В первое воскресенье после сошествия Святого Духа на апостолов мы празднуем память всех святых. В этот день молитвенно прославляются все святые — люди, угодившие Богу своей жизнью. При этом Церковь вспоминает и тех, чьи имена известны, и тех, чьи имена знает только Господь. По сути, этот праздник — именины всех православных христиан.
Праздник известен с конца IV – начала V веков. Существует проповедь святителя Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших», в которой уже указывается день празднования аналогичный существующему в настоящее время. Среди песнопений преподобного Ефрема Сирина есть упоминание о праздновании в честь всех святых.
Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно помещают праздник в честь всех святых на первую неделю (воскресение) после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы.
В День всех святых можно поздравлять всех христиан со святыми именинами. Заодно можно помочь тем, кто не знает дату своих именин (ближайший после дня рождения день памяти святого, именем которого назван человек) определить их. Можно выбрать одноимённого святого и по личному предпочтению, если его житие и подвиг особенно тронули ваше сердце.
При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, канонизация как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.
Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом Ангел-Хранитель. У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.
Собор всех святых, во вселенной просиявших – настоящий семейный праздник нашей Церкви. Из седьмой главы Откровения Иоанна Богослова мы знаем, что святых «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков», то есть значительно больше тех сотен имен, которые нам известны по святцам. Люди, угодившие Богу, – братья и сестры, вне зависимости от социального статуса, образования, финансового положения, возраста, места жительства, профессии или гражданства. Мало того, даже внешнее рабство не мешает настоящей свободе, если есть твердость веры и воли. Читая труды и жития святых, мы чувствуем, как их идеи и решения возвышают наши собственные мысли и желания.
Использованы материалы сайтов foma.ru и azbyka.ru