С 1 по 3 мая 2019 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Екатеринбурге прошел Всероссийский хоровой фестиваль для регентских отделений духовных учебных заведений Русской Православной Церкви имени Василия Зиновьева, сделавший уральскую столицу центром популяризации духовного хорового пения, стремительно возрождающегося в нашей стране.
В первые майские дни Екатеринбург стал местом возрождения творческого фестиваля, история которого уходит в 2006 год в Ярославскую епархию, возглавляемую на тот момент владыкой Кириллом, ныне митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским. Именно там зародился этот конкурс, он проводился среди местных хоров в память о «русском Бахе», пастыре земли Ярославской, священнике и легендарном духовном композиторе Василии Зиновьеве.
Сегодня фестиваль по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла перешел совершенно на иную ступень развития и приобрел статус всероссийского.
В фестивале приняли участие девять хоровых коллективов духовных школ и академий: Санкт-Петербургской и Московской духовных академий, Екатеринбургской, Ярославской, Кузбасской, Пензенской, Самарской, Саранской и Воронежской семинарий. Порядка 250 человек посетили город, познакомились со святынями, с храмами и местными достопримечательностями, и, конечно же, пообщавшись друг с другом, обменялись накопленным опытом.
Первый Всероссийский фестиваль-конкурс открылся Божественной литургией в Храме на Крови, которую возглавил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. Правящий архиерей сердечно поблагодарил протоиерея Максима Козлова, председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, за визит в Екатеринбургскую митрополию и участие в Божественной литургии, открывшей фестиваль.
Отец Максим в своем слове отметил, что «символично, что фестиваль открывается в Екатеринбурге, открывается в этом глубоко знаменательном для всей Русской Церкви соборе, связанном с недавним юбилеем по осмыслению ста последних лет жизни нашей Родины и нашей Церкви».
— Это живая поросль сегодняшних молодых поколений церковных людей, — отметил отец Максим, — это живая поросль церковной жизни, церковной традиции. Мы видим здесь и юношей, и девушек, мы видим тех, кто пришел петь Богу нашему разумно, радостно, свободно, пришел по зову сердца. И это чувство Пасхальной радости больше всего сейчас охватывает всех вот здесь в этом величественном соборе.
В этот день смешанные хоры исполняли песнопения за богослужением, и певиче были очень впечатлены акустикой храма, его благоукрашением и общей духовной атмосферой.
— Храм очень необычный. Я впервые в этом храме нахожусь и впервые пела в таких хорах, ведь обычно мы поем однородным хором, — поделилась участница фестиваля, студентка Ярославской семинарии Татьяна Зологина. — Особенно, когда пели все хоры вместе, мне очень было приятно. Самые лучшие воспоминания, я думаю, останутся именно от сегодняшнего дня.
— Мы с Самарской духовной семинарией приехали первый раз сюда, и вообще, в принципе, первый раз куда-то выезжаем, — рассказал Андрей Попов, воспитанник Самарской духовной школы. — Храм на Крови очень красивый, шикарная акустика, и хоры пели прекрасно.
После Божественной литургии участникам фестиваля предстояло пройти конкурсное прослушивание.
Выступления коллективов оценивало представительное жюри под руководством митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла. Исполнительское мастерство конкурсантов оценивали: заведующий кафедрой дирижирования факультета церковных искусств, доцент кафедры дирижирования Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Антон Александрович Максимов; ведущий преподаватель Санкт-Петербургской Духовной академии Ирина Ивановна Иванова; заведующая регентской школой Ярославской духовной семинарии монахиня Георгия (Кислова); преподаватель регентской школы Ярославской духовной семинарии Людмила Александровна Зуммер; директор Свердловской государственной академической филармонии, член Совета при президенте РФ по культуре и искусству, заслуженный деятель культуры РФ, лауреат Государственной премии РФ Александр Николаевич Колотурский; ректор Уральской государственной консерватории имени М.П.Мусоргского, заслуженный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Валерий Дмитриевич Шкарупа; протодиакон Димитрий Тарантин; доктор искусствоведения, заведующая регентским отделением Екатеринбургской семинарии профессор Оксана Евгеньевна Шелудякова.
