По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

13 марта 2020

«Важно изучать тему духовной грамотности»: первый учебник по деструктологии представил известный религиовед Роман Силантьев

О том, как распознать опасные течения в сфере духовной безопасности, и для чего необходима новая наука деструктология, рассказал известный религиовед, доктор исторических наук, руководитель Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Анатольевич Силантьев на презентации своего  учебника «Основы деструктологии» 12 марта 2020 года в мультимедийном парке «Россия  – моя история» в Екатеринбурге.

В начале встречи Роман Анатольевич рассказал слушателям предысторию появления новой дисциплины деструктологии и объяснил, что ее разработка была необходима для того, чтобы бороться с новыми деструктивными явлениями в обществе:

— Раньше я, в основном, занимался исследованиями новейшей истории ислама, экстремистскими террористическими организациями, связанными с исламистами. И около двух лет назад к нам поступило задание сделать научно-исследовательскую работу для Министерства образования и науки по профилактике терроризма и экстремизма в студенческой среде.

В рамках подготовки этой работы стало ясно, что экстремизмом и терроризмом проблемы далеко не ограничиваются. У нас уже научились с терроризмом бороться – прошлый год был первым за длительный период времени, когда ни одного теракта не произошло. Несколько терактов предотвратили. Экстремистов также успешно ловят.

Однако, есть явления, которые не попадают под определение экстремистских и террористических. Например, расстрел в Керчи показал, что нет у нас методов для борьбы, например, с субкультурой Колумбайна. Это не экстремисты, это не террористы,  это даже не организация – это субкультура. Запретить субкультуру у нас технически невозможно. У нас можно запретить только организацию. А если ее нет, то что, собственно, запрещать?

Сейчас в среднем раз в неделю предотвращают вот этот «скулшутинг», Колумбайн (school shooting, вооруженное нападение на школьников, — прим.ред.). Возникает вопрос – что с этим делать, кто в этом разбирается? Это тема не сектоведения, не специалистов по терроризму, но проблемы она доставляет.

Роман Анатольевич объяснил, что новая наука – это некий аналог терапевтов в медицине, только в сфере духовной безопасности. Ее задачей является объединить компетенции сектоведов, террологов, конфликтологов и специалистов по подростковым суицидам и «дообучить» их до нужных компетенций, чтобы они имели представление о спектре этих угроз:

— Поскольку спектр этот очень разнообразен по своему генезису, мы предложили назвать их деструктивными образованиями и разделили их на четыре группы. Деструктивные образования основаны на деструктивной идеологии, которая, в свою очередь, наносит урон здоровью и благосостоянию человека, а также призвана разрушать традиционные институты общества, в первую очередь, семью. Все деструктивные идеологии бьют по семье, поскольку она мешает их развитию.

Спикер рассказал, что по уровню угроз выделены четыре группы деструктивных образований.

Первая группа чревата потерей времени и денег, самую большую подгруппу которой составляют психокульты или «инфоцыгане»:

— В нее попадают курсы личностного роста, которые выучат вас на кого угодно, были бы деньги. А также «марафоны желаний», например, Елены Блиновской, или тренинги Тони Роббинса, — привел пример Роман Анатольевич.

Отличие психокульта от нормального повышения квалификации в том, что многие деструктивные образования убеждают людей, что они могут достигнуть чего-то быстро и при этом гарантированно. Также особенностью таких психокультов является наличие какой-то сакральной тайны:

— В православии, к примеру, нет никаких секретных книг, тайного знания. И у Патриарха, и у мирянина одинаковый доступ к вероучению. Секта же будет на тайне паразитировать: «Все умрут, а мы спасемся. Мы это знаем, это делает нас элитой», — рассказал спикер.

Также к первой группе деструктивных образований относится еще одна подгруппа – коммерческие секты, которые не имеют отношения к религии:

— Очень много существует нерелигиозных сект — пылесосы «Кирби», косметика, биодобавки и прочие. Есть секты, которые запрещают есть и пить, или секта, которая запрещает выращивать домашние растения, потому что можно ненароком нанести вред вредителям, живущим на них, и испортить свою «карму», — привел пример религиовед.

Вторая группа деструктивных образований отличается тем, что благодаря им можно потерять не только время и деньги, но и здоровье.

— К ним относятся и определенные секты, в том числе и религиозные, и «маги», и «колдуны». Попытки вылечить третью стадию рака у «колдунов» неизбежно ведут к 4-й стадии с летальным исходом, — отметил лектор.

Роман Анатольевич обратил внимание на то, что во всех подобных деструктивных образованиях действует одна очень простая схема: «Если по результатам их деятельности тебе стало лучше – это их заслуга, если стало хуже – то это ты сам виноват, что-то не так сделал».

