизни, которых в полной мере были присущи всей Царской семье.
Сегодняшний день монастыря стал для нас особенным тем, что именно в этот день совершилось освящение этого храма, освящение главного храма обители, посвященного, как и монастырь, святым Царственным страстотерпцам. Когда совершается чин освящения храма, сразу возникает образ живого человека. Подобно тому, как человек, когда рождается, его крестят, миропомазают, так же и храм, престол. Конечно, то, что происходило в алтаре, было сокрыто от ваших глаз, но, тем не менее, мы знаем, что престол принимает на себя те же самые священнодействия, что и человек. Его также омывают святой водой, также миропомазают, также производят все те действия, которые напоминают нам события в жизни каждого человека, становящегося христианином. А песнопения, которые звучали во время чина освящения этого храма, напоминают также и о таинстве священства, потому что в этом храме будет приноситься святая жертва, будут совершаться Таинства. И неодушевленный храм, неодушевленное здание получает образ, предстает в образе живого организма, живого человека.
Святой Дух пронизывает его весь во время этого действа, освящая его и обновляя его. Понять человеку это невозможно, но возможно почувствовать в сердце эту молитву, это перерождение храма. Но как храм становится подобным человеку, так и мы – люди — призваны стать подобными храму. Как сказал апостол Павел в Послании к коринфянам: «Разве вы не знаете, что вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» Вот тот идеал, к которому должен стремиться человек, то, для чего он призван. И сделать это можно, в первую очередь, через те Таинства, которые осуществляются в любом храме, в том числе в этом храме. Главное из которых — Таинство евхаристии. Таинство настолько необъяснимое, настолько глубокое, которое человека соединяет с самим Богом.
И мы видим, что во время этого Таинства происходит необъяснимые вещи. Мы находимся как бы и вне времени, и вне пространства, переносясь умом и сердцем на Тайную вечерю Христову. Мы пребываем одновременно со всею Церковью земной и небесной, и можем через это соединяться с этой Церковью, прибегая к этому целебному источнику, прибегая к Телу и Крови Христовым. Как в тайне, мистически пересекается временное и вечное, тварное и святое, и мы становимся частью этой Церкви, Глава которой Сам Христос.
Вот почему нельзя выйти из храма таким же, каким ты вошел в него. В храме Церкви Христовой мы вверяемся Богу через молитву, и Он научает нас Своей извечной Божественной справедливости, Своей вечной Божественной истине, Своей вечной Божественной добродетели. И таким образом, вооружаясь этим Христовым оружием, мы Его Божественной справедливостью можем покорять всякую земную неправду. Его Божественной истиной — бороться со всякой земной ложью. И с Его Божественной добродетелью можем сокрушать всякое земное зло, сокрушая его, сокрушая саму смерть.
Очень наглядно опыт Церковной жизни открылся в жизни Царской семьи. Мы знаем, что они любили молитву, любили богослужение, строили и украшали многие храмы. И даже известно, что в любимом храме Царской семьи – в храме Феодоровской иконы Божией Матери недалеко от Александровского дворца в Царском Селе у императрицы было специальное место, где она молилась, где она слушала богослужения. И вот она — немка по происхождению, для которой русский язык был ее не родным языком, а тем более церковнославянский язык более сложный, более глубокий для понимания, и вот она, обложившись книгами «Минея», «Октоих», часословами, следила за богослужением, и так его понимала, и так его чувствовала, как, наверное, сложно представить нам с вами — современным людям, которые с детства посещают храмы и можем привыкать к этим текстам, к этим святым богослужебным гимнам, чувствовать их и понимать их. Такой опыт, такой пример Царственных страстотерпцев является для нас всех, кто приходит сюда в этот монастырь, посвященный их памяти, в это мемориальное место и тем более в этот храм, посвященный памяти этих святых – является для нас особым примером того, как надо относиться к богослужению в храме, как относиться к молитве, как надо относиться к церковной жизни.
Смотрите также: