8 марта 2018 года в Екатеринбурге по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла состоится открытие выставки «Церковницы. Христианская женственность в ХХ веке». Выставка организована Музеем святости, исповедничества и подвижничества на Урале в ХХ веке, Свердловской областной научной библиотекой им. В. Г. Белинского и Уральским церковно-историческим обществом.
На выставке представлена галерея из десяти портретов-историй женщин-христианок, живших и творивших в условиях крайнего напряжения веры, а также экспонаты, рассказывающие об их жизни. Первая половина экспозиции посвящена православным женщинам, вынужденным бороться за свою веру в ситуации агрессивного антихристианского тоталитаризма.
Почти все истории в этой части проекта основаны на исследовании судебно-следственных дел из ГААОСО, ПермГАНИ и ГАЧО.
Анастасия Золотурина (1893 — год ареста 1933). Скромная учительница музыки из города Шадринска смогла наладить целую волонтерскую сеть для оказания помощи репрессированным священнослужителям и их семьям. Была репрессирована, пропала в лагерях. В следственном деле сохранились ее удивительные по красоте и достоинству свидетельства.
Анисья Павловна Лыжина (1885 — год ареста 1930). История борьбы верующих женщин под предводительством монахини Анисьи Лыжиной против закрытия храма в п. Егоршино. Смелые и пламенные, простые уральские женщины до того напугали местное начальство, что были вызваны военные для помощи советским работникам. Репрессирована. Пропала в лагерях.
Нина Дмитриевна Рогачева (1891 — год ареста 1931). Написала в Пермский комитет партии большевиков пронзительное письмо, предложив коммунистам покаяться и вместе начать созидательную жизнь в стране. Немедленно была репрессирована. Пропала в лагерях.
Сербишинские монахини. История женского монастыря, располагавшегося недалеко от Невьянска, который власти пытались с помощью уголовных дел и запугивания закрыть четыре раза — в 1918, 1928, в начале 1930-х и в 1935–36 годов, но так и не смогли разогнать верных своим обетам монахинь. Это единственный в Свердловской области женский монастырь, который просуществовал нелегально до конца советского периода. Тайным монахиням не только удалось сохранить иноческую жизнь, но и наладить пути передачи монашеских традиций следующим поколениям верующих.
Монахиня Мария (Скобцова) (в девичестве Елизавета Пиленко) (1891–1945) — по словам организаторов выставки, самая неоднозначная святая ХХ века. Писала стихи и