После прослушивания представители жюри отметили высокий уровень участников фестиваля.
2 мая в городской филармонии состоялся гала-концерт, столь ожидаемый как самими участниками, так и гостями вечера. В этот вечер хоровые коллективы исполняли церковные, духовные и народные песнопения. Познакомиться с исполнением участников из разных регионов собралось сотни людей. Зал был полон.
На концерте исполнители показали высокий уровень исполнения песнопений. Выступление каждого хора сопровождалось громкими аплодисментами и возгласами «Браво», «Молодцы».
Ирина Ивановна Иванова, член жюри, преподаватель церковного пения Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии поделилась, чему должен научиться регентов в первую очередь.
— Прежде всего, нужно иметь внутреннюю духовную жизнь, потому что без внутренне жизни мы не можем понять, что происходит в храмах, — сказала Ирина Ивановна. — И самое важное, чтобы молитва была благочестива, чтобы регент мог быть миссионером в каком-то смысле. Есть такое выражение: «Когда мы говорим молитву, мы идем к Богу, а когда мы поем, мы летим к Богу». Поэтому этот «полет» – это самое главное для регента и певчих. Чтобы они остались на всю жизнь в этом «полете», в этом состоянии трепетном.
И, действительно, зрители отмечали, что, слушая певчих, чувствовали себя словно за богослужением. Особенно впечатлили Московская и Санкт-Петербургская духовные академии, ставшие лауреатами гран-при фестиваля.
Фестиваль связан с именем протоиерея Василия Зиновьева, родиной которого стал Ярославль. Немыслимо было представить это мероприятие без певчих из Ярославской духовной семинарии. Заведующая регентской школой этого учебного заведения, регент архиерейского хора Ярославской митрополии монахиня Георгия (Кислова) рассказала о важности сохранения памяти о земляке.
— Мы, наверно, первые, кто должен исполнять его произведения и прославлять его творчество. Это наша прямая обязанность, — отметила регент. – Отец Василий преподавал в Ярославской духовной семинарии. Он также был регентом вновь построенного Успенского собора. Поэтому такая связь — очень тесная. И, конечно же, поем его произведения, особенно «С нами Бог», без него ни одно Рождеств не проходит. У нас также выходят сборники его творчества. Мы стараемся эти произведения тоже воплощать в жизнь.
Завершился гала-концерт исполнением сводным хором, объединившим всех конкурсантов, рождественского распева «С нами Бог». Это самое известное произведение священника Василия Зиновьева, именем которого назван фестиваль. Дирижером выступил Антон Александрович Максимов, заведующий кафедрой дирижирования факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии, дирижер хора студентов Санкт-Петербургской консерватории.
Многоголосие заполнило все пространство зала. Слушатели были воодушевлены и еще долгое время по окончании, стоя, аплодировали исполнителям.
— Наша семинария готовилась каждый день по несколько долгих, тяжелых часов пения, изучения материала, — поделился Михаил Когуашвили, студент Екатеринбургской православной духовной семинарии. – Очень приятны новые знакомства. Мы делились друг с другом опытом, что с нашей стороны, так и со стороны братьев и сестер, узнали много полезного о духовных школах Русской Православной Церкви.
В филармонии в этот день также действовала выставка, посвященная протоиерею Василию Зиновьеву, с которой знакомились гости.