Третья группа деструктивных образований уже имеет опасность для жизни:

— Это те образования, благодаря которым вы с высокой долей вероятности лишитесь жизни. Они в той или иной степени склоняют людей к суициду. Например, есть те, которые отрицают реальность СПИДа. К этому ведет критическое мышление, которое в передозировке приводит к конспирологии, когда ты никому не доверяешь – ни властям, ни науке, ни школе. Так появляются теории, что СПИДа не существует, а заговорщики фармацевтических компаний пытаются таким образом подсадить здоровых людей на дорогие лекарства. Есть также «антипрививочники» и «отрицатели рака», — рассказал Роман Анатольевич.

К этой же группе, по словам спикера, относятся различные субкультуры – например, «праноеды», которые утверждают, что поистине духовному человеку еда не нужна и он может питаться солнцем. Также в этой группе – суицидальные игры, подстрекающие подростков к самоубийству, как в игре «Синий кит», и субкультура «Колумбайн», которая призывает не только к суициду, но и к убийству других людей.

К последней, четвертой группе террористических образований относятся террористические организации. Как подчеркнул Роман Анатольевич, они, как правило, являются религиозными, в то время как экстремистские организации таковыми не являются.

Целевая аудитория обозначенных деструктивных образований, по словам Романа Анатольевича, очень широкая: «Если с вас есть, что взять – вы в группе риска».

Спикер подчеркнул, что важно не только самому соблюдать правила «противопожарной безопасности» в духовной сфере, но и иметь представления о «симптомах», чтобы вовремя их распознать у близких людей. Он также отметил, что на «крайних стадиях», человеку, оказавшемуся под влиянием деструктивных образований, не могут помочь даже специалисты. При этом религиовед добавил, что случаи «самостоятельного» возвращения человека из сект есть, и что в этом могут помочь книги-мемуары бывших сектантов, то есть взгляд на проблему «изнутри».

Роман Анатольевич объяснил, что на курсе по деструктологии слушатель узнает об основных угрозах, а также учится прогнозировать те или иные риски в этой сфере:

— Надо уметь отслеживать  все эти вещи, так же как с заболеваниями. И люди, которые занимаются миссионерской деятельностью, постоянно должны изучать эту тему духовной грамотности. Крайне полезно везде иметь таких специалистов.

Религиовед также добавил, что наличие у слушателя базового теологического образования, как и медицинского и психологического, очень облегчает прохождение курса.

В завершение встречи гость из Москвы напомнил, что помимо учебника по деструктологии, скоро выйдет первая научно-популярная книга, посвященная новой науке.

По окончанию лекции участники встречи задали спикеру множество различных вопросов, в том числе о том, как отличить проявление деструктивных течений от психического расстройства и о том, как общество может противостоять этим течениям, о нейролингвистическом программировании и многом другом.

— Роман Анатольевич посещает наш город уже не первый раз и всякий раз представляет хорошие новые разработки, которые помогают нам в современном мире, когда мы имеем огромное количество соблазнов и искушений. И эти разработки могут помочь выстроить свою жизнь в нужном ключе и русле, в том числе и духовную, — отметил председатель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии иерей Даниил Рябинин. — На наших встречах присутствуют люди необязательно воцерковленные, верующие, но и те, кого интересует безопасность. Сегодня мы говорим о духовной безопасности. Роман Анатольевич предлагает нам новую разработку – дисциплину деструктологию, которая, будем надеяться, органично будет воспринята в общеобразовательных учреждениях, в институтах и университетах. Это нужно для того, чтобы современный человек перед актуальными современными вызовами мог чувствовать себя комфортно  и быть вооруженным.

Священник также обратил внимание на то, что на сегодняшний день потребность в введении этого нового предмета в программы учебных заведений действительно назрела:

— Мы видим яркие случаи «с отрицательным знаком», которые сегодня потрясают многих, и они связаны, как и говорит Роман Анатольевич, не только с потерей времени и финансовых средств, но и с трагическими событиями, которые наше общество может предотвратить. Поэтому, появление науки деструктологии, ее внедрение как безопасности жизнедеятельности для нас сегодня необходимо. Это дает возможность профилактики этих вещей. Возможно, со временем и в рамках программы Миссионерского института, и теологических отделений вузов такой предмет будет актуален и востребован.

Отметим, учебник «Основы деструктологии», который представил Роман Анатольевич Силантьев на встрече, был подготовлен сотрудниками лаборатории деструктологии Московского государственного лингвистического университета под редакцией религиоведа. В книге представлены лекционные и семинарские занятия, которые освещают генезис и методы работы деструктивных образований, а также предлагают наиболее эффективные способы противодействия их экспансии. В основу учебника положены занятия по курсу повышения квалификации, который рассчитан на 36 часов.

 

Смотрите также:

Религиовед Роман Силантьев рассказал об угрозах для духовной безопасности

Действующие лица