По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

11 января 2019

«Нет Бога – нет святости»: владыка Кирилл о Рождестве, Царском годе и самых актуальных духовно-нравственных вопросах в интервью «АиФ»

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский в интервью «Аргументам и фактам» рассказал о Царском годе, строительстве храма святой Екатерины, «своих» святых, покаянии и том, чем чревато беспамятство.

«Церковь знает множество примеров в истории, когда человек, не просто отвергающий Бога, Христа и Церковь, но и богоборец, на определённом этапе жизни становился христианином, верным последователем, защитником Христова учения. Поэтому никогда нельзя отвергать человека. Сегодня он, может быть, плюёт в тебя за то, что ты христианин, а через три года он может жизнь за Христа положить», — говорит митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.

Дар Божий

Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Владыка, увы, мы не всегда задумываемся об истинном значении Рождества Христова. В чём глубинный смысл этого праздника?

Митрополит Кирилл: Глубинный смысл Рождества Христова для сегодняшнего мира заключается в показательном и, может быть, даже демонстративном смирении Божием. В умалении Божества ради возвышения человечества. Бог приходит на землю даже не в доме бедняка, а в пещере, где люди и животные изредка скрываются на время ненастья. То есть миру всё время не до Бога, у мира своя жизнь, не связанная со своим Творцом. И если Сын Божий является в этот мир, созданный Богом Всемогущим, в таком убогом месте, о чём должен думать человек в этой жизни? В моём представлении, для нынешнего горделивого мира, в котором в сознание людей вбито «человек – это звучит гордо», суть праздника заключается в глубочайшем смирении Божества ради спасения человека, который пал так низко.

— Практически у каждого региона есть «свои» святые. На Среднем Урале, например, это святой праведный Симеон Верхотурский. Не является ли это некой «приватизацией» святости?

— По моему скромному мнению и имеющемуся жизненному опыту, люди часто не ценят того, что имеют. Скажем, человек живёт в Ростове Великом, где много «своих» святых, он может их посещать, но при этом он не заедет в Углич, потому что там «другие» святые. Такова человеческая психология. На самом деле Господь Бог, создавший этот мир, создал человека для всего этого мира. И человек, где бы он ни был – на своей родине, в тундре, на экваторе, в любой другой точке, – должен ощущать себя тем, кому сделали большой подарок. Другое дело, что этот подарок есть и большая ответственность. Дали тебе, для сравнения, хрупкий стеклянный шар с ёлочки, надо нести его бережно, чуть пережмёшь, уронишь, и всё, он расколется, рассыплется, не соберешь больше. Вот это бережное отношение к дарам Божиим у нас у всех практически отсутствует.

Утешительный год

— Минувший год для Среднего Урала прошёл под «покровом» 100-летия подвига святой Царской семьи. Как бы вы оценили его итоги, его значение для каждого жителя региона?

— Я бы не стал отделять Царский год от всех других событий минувшего года. Смотрите, обычно наш регион массово принимает гостей со всего мира дважды в год, и оба раза в июле: во время промышленной выставки ИННОПРОМ и во время фестиваля «Царские дни». В минувшем году Екатеринбург принимал также участников и гостей чемпионата мира по футболу. Так вот, во время чемпионата столица Среднего Урала приняла более 100 тысяч гостей, и столько же человек приехали на «Царские дни». Это о многом говорит. И всякий раз гости фестиваля, паломники отмечают здесь состояние внутренней доброты. Понимаете, этот мир порой заставляет людей относиться друг к другу жёстко, но когда есть возможность, внутреннее человеческое состояние пробивается сквозь эту «броню». И в минувшем году мы увидели, что на самом деле люди – и гости нашего региона, и уральцы, их принимающие, — люди добрые, радостные.

Очень показательно, знаменательно, на мой взгляд, то, что, например, почти все болельщики чемпионата шли в Храм-на-Крови. То есть что бы мы ни проводили, какие бы средства ни вкладывали в различные мероприятия, для нашего города дни, связанные с подвигом святой Царской семьи, всегда будут основными на протяжении всей дальнейшей человеческой истории. Поэтому Царский год для всех нас был очень добрым, утешительным и тёплым по внутреннему душевному состоянию.

Другое дело, что, к сожалению, у нас настолько изломанное сознание, что не происходит глубокого внутреннего покаяния. Что самое главное, когда ты идёшь в храм? То, что ты можешь причаститься святых Христовых таинств – соединиться со Христом. Но этому предшествует таинство исповеди, покаяния, когда ты приходишь и открываешь перед Богом душу, раскаиваясь в том, что ты сделал дурного, неправильного за определённый период времени. Вот этого в нашей жизни не произошло. И пока не произойдёт, в нашей стране не может быть рывка. Да, кто-то живёт в одном мире, кто-то – в другом, и складывается ощущение, что «общая температура по больнице» нормальная, на самом же деле существует внутренний надрыв. И пока мы не дадим чёткую, ясную, понятную оценку всего того, что произошло в ХХ веке, принимая всё сделанное доброе, хорошее и отвергая ту ненависть, то человеконенавистничество, братоубийство, которые пришлось на те времена, мы не сможем двигаться вперед.

— В конце минувшего года в обществе вновь был поднят вопрос о переименовании ряда улиц Екатеринбурга. Это тоже вопрос оценки того, что произошло в ХХ веке?

— Безусловно. Мы не должны ходить по улицам, которым в своё время были даны имена террористов. Эти люди уничтожали собственный народ! Так истово, с такой ненавистью… Так на войне не всегда сражаются, как они сражались с собственным народом. Сколько было безвинных жертв! Мы должны, в конце концов, это осознать и больше не возвращаться к этому.

Не кулаки, а сердце

— Как вы считаете, почему так сложно решался вопрос строительства храма святой Екатерины?

— Потому что до недавнего времени не было политической воли услышать подлинную потребность народа в восстановлении исторической и духовной справедливости. Трудности с возрождением храма святой Екатерины – вопрос не действий церкви, это вопрос политики местных властей. Отрадно, что сегодня у действующей власти есть понимание, что храм во имя небесной покровительницы Екатеринбурга, с которого начинался город, нужен уральской столице, важен ее жителям.

В Екатеринбурге, безусловно, есть своя специфика отношений — нам, конечно, ещё далеко до единства, но есть повод к 300-летию города собрать всех вместе. Чтобы мы дружили не против кого-то или чего-то, а всё же «за». Не так много городов в России с таким внутренним потенциалом, как Екатеринбург, и он заслуживает того, чтобы всё в нём делалось с большей любовью. Не только для гостей, в первую очередь, для самих себя.

— Владыка, насколько важно для верующего человека умение держать удар? И, вообще, должна ли вера быть «с кулаками»?

— Умение держать удар должно всегда сопутствовать верующему человеку, он всегда должен быть к этому готов. И кулаки тут не помогут – вера должна быть не с ними, а с сердцем. Вера – это состояние души, и нужно её защищать, даже быть готовым жизнь за неё отдать, что на протяжении всей истории люди неоднократно и делали. И сейчас делают.

Вот в Египте живут копты – представители древнейшей ветви христианства. При рождении им на руке делают татуировку креста. И всю жизнь человек с ней ходит, по сути, рискуя этой самой жизнью, поскольку он окружён людьми с другими религиозными взглядами, в том числе экстремистскими. Так что христианину нужно всегда знать, что он может лишиться всего ради Христа. А для этого нужно очень большое сердце.

Знаете, вера может вспыхнуть в сердце в самый неожиданный момент. Церковь знает множество примеров в истории, когда человек, не просто отвергающий Бога, Христа и церковь, но и богоборец, на определённом этапе жизни становился христианином, верным последователем, защитником Христова учения. Поэтому никогда нельзя отвергать человека. Сегодня он, может быть, плюёт в тебя за то, что ты христианин, а через три года он может жизнь за Христа положить.

— Или те, кто выступал против строительства храма, завтра…

— Да-да, это практически гарантировано, что в храм святой Екатерины они будут водить детей и внуков, даже не вспоминая, что такой «протестный» эпизод был в их жизни.

— Вы как-то употребили выражение «иммунитет народа». Что его формирует?

— Святому благоверному князю Александру Невскому, день рождения которого, кстати, приходится как раз на 12 июня, приписываются слова: «Не в силе Бог, а в правде!» Так вот… Что такое «иммунитет народа»? Это душа, дух народа, то, к чему он стремится. Идеей русского человека в первые века христианства было устроение Царствия Небесного на земле – Святая Русь. В начале ХХ века строители коммунизма тоже извращённо попытались построить некое царство, в котором «всё правильно», но нет Бога, поэтому нет святости. Но душа человека сохранилась. Поэтому, несмотря на современный принцип «главное, что есть у человека – его жизнь», он эту жизнь может отдать за ближнего своего, за свою страну, за правду, за веру. У нашего народа внутренний иммунитет сформирован в течение веков твёрдым упованием на Бога и тем, что святость является нормой жизни. Общинность чаще всего формировалась у нас вокруг храмов и монастырей, вокруг них было построено множество городов – человек стремился быть рядом со святостью, с теми, кто жил в духовном смысле правильнее, чем он. Поэтому наша сила – в духе стремления к святости, к некоему идеалу, который достичь невозможно, но стремиться к которому надо.

— А слабость — в беспамятстве? Чем оно чревато?

— Беспамятство, амнезия – это тяжёлая болезнь, которая может привести к преждевременному уходу из жизни. Если мы хотим жить и развиваться, а не умереть раньше времени, мы должны иметь память: сердечную, о том, что пережито лично нами, и историческую, которая передаётся нам через наших предков. Сохраняя память, общество обязательно будет делать две важнейшие вещи: беречь своих стариков и создавать условия для жизни будущих поколений. Обратите внимание на праздник с названием День России. Согласно ему России немногим более четверти века. Разве это верно? В Новгороде Великом в 1862 году был воздвигнут известный памятник, посвященный 1000-летию России. И в этом году мы, по справедливости, должны были бы отмечать не 28-летие России, а её как минимум 1157-летие. И это если говорить о хорошо задокументированном периоде её государственности, с момента призвания варягов. А ведь наша Родина не тогда только началась. Поэтому говорить о том, что мы живем в государстве, ведущем свою историю с 1991-го года, так, будто до этого ничего не было, великое заблуждение. Будущее есть только у страны с хранимой и передаваемой, более чем тысячелетней историей, которой и является Россия.

А святой праведный Симеон Верхотурский очень показателен для нашего региона. Урал – край суровый. Чтобы здесь выжить, человеку всегда приходилось тяжело трудиться. А в огромных трудах всегда есть опасность очерствления сердца, потому что человек слишком занят созданием комфортной среды обитания. И Симеон Верхотурский, придя из центральной России (святой покровитель Урала и Сибири родился не здесь – в этом тоже смысл неотрывности), принёс сюда святость, явил нам, живущим в суровых условиях, пример кротости и смирения. Он окутал этот внешне не очень ласковый край любовью. И поэтому люди у нас на Урале внешне могут выглядеть «колючими», но у них искреннее и доброе сердце.

«Аргументы и факты»

Рада Боженко