По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

27 февраля 2020

«Евангельская история на Святой земле оживает»: регент хора духовенства Екатеринбургской епархии рассказал о паломничестве на Святую Землю

В течение недели хор духовенства Екатеринбургской епархии вместе с митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом пребывал в паломничестве на Святой Земле. В каких необычных  условиях приходилось уральским священникам репетировать и исполнять песнопения, а также почему «поющему духовенству» трудно паломничать по близким сердцу каждого христианина местам земной жизни Исуса Христа, рассказал регент хора иерей Алексий Русин, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери на Химмаше города Екатеринбурга. Батюшка поделился впечатлениями от путешествия, а также дал несколько рекомендаций для желающих совершить паломничествона Святую Землю. 

География поездки оказалась обширной – помимо Иерусалима, где были совершены богослужения на Гробе Господнем и в Горненском женском монастыре, делегация из Екатеринбурга прошла Крестный путь с чтением Евангелия и исполнением песнопений из Страстного цикла, посетив Гефсиманию и Гробницу Божией Матери, где также была совершена литургия. Кроме того, паломники посетили место рождения Господа Иисуса Христа в Вифлееме, место Его Вознесения на Елеонской горе, несколько монастырей в Иерусалиме и Вифлееме, а также такие «библейские» места как Магдала и Табха.

– Подобная поездка для нас состоялась впервые – это благодарность от владыки митрополита за наши труды здесь. В то же время, мы в ней присутствовали как группа сопровождения и должны были «музыкально» поддерживать правящего архиерея в течение всего нашего пути. Для меня как для регента это была еще и рабочая командировка, – поделился священник.

Отец Алексий рассказал, что в течение поездки порой присутствовал эффект неожиданности, и в плане исполнения тех или иных песнопений нужно было зачастую ориентироваться на месте:

– Всего предусмотреть невозможно. Даже в одном и том же храме могут находиться мощи разных святых, и этим святым также поется тропарь, величание и так далее. Или это может быть какое-то значимое Евангельское место. Например, когда мы были в Иерихоне у Рожкового дерева (того самого, плодами которого кормили свиней в притче о блудном сыне – прим. ред.), нам надо было незапланированно исполнять стихиру «Объятия отча», которая поется на богослужении накануне Недели о блудном сыне. Владыка Кирилл спросил нас: «Споете?». И мы не растерялись – спели. Наизусть!

Пастырь пояснил, в чем была самая большая трудность для хора в этой поездке:

– Программа была обширная, за день надо было посетить несколько мест, и соответственно, нужно было быть готовыми спеть не один «задостойник» (песнопение, которое поется вместо «Достойно есть» – прим. ред.), а как минимум, три, а также другие полагающиеся для этого места песнопения.

Нужно отметить, что основная сложность в том, что мы – хор духовенства. И, например, из постового цикла мы ранее пели только чин прощения и чин Торжества православия, а песнопения Страстной недели мы никогда не пели, потому что в Страстную неделю все священники, естественно, совершают богослужения на своих приходах. Несмотря на эти трудности, мы их, Слава Богу, преодолели – будучи в Гефсимании, мы спели и «Днесь висит на древе», и такое сложное произведение как «Искупил ны еси», которое разучили прямо в поездке.

В итоге, было распечатано так много новых нот,  что часть пришлось оставить в Израиле – они уже не влезали в сумку, настолько их стало больше. Мы пели практически без перерыва. Когда богослужения заканчивались, у нас была спевка – каждый вечер, и днем, и утром – тоже, и даже пока в машине ехали – пели.

Отец Алексий рассказал, что в рамках паломничества, помимо песнопений из Страстного цикла, исполнялись песнопения двунадесятых праздников: Рождества Христова, Крещения Господня, Благовещения Пресвятой Богородицы, Преображения Господня, Успения Пресвятой Богородицы. Особенно паломникам запомнилась литургия на Гробнице Божией Матери, когда митрополит Кирилл совершал богослужение совместно с архиепископом Севастийским Феодосием, где хор исполнил стихиры на мотив подобна «О, дивное чудо» и другие песнопения праздника.

Песнопения праздника Вознесения Господня пелись, когда екатеринбургская делегация поднялась на Елеонскую гору. В течение всей поездки пели тропарь и кондак Сретения Господня, поскольку неделя паломничества выдалась на седмицу после этого праздника до его отдания. На каждом святом месте были исполнены тропарь, кондак и задостойник праздника.

В храме Марии Магдалины, где покоятся мощи святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, епархиальный хор духовенства исполнил тропари святой Елисавете Феодоровне и святой равноапостольной Марии Магдалине.

Рассказывая о своих впечатлениях от поездки, отец Алексий отметил, что особенность Святой Земли в том, что представители всех конфессий: мусульмане, иудеи, православные христиане, – считают, что это «их» святое место.

– Меня поразила религиозность местных жителей – там нет махрового атеизма, который встречается у нас.

Пастырь также дал несколько рекомендаций людям, которые собираются совершить паломничество на Святую Землю, отметив, что самый первый шаг заключается в прочтении Евангелия:

– По-хорошему, перед поездкой в Иерусалим,  надо прочитать Евангелие – либо одно, либо все четыре. Перечитать, освежить всю Евангельскую историю в памяти. Потому что паломничество по Святой Земле может быть осуществлено  только в контексте Евангелия, которое живо уже на протяжении двух тысяч лет.

Евангельская история на Святой Земле оживает. Когда мы читаем Евангелие, наше воображение рисует в голове одну картину, а когда мы приезжаем туда, то в голове все начинает перестраиваться. Для меня, например, было открытием, какие на самом деле расстояния на Святой Земле. Например, Кана Галилейская, в которой Господь совершил свое первое чудо, находится примерно в 100 км от Иерусалима. То есть когда написано, что Господь «удалился в пределы Галилейские», это значит, что Он шел пешком по жаре эти 100 км, чтобы туда дойти. А в самой Галилее все рядом – монастырь Двенадцати апостолов, Назарет, гора Фавор.

Отец Алексий подчеркнул, что надо также помнить о том, что в паломничестве по Святой Земле есть определенная логика, оно не должно быть хаотичным:

– Хорошим подспорьем может стать такая книга как «Сборник паломника», которую можно приобрести в Израиле. В книге представлены указания для каждого святого места – где какое песнопение исполняется, или какое Евангельское зачало необходимо прочитать.

Если у тебя есть эта книга, то даже если ты особо не умеешь петь, то, по крайней мере, можешь прочитать Евангельские зачала. Например, когда прибываешь в Галилею, в Табху, где Христос насытил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, открываешь это место Евангелия и читаешь. Сразу представляешь, как все эти люди тут располагались.

Завершая свой рассказ о поездке, пастырь отметил, что «пока находишься на Святой Земле, по-другому начинаешь смотреть на то, что происходит в России – думаешь о том, что можно исправить, что делаешь не так, или, наоборот, замечаешь то, чего раньше не замечал  в своей жизни и служении на Родине».

– В последний день очень хотелось домой. Наша земля не меньшей святостью славится – она пропитана кровью святых Царственных страстотерпцев, здесь святой Симеон жил праведно… Уже давно я понял, что заграницей, конечно, хорошо, а дома – лучше, – резюмировал отец Алексий.

 

Смотрите также:

Митрополит Кирилл встретился с Блаженнейшим Патриархом Феофилом III в Иерусалиме

Митрополит Кирилл и архиепископ Феодосий совершили Божественную литургию на Гробнице Божией Матери на Святой Земле

Митрополит Кирилл совершил Божественную литургию в храме Марии Магдалины на Святой Земле

Митрополит Кирилл совершил ночную Божественную литургию в храме Воскресения Господня на Святой Земле

Митрополит Кирилл совершил Божественную литургию в храме Всех святых, в земле Русской просиявших, Горненского монастыря на Святой Земле

Митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Горненском монастыре на Святой Земле

Действующие лица