Напомним, Василий Николаевич Зиновьев — священник, регент, церковный композитор, педагог. Он трудился в качестве законоучителя и учителя пения в Николаевском приюте, в Мариинской женской гимназии, преподавал церковное пение в Ярославской духовной семинарии и проводил педагогические курсы для учителей церковных школ. С 21 августа 1906 года до ухода в армию в 1916 году отец Василий Зиновьев возглавлял Ярославский архиерейский хор, который стал одним из лучших церковных хоров России. Творческий дар священника высоко ценил архиепископ Ярославский Тихон (впоследствии – Святейший Патриарх Московский и Всея Руси), называвший ярославского композитора «русским Бахом».
Член жюри фестиваля-конкурса, преподаватель Ярославской регентской школы, автор выставки Людмила Александровна Зуммер отметила, что песнопение священника «С нами Бог» известное было во все советские годы и пелось даже в Великую Отечественную войну.
— Во всех храмах оно звучало. Знаете, в Рождество это звучит как продолжение жизни. И продолжение жизни звучит точно также, как в Пасху «Христос Воскресе!», можно сказать, — отметила Людмила Александровна. — Отец Василий был очень воодушевленный человек. Он написал много теоретических трудов, которые актуальны очень и сейчас в пении не только церковном, вообще в пении. И эти книги переиздаются.
Исследователь творчества отца Василия отметила, что очень много произведений просто бесследно исчезли.
— Где-то в 1960-е годы было известно два-три произведения, которые пела вся Россия. И только благодаря тому, что эти произведения в храмах звучали, мы сейчас знаем имя отца Василия Зиновьева. Когда я стала изучать его наследие, за многие долгие годы нашлось почти 200 произведений, уже 40 детских песен найдены и известны. Сейчас они переиздаются уже. Такая сила музыки.
Завершился фестиваль концертом хоров в Спасо-Преображенском соборе города Невьянска и знакомством с уральскими святынями: семинаристы и будущие регенты посетили Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь, обитель святых Царственных страстотерпцев на Ганиной яме, Храм на Крови, посетили Тарасково и монастырь «Спорительница хлебов» в Среднеуральске.
Важным пунктом программы стал и мультимедийный парк «Россия — Моя история», с которого начинается Екатеринбургский Царский маршрут — паломническая программа по местам, связанным с Царской семьёй.
Участники и жюри фестиваля отметили тех, без кого этот фестиваль бы не состоялся. Теплые слова благодарности в адрес Святейшего Патриарха Кирилла, «инициативой, трудами и мудростью которого происходят все те величайшие изменения в нашей Церкви», сказал руководитель Учебного комитета протоиерей Максим Козлов. Он также отец Максим отметил вклад в развитие регентского образования и проведение нынешнего фестиваля Елены Михайловны Гундяевой, проректора по культуре, декана факультета церковных искусств, заведующей кафедрой церковных и педагогических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии.
Теплые слова благодарности прозвучали в адрес Екатеринбургской митрополии, принимавшей Первый Всероссийский фестиваль, и лично в адрес митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла за возрождение столь важного и доброго фестиваля и сохранение памяти о священнике Василии Зиновьеве.
— Это ниточка, которая протянулась от первого фестиваля и теперь до первого уже Всероссийского фестиваля среди всех семинарий, — сказала монахиня Георгия (Кислова). — Это подняло его на какой-то более высокий уровень. Сейчас новое дыхание этому фестивалю придало то, что среди учебных заведений духовных школ страны проводится.
Спаси Господи владыку Кирилла за его любовь к церковному пению, за любовь к священнику Василию Зиновьеву, за его широту души, за организацию прекрасную. Дай Бог ему здоровья.
Участники фестиваля выразили надежду на то, что это мероприятие станет ежегодным, традиционным и будет в дальнейшем прекрасной площадкой для объединения представителей епархий всей страны в их возрастании в искусстве церковного пения.
Смотрите также:
Подведены итоги Всероссийского хорового фестиваля имени священника Василия Зиновьева
Жюри хорового фестиваля отметило высокий исполнительский уровень участников
В Екатеринбурге открылся I Всероссийский фестиваль хоров регентских отделений