О своем знакомстве с праведным Симеоном Верхотурским и о том, как святой участвовал и продолжает участвовать в нашей судьбе, в праздник праведного Симеона Верхотурского в рамках медиа-проекта «Святой Симеон в моей жизни» продолжаем публиковать мнения священников и мирян о том, как святой праведный Симеон Верхотурский участвует в их судьбе. Монологи участников проекта выйдут на радио «Вера», а также в эфире православного радиоканала «Воскресение».
Серию публикаций на эту тему на сайте Екатеринбургской епархии продолжает беседа с иереем Сергием Цихановским, духовником архиерейской певческой капеллы «Октоих», который поделился опытом написания иконы всей Сибири чудотворца. А о влиянии этого святого на творчество капеллы и о принятии его детьми за образец для подражания поведала руководитель «Октоиха» Ирина Александровна Кубис.
— Конечно, Симеон Верхотурский для меня святой давно известный, — рассказал отец Сергий. — И первое соприкосновение с ним у меня состоялось, когда я обучался в иконописной школе в Тобольске. В то время в Сибири на реставрацию приносили очень много икон именно Симеона Верхотурского. Он был сильно почитаем в народе, и иконы были провинциального характера, по своим стилистическим особенностям они назывались «Сибирская краснушка». Так что первое мое соприкосновение с иконой святого Симеона состоялось в ходе реставрации. Потом, в дальнейшем, уже по окончании отделения иконописи и реставрации Тобольской православной духовной семинарии, первую икону мне пришлось уже писать самому. Это была поясная икона праведного Симеона Верхотурского, которая писалась в один из сельских приходов.
Священник также рассказал о том, какие качества святого праведника, которые он стремился передать при написании образа, были для него наиболее ценны и дороги.
— В первую очередь, если посмотреть на лик праведного, то мы видим его кротость, его смирение, — отметил батюшка. — Я использовал икону, которая ранее была написана сестрами Ново-Тихвинского монастыря — в полувизантийском стиле. И я как бы взял за образец их иконочку, в которой как раз хорошо была выражена эта черта — кротость, смирение. И там праведный Симеон изображается молящимся ко Господу, принимающим благодать от Господа — в правом верхнем углу иконы изображена мондорла (вертикально вытянутое сияние – прим. ред.), в которой изображается десница Бога, а сам Симеон повернут к Богу с воздетыми руками, этот жест называется жестом адорации, что означает, что он принимает благодать Святого Духа. Именно вот это было характерно в иконе. И для меня было важно это передать.
Отец Сергий рассказал, что ранее, до учебы в Тобольской семинарии, он не был знаком с праведным Симеоном – будущий священник вырос на Украине, где не встречался со святым. «Наверное, невнимательный был», — шутит батюшка. Но уже в Сибири он познакомился с праведным Симеоном в полной мере – здесь отмечается его праздник, святой изображается во всех высоких иконостасах, в Соборе Сибирских святых. Но чаще всего батюшка встречался с праведным Симеоном на старых иконах провинциального характера – «Сибирских краснушках». Их приносили на реставрацию самые простые люди.
— Бывало, что сносили какие-то дома, в которых люди уже не жили, и находили эти иконы. Даже в красном углу: дом стоит почти без крыши, а красный угол на месте, и там — иконочка, в том числе, и Симеона Верхотурского. Это очень почитаемый святой. Большинство иконочек, которые приносились на реставрацию, это были икона Божией Матери «Казанская», святителя Николая и Симеона Верхотурского, — отметил священник.
О почитании святого в песенном творчестве капеллы «Октоих» и о том, как образ праведного Симеона отразился в творчестве коллектива, рассказала в эфире на радио «Воскресение» Ирина Александровна Кубис, руководитель архиерейской детской певческой капеллы.
