В Миссионерском институте Екатеринбургской епархии завершилось обучение преподавателей общеобразовательных школ города и области, проходящих профессиональную переподготовку по программе «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее ОРКСЭ и ОДНКНР). Особое внимание было уделено модулю программы, который в светских школах преподают чаще всего – «Основы православной культуры». В качестве своих итоговых работ на последней сессии учителя представили разработки программы своих будущих уроков по этой дисциплине.
Как отметил один из выпускников курса преподаватель мировой художественной культуры и основ православной культуры в средней образовательной школе №166 города Екатеринбурга Виктор Васильевич Субачев, к курсу «Основы православной культуры» проявляют интерес и дети, и их родители:
– Особенность этого предмета в том, что он единственный, к которому возникает интерес от всей семьи, он изначально на это рассчитан. Детям задают домашние задания по этой дисциплине, и родители, помогая им их выполнять дома, также включаются в предмет. Поскольку все задания творческие, всем это интересно. Все больше семей выбирают именно этот модуль из шести предлагаемых в рамках ОРКСЭ. Время сейчас такое – открываются храмы, православные праздники становятся любимыми, их ждут.
Виктор Васильевич также добавил, что «этот предмет – для жизни, он готовит детей к жизни», и, кроме того, форма проведения урока позволяет ученикам больше общаться:
– На уроках по этой дисциплине мы не пишем, мы говорим. И дети, когда я их прошу написать свои впечатления на полстранички, рассказывают именно об этом: «Нам нравится, что на этих уроках мы говорим». По сути, таких предметов практически больше нет. На остальных уроках дети, по сути, просто «отчитываются» о выполненных заданиях.
Еще один выпускник курса, учитель истории и обществознания в Шалинской средней общеобразовательной школе № 90 Александр Анатольевич Гладких отметил, что несмотря на свою «православную» специфику, предмет нужен прежде всего для «знакомства с культурой нашего государства, а также он необходим для нравственного воспитания детей»:
– Изначально мне было непонятно, на что именно направлен этот курс, и для чего нужен предмет «Основы православной культуры» в светских школах. Для меня это был большой вопрос, поскольку существуют церковные школы, в которых учащиеся в принципе заинтересованы в религиозной тематике. Но оказалось, что этот курс больше о культуре, религиозные моменты подаются очень тактично, поэтому он и подходит для преподавания в любых светских школах. Теперь мне понятна и моя личная задача в преподавании этого предмета.
Обучение по программе ОРКСЭ проходили не только школьные учителя, но и священники, которые в своих епархиях отвечают за религиозное образование и катехизацию.
Как рассказали в Миссионерском институте, трудоемкость программы составила 252 часа. За этот период состоялось три сессии, а завершилось обучение защитой итоговых выпускных работ, в качестве которых учителям было предложено представить разработку одного из уроков по ОРКСЭ. Священники-студенты курса, в свою очередь, должны были разработать конспект беседы с родителями на одну из духовно-просветительских тем.
– На защите работ выпускники-учителя представили содержательные, глубокие, интересные конспекты уроков по модулю «Основы православной культуры», священники — конспекты бесед с родителями. Выпускники продемонстрировали свою заинтересованность и хорошую методическую подготовку. Многие работы вызвали у членов аттестационной комиссии восхищение, – рассказали в Миссионерском институте.
Один из членов аттестационной комиссии на защите выпускных работ доктор культурологии Ирина Яковлевна Мурзина высказалась по поводу услышанного и увиденного на своей странице в соцсети «Фейсбук»:
– Коллеги, сегодня были фантастические защиты! Я много чего видела, на курсах по ОРКСЭ работала, но такой теплой атмосферы, заинтересованности и содержательности, правда, не было. Спасибо коллегам за доставленное удовольствие.
Председатель аттестационной комиссии, ректор Миссионерского института Наталия Александровна Дьячкова также осталась очень довольна:
– Учителя – просто умники и умницы. Талантливые, трудолюбивые, увлеченные своей профессией. Прекрасно методически оснащены. Очень радуют. Среди слушателей есть и священники – они работают с родителями. Тоже очень хорошие итоговые работы!
Преподаватели школ, защитившие свои итоговые работы, в свою очередь, поделились своими впечатлениями от обучения в Миссионерском институте и своими планами по применению полученных знаний на практике:
– Наше обучение в Миссионерском институте – выше всех похвал. Это подарок судьбы, что мне довелось учиться на этом курсе, в таком «центре» православного вероучения. Я чувствовал себя очень комфортно. У преподавателей института – прекрасный стиль общения, так сказать, «на равных». Огромное всем спасибо.
Самый главный итог этого обучения для меня – это желание работать в этом направлении. Работать и не совершать методических ошибок. Лично я обнаружил многие ошибки, которые прежде допускал в своей работе. Теперь все будет иначе. Даже в рамках своей итоговой работы по разработке предстоящих уроков по теме «Божий суд» я уже получил конкретные рекомендации от отца Иоанна Никулина, – рассказал выпускник Виктор Васильевич Субачев.
– Курс запомнился прежде всего тем, что все очень доходчиво объясняли. Мне очень понравилась организация процесса обучения. Некоторые приемы, например, интерактивный метод, когда ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом, я уже успел применить на практике. Осталось очень положительное впечатление. Ребята учатся в четвертом классе, пока все на начальном этапе, но они уже написали рассказы по культуре и по православию в рамках предмета, — поделился впечатлениями выпускник Александр Анатольевич Гладких.
В Миссионерском институте рассказали, что «общение с преподавателями института, в том числе священниками, произвело на слушателей самое благоприятное впечатление»:
— В своих отзывах они дали высокую оценку профессионализму профессорско-преподавательского состава и отметили особую благожелательную атмосферу нашего православного учебного заведения.
Отметим, что обучение по курсу прошли 30 человек. Среди них – учителя, которые в своих школах уже преподают или будут преподавать какой-либо модуль дисциплины ОРКСЭ, либо ведут работу в предметной области ОДНКНР, или же станут тьюторами в своих методических объединениях, а также священники, которые в своих епархиях отвечают за религиозное образование и катехизацию.
Учителя и священники прослушали лекции, посетили семинарские занятия по 19 дисциплинам, таким как «Нормативно-правовое обеспечение преподавания курсов ОРКСЭ и ОДНКНР», «Основы православного вероучения», «Православное искусство», «Православные праздники», «Основы духовной безопасности», «Методика преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР», «Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны», «Введение в Новый Завет», «Введение в Ветхий Завет», «Основы православной педагогической культуры», «Формы и методы педагогического сопровождения в рамках тьюторства», «Методика внеурочной деятельности и ОДНКНР». В межсессионный период студенты обучались дистанционно, используя материалы, опубликованные на учебном портале Миссионерского института.
За время обучения слушатели побывали на экскурсии в Александро-Невском Ново-Тихвинском женском монастыре, став участниками миссионерской литургии, которую совершил настоятель Свято-Косьминской мужской пустыни игумен Петр (Мажетов) в монастырском храме, освященном в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость».
Напомним, обучение школьных учителей и священников на курсах профессиональной переподготовки – это реализация совместного образовательного проекта Министерства общего и профессионального образования Свердловской области и Екатеринбургской митрополии.
Смотрите также: