О том, как развивается теологическое образование и система духовно-нравственного просвещения в Екатеринбургской митрополии, шла речь сегодня, 2 июля 2019 года, на заседании совета по теологическому образованию, которое возглавил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.
В заседании приняли участие Преосвященные владыки — епископы митрополии, а также руководители высших учебных заведений, реализующих теологические программы, и представители вузов, сотрудничающих с Екатеринбургской епархии в деле духовно-нравственного воспитания молодежи.
С докладом о состоянии теологического образования в Екатеринбургской митрополии и с предложениями по его дальнейшему развитию в регионе выступил заведующий кафедрой теологии Уральского государственного горного университета, кандидат педагогических наук, магистр богословия протоиерей Игорь Бачинин.
О проекте деятельности центров духовно-нравственного просвещения как важного элемента системы духовно-нравственного воспитания рассказал советник заместителя министра образования кандидат педагогических наук, профессор Уральского государственного педагогического университета Станислав Тимофеевич Погорелов. Докладчик подчеркнул актуальность проекта, способствующего не только расширению познавательно-культурного пространства и повышению теологической грамотности, но и защите от манипуляций сознанием несовершеннолетних, духовного роста обучающихся и педагогов. Станислав Тимофеевич отметил положительный опыт Белгородской, Саратовской и других областей, где внедрение данной системы существенно повлияло на динамику выбора модуля «Основы православной культуры».
Проректор по учебно-методическому комплексу Уральского государственного горного университета, кандидат технических наук, доцент Сергей Александрович Упоров представил участникам встречи проект студенческого теологического клуба, который объединит учащихся городских вузов и станет новой коммуникативной площадкой, где можно будет обсудить актуальные темы, касающиеся как личной, так и общественной жизни молодежи.
Также участники заседания обсудили проект региональной научно-практической конференции «Семья: Традиции. Проблемы. Будущее», представленный специалистами Уральского государственного педагогического университета.
Об опыте взаимодействия вузов с представителями епархии собравшимся поведал Алексей Леонидович Соловьев, председатель епархиального молодежного отдела, кандидат исторических наук, доцент УрФУ. Алексей Леонидович отметил, насколько важна роль общения студентов с духовным наставником и реализация совместных проектов для формирования у молодежи традиционных нравственных ценностей. Об этом свидетельствует опыт высших учебных заведений, тесно сотрудничающих с епархией в рамках заключенных соглашений. Среди них Уральский государственный горный университет, Уральский государственный педагогический университет, Уральский институт МЧС и другие известные вузы региона.
В связи с этим в состав совета по теологическому образованию при главе митрополии сегодня включены представители Уральского государственного экономического университета и Уральского института государственной противопожарной службы МЧС России. Отмечая важность духовно-нравственного воспитания во взаимодействии с Русской Православной Церковью, ректор УрГЭУ-СИНХ Яков Петрович Силин сообщил о готовности вуза активно участвовать в обозначенных программах.
Подводя итоги заседания, глава митрополии подчеркнул, как важно сегодня каждому вузу найти свою «изюминку» во взаимодействии с епархиями Русской Православной Церкви. Сегодня, по мнению владыки Кирилла, на базе многих вузов совместно с епархией ведется значительная работа по духовно-нравственному воспитанию, воплощаются яркие эффективные проекты. Очень важно показывать этот опыт, делиться им с коллегами, чтобы в общество вернулось понимание того, что теологическое образование, призванное формировать ценностное мировоззрение молодежи, это не «уход в прошлое», но шаг вперед, к познанию нового и дальнейшему самосовершенствованию.
Отметим, в Екатеринбургской митрополии несколько высших учебных заведений проводят подготовку обучающихся по направлению «Теология» и в сфере педагогики духовно-нравственного воспитания. Так, в Екатеринбургской духовной семинарии реализуется образовательная программа по направлению подготовки «Теология» (уровень бакалавриата), профиль подготовки «Практическая теология православия». На кафедре теологии Уральского государственного горного университета реализуется образовательная программа по направлению подготовки «Теология» (уровень бакалавривата и магистратуры) по направлению «Христианская теология». В Миссионерском институте реализуется образовательная программа по направлению подготовки «Теология» (уровень бакалавриата), профиль подготовки «Систематическая теология Православия».
На кафедре теории и методики воспитания культуры творчества Уральского государственного педагогического университета реализуется образовательная программа (уровень бакалавриата, уровень магистратуры) по направлению подготовки «Педагогика духовно-нравственного воспитания». В УГГУ и Миссионерском институте также реализуются программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки. Миссионерский институт продолжает разрабатывать систему дополнительного профессионального образования культурологической и теологической направленности, в частности курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки для педагогов образовательных учреждений по программам «Методика преподавания основ религиозных культур и светской этики и основ духовно-нравственной культуры народов России», а также по программе «Основы духовной безопасности» для всех заинтересованных лиц.
Напомним, в 2017 году впервые за сто лет на государственном уровне теология признана наукой. Теперь в России возможно присуждение ученых степеней кандидатов и докторов теологии. Научная специальность «Теология» появилась в России еще в 2015 году, однако специальных ученых степеней для теологов не предусматривалось. Сегодня государственная система аттестации научных работников признает за теологией полноценное право присутствия в академических кругах, что позволяет выстраивать новые отношения с государственной системой образования и решать стоящие перед обществом проблемы, учитывая не только потенциал общепринятого социально-гуманитарного знания, но православной теологии.