— Наша задача — приводить детей к вере православной, в том числе, и через почитание небесного покровителя. Мы учим наших детей и говорим им о том, что в их жизни есть небесные покровители, чьи имена они носят. А праведный Симеон Верхотурский — это покровитель нашей земли уральской. И конечно, эта тема, безусловно, нас сопровождает постоянно, всегда. Как мы это воплощаем в своей деятельности? В первую очередь, это богослужебные песнопения: песнопения тропарей, кондаков, посвященные святым. Каждое из них есть краткое богослужебное песнопение, которое отражает и духовную жизнь этого святого, и его земные подвиги. Потому что Симеон Верхотурский, живя на земле, совершал подвиги. Был очень смиренный, большой молитвенник, который жил отшельником и много говорил с Господом, много творил молитвы именно за людей, которые только приобретали веру, которые приняли Таинство крещения. И вот все это очень важно понимать детям, возрастающим в православии, потому что одна из наших задач – это сохранить и приумножить эту певческую культуру, когда обучаем детей богослужебным песнопениям. Поэтому Симеон Верхотурский — один из наших почитаемых очень любимых святых нашей уральской земли, — отметила Ирина Александровна.
Отец Сергий Цихановский, духовник капеллы «Октоих», добавил, что праведный Симеон Верхотурский очень современен и актуален сегодня для нынешних детей.
— Всегда надо читать жития и смотреть те качества, которыми обладал Симеон Верхотурский. Это праведность и стремление к тому, чтобы достичь благодать, достичь Царствия небесного. И мне кажется, что это не только детям нужно объяснять, это всем надо объяснять, чтобы каждый брал хоть какой-нибудь пример, помощь в духовном росте, — отметил батюшка.
В эфире радио «Воскресение» Ирина Александровна рассказала о том, как в работе детского певческого коллектива педагоги и духовник доносят до детей, что святой Симеон Верхотурский — это образец для подражания. Руководитель «Октоиха» отметила, что, в целом, это, конечно непросто:
— Дети изначально пытаются проводить параллели в современной жизни. И когда рассказываешь им о житии Симеона Верхотурского, что этот святой в жизни ловил рыбы ровно столько, сколько ему необходимо на пропитание на сегодняшний день, это не всегда ребенку понятно. Как он отшивал эти тулупчики, полушубки и уходил из дома, не закончив свою работу, чтобы не получить какое-то лишнее вознаграждение за свои труды — детям это тоже не сразу понятно. Вот такие, казалось бы, мелочи для них, эти нюансы из жития наводят на какие-то уже более современные мысли, проецируются на современную жизнь. Мы стараемся говорить об этом постоянно, при каждой возможности, и не зря я начала свой рассказ с того, что мы учим детей возносить свои молитвы небесным покровителям. Не только тому, которого тебе дали при Таинстве крещения, но и святой великомученице Екатерине, которая является небесной покровительницей нашего города, это далеко не все жители знают, и конечно, Симеону Верхотурскому. И еще детей удивляют такие вещи: как это отрок дворянского сословия, отрок из дворянской семьи – и вдруг к нему пришли такие мысли, родились в его сердце, в его душе. Захотелось увидеть эту отшельническую жизнь, занялся такими трудами, которые, ну, никак не отражают образ жизни дворянской семьи. Вот все это, конечно, в детских головушках не сразу укладывается, но за годы учения, воспитания и становления в нашей капелле они это понимают. Слава Богу.
Этому помогают и паломничества в верхотурскую обитель. Ирина Александровна отметила, что такие поездки — это один из важных видов деятельности коллектива и даже образ жизни.
— Это очень важно, когда ребенок приезжает к святыне и имеет возможность приложиться к мощам. А они уже понимают, что такое мощи, они знают, что могут попросить и за себя, и за своих родных и близких, и за свой хор буквально все, что в голове, в сердечке у них есть – это, конечно, дорого стоит. Слава Богу, для нас это большая радость, дети едут туда с радостью: именно помолиться, приложиться, воспеть, насколько они могут и умеют сейчас, и попросить праведного Симеона за себя и за своих ближних.
Беседа с отцом Сергием Цихановским и Ириной Александровной Кубис выйдет на радио «Воскресение» 25 сентября в 16:30.
Смотрите также: