Встреча екатеринбуржцев с гостем из Москвы – ведущим радиостанции «Вера» иереем Стефаном Домусчи состоялась 7 февраля мультимедийном парке «Россия – моя история» уральской столицы в рамках празднования 135-летия Екатеринбургской епархии.
Темой встречи стало чтение Евангелия, а именно ответ на животрепещущий вопрос: «Как читать Евангелие современному человеку». Отец Стефан привел основные тезисы, на которые нужно опираться при чтении Священного Писания для его правильного последующего понимания, а также разобрал вместе со слушателями одну из Евангельских притчей, ответив на многочисленные вопросы.
Священник рассказал, что первым принципом при чтении Священного Писания является принцип послушания:
— Мы должны быть готовы к послушанию, потому что мы открываем Слово, которое нам говорит Бог. И мы должны быть готовы к тому, что это особенный диалог. Часто так бывает, что мы очень хорошо умеем говорить, но мы практически не умеем слушать. Священное Писание – это как раз тот текст, который приучает нас слушать, потому что сначала мы хотим услышать, что же нам через него говорит Бог.
Отец Стефан подчеркнул особенность, над которой мало кто задумывается — что текст Священного Писания «беспомощен перед читателем, как и любой другой текст», поскольку сегодня человек привык к тому, что у него есть свой взгляд практически на любой вопрос и он привык читать любой текст с внутренней претензией — как текст, который он еще проверит, доверять ему или нет. Текст Священного Писания не оказывается здесь исключением — человек может открыть его и не увидеть в нем ничего.
Кроме того, человеку оказывается крайне трудно отделить себя, свой опыт, свои ожидания от текста, который он читает, даже открывая Слово Божие:
— Мы очень часто вычитываем в нем то, что мы готовы услышать сами. Поэтому первое, с чем мы должны приступать к изучению Священного Писания – это с готовностью расслышать, что Бог говорит нам, а не что мы желаем от него услышать, и не с позиции скепсиса.
Отец Стефан также отметил, что важно учитывать, что в Писании можно встретить разные жанры, разные филологические приемы, которыми авторы Священного Писания пользуются:
— Поэтому, есть принципы филологического анализа, которые необходимо применять для того, чтобы правильно понимать Священное Писание. Иначе мы просто не поймем текст, в котором есть и гиперболы, и метафоры, и свой поэтический язык.
Следующим ключевым принципом при чтении Священного Писания является его чтение вместе с Церковью, поскольку это тот текст, который родился в Церкви:
— Священное Писание – это плод жизни Церкви. Это плод жизни Духа Святого в Церкви. Поэтому, раз Церковь написала Священное Писание, это значит, что оно и живет внутри нее, и внутри Церкви его же можно понимать. Если мы вырываем Священное Писание из рук Церкви, мы остаемся без каких-либо критериев, как его читать и понимать. Очень важно осознавать, что Церковь вместе с тобой 2000 лет этот текст читала. Более того, она этот текст создала.
Священник подчеркнул, что помимо того, что Священное Писание – это дар Духа Святого Церкви, это слово свидетелей:
— Это не просто воспоминания, это Живое Слово. Это слово свидетелей. И вот эта беспрестанная, непрерывная цепочка свидетелей – она достойна доверия. Поэтому, когда мы читаем Священное Писание, то делаем это в конткексте живой традиции в Церкви.
Отец Стефан привел в пример то, как расположены тексты Священного Писания – Евангелия и Апостола для ежедневного чтения Церковью. И раз Церковь предлагает их для чтения именно в таком порядке, то нужно этому довериться:
— Если мы доверяем Церкви и молимся, чтобы Господь нам это открыл, Он нам это открывает.
Следующим тезисом для изучения Священного Писания, отмеченным отцом Стефаном, является то, что его Центром Священного Писания является Христос:
— Читаем ли мы Ветхий или Новый Завет, мы должны понимать, что центром является весть Христова, Евангелие о воплотившемся Слове Божием и о том, что Бог есть любовь. Понимание того, что это не какая-то теоретическая, а практическая, жертвенная любовь, позволит нам правильно понимать смысл прочитанного.
Надо все время держать в уме, что в центре – Христос. Не Бог, который карает и проклинает, а Бог, который пришел умереть за людей. И который хочет всем спастись и в познание истины прийти. Тогда мы увидим любое действие Божие через призму Его любви и заботы о человеке.
Священник также подчеркнул, что важно учитывать, что Библия говорит с людьми на человеческом языке – «так, чтобы нам было понятно»:
— Но это не значит, что все разложено по полочкам. Библия обращается к людям, которые жили в свою эпоху – на их языке.
Последним важным моментом, который нужно учитывать при чтении Священного Писания, пастырь отметил то, что его нужно читать так, «как будто оно сегодня обращается к тебе»:
— У владыки Антония Сурожского есть молитва перед чтением Священного Писания, в которой говорится, что каждое слово Господа Иисуса Христа – это слово мне лично, это слово, которое я должен услышать. Оно будет мне вызовом, оно поможет мне измениться. Когда Бог обращается к Адаму и Еве – Он ко мне обращается. Бог спрашивает Адама: «Где ты?» — и меня спрашивает, где же я сам.
Читая Священное Писание, мы все время должны думать о том, что эти слова говорят лично мне. А порой, мы должны ставить себя на очень высокие пьедесталы. И спрашивать себя: «Если Христос так себя ведет, то к чему я призван, как христианин, как Его ученик?».
Подводя общую черту под обозначенными тезисами, пастырь отметил, что в названии встречи: «Как читать Евангелие современному человеку» — неслучайно сделан акцент на слове «современному»:
— Современный человек отличается от любого другого «несовременного» человека. В первую очередь, свободой, которая ему дана – эта свобода очень страшная. Раньше у человека в течение многих веков даже мысли такой не возникало: «Почему я должен это читать и этому верить?». Сегодня этим вопросом задаются большинство читающих. Поэтому мы должны научиться читать Священное Писание с точки зрения современных людей, — подчеркнул священник.
Во второй части встречи отец Стефан рассказал собравшимся об опыте библейских групп, которые сейчас активно развиваются в Москве. Пастырь отметил, что практика совместного чтения Священного Писания – неотъемлемая часть христианской общины:
— Что такое христианская община? Люди в ней едины во Христе, готовы служить друг другу, нести тяготы друг друга. Один из путей к такой общине — совместное чтение Священного Писания.
Пастырь подчеркнул, что это должно представлять из себя не лекцию, а совместное рассуждение, искание смысла прочитанного. Но при этом, возглавлять такую библейскую группу должен «богословски грамотный» руководитель, как правило, священник, «осторожно координируя» работу группы. Такой опыт важен для христианина, поскольку, «приходя в храм, человек не ожидает, что от него могут ждать какое-то мнение».
Говоря о значении развития опыта работы таких групп, священник обратил внимание на то, что святоотеческое толкование Священного Писания, на которое все привыкли ориентироваться в первую очередь, является только одним из уровней понимания текста. Отец Стефан подчеркнул, что христиане читали Священное Писание малыми группами с тех пор, как оно появилось.
В третьей, практической части встречи, пастырь на примере разбора Притчи о блудном сыне показал, какие вопросы можно самостоятельно задавать при разборе такого отдельного отрывка Священного Писания.
Отец Стефан объяснил, что вопросы задаются на трех уровнях понимания текста. Так, первый уровень понимания – исторический контекст, в который в том числе, включен и разбор «непонятных слов того времени». Второй уровень понимания – толкования текста, так называемый «святоотеческий уровень». Третий уровень понимания – попытка ответить на вопрос «Каково место этой притчи в Священном Писании?» — что идет до нее, что – после, и так далее.
При этом, пастырь отметил, что ответов на эти вопросы может быть несколько, и каждый может быть правильным в отдельной ситуации.
Подводя итоги встречи, отец Стефан отметил, что очень распространенная проблема в чтении Священного Писания – это то, что для многих оно является частью молитвенного правила, когда, «стоя у аналоя, христианин читает дневное зачало», что превращается, по сути, в исполнение религиозных обязанностей. Именно поэтому люди не чувствуют «нужды в понимании Священного Писания».
Священник добавил, что нужно помнить, что если мы говорим о диалоге с Богом, то должны понимать, что сначала Он нам должен что-то сказать, а потом уже мы – Ему. Поэтому чтение Священного Писания – это часть нашего разговора с Богом.
В завершении встречи, которая прошла «на одном дыхании», у всех желающих слушателей была возможность задать отцу Стефану вопросы, на которые пастырь развернуто ответил.
После окончания мероприятия гость из Москвы отметил, что такой формат встречи, который был организован впервые в Екатеринбурге, ему очень понравился, и возможно, подобные неформальные лекции будут проводиться и в других городах страны.
Добавим, иерей Стефан Домусчи стал одним из участников пленарного заседания VIII Всероссийской научно-богословской конференции «Церковь. Богословие. История», которое состоялось 8 февраля 2020 года – также в рамках мероприятий, приуроченных к празднованию 135-летия Екатеринбургской епархии. Среди событий, ожидающих жителей Екатеринбурга – праздничная архиерейская литургия, принесение в уральскую столицу чудотворной иконы Божией Матери «Всецарица» из мужского монастыря в селе Тарасково, встреча с протоиереем Димитрием Смирновым, Сретенский фестиваль православной и светской молодежи, а также другие духовно-просветительские и научно-богословские мероприятия.
Смотрите также:
В парке «Россия — моя история» состоялась встреча с ведущим радио «Вера» Стефаном Домусчи