О том, как человек, ослушавшись Бога, отступил от Него, став смертным, и что делать, чтобы приблизиться к Богу вновь, рассказал в своем пастырском слове за архиерейской Литургией Преждеосвященных Даров ректор Екатеринбургской духовной семинарии иеромонах Корнилий (Зайцев). Напомним, архиерейское богослужение состоялось в пятницу 6 марта 2020 года, его возглавил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.
Произнося проповедь, отец Корнилий напомнил молящимся о том, что всю первую неделю — первую седмицу Великого спасительного поста Церковь вспоминает события из книги Бытия Ветхого Завета:
— Мы слышали с вами о том, как Господь сотворил мир, как Господь прекрасным образом устрояет все бытие, все существующее. И вот сегодня мы слышали о том, что Господь сотворил человека, сотворил мужчину и женщину, и мы также слышали с вами о том, как человек, зная заповеди Бога, зная Его Слово, зная Его Закон, все равно его нарушает. Человек отступил от Бога, нарушив Его Слово. Человек становится страстным, он становится больным, он становится пораженным грехом. Человек лишается благодати Божией, он лишается непосредственного общения с Богом. И, когда Господь явился человеку, взывая: «Адам, где ты?», Адам, слыша голос Бога, удалялся, он скрылся. Они сделали себе из листьев деревьев одежду, препоясались и скрылись от лица Бога.
Совсем недавно человек мог непосредственно общаться с Богом, он слышал голос Божий, и это доставляло ему радость. Но что же произошло теперь? Человек услышал Бога, услышал его голос, и убоялся, на него напал страх. Это стало свидетельством того, что человек стал смертным.
Пастырь отметил, что, когда мы слышим о смерти, надо помнить о том, что «смерть – это лишь поворот в вечность», и что нужно задуматься о том, что все наши поступки будут иметь свое продолжение в Вечной жизни:
— Смерть – это то состояние, благодаря которому происходит встреча человека и Бога.
Часто приходится слышать, что «умру и все проблемы закончатся». Но давайте задумаемся: разве это так? Разве действительно все проблемы закончатся? Совсем иначе, совсем наоборот. Все те дела любви, и все поступки, которые мы совершаем здесь на земле, будут иметь свое продолжение в вечности. Все те дела понимания, заботы, любви, будут иметь свое отражение, будут иметь свое продолжение в вечности, но в вечности также будут иметь продолжение и дела, которые называются плохими поступками. Наши с вами раздражительность, невнимание, наше с вами нежелание молиться, нежелание найти и постигнуть смысл жизни, найти в жизни своей Бога – это все будет иметь отражение в вечной жизни.
Поэтому смерть является таинством для православного человека. И думать о смерти, и напоминать о смерти – наверное, стоит. Наверное, стоит как можно чаще задумываться о смерти именно своей. Мы часто думаем так, что в конце жизни нужно написать какое-то важное завещание – что после меня останется? Но самое главное завещание, которое мы с вами пишем в нашей жизни – это наше завещание Богу. Давайте внимательно посмотрим на тот черновик, который мы уже с вами написали. И те помарки, которые мы допустили – давайте исправим. Те ошибки, которые мы сделали – давайте зачеркнем, давайте заново напишем то завещание, которое будет преисполнено духа любви, духа веры, духа живого присутствия Бога в нашей жизни. Аминь.
Смотрите также:
Митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Свято-Троицком кафедральном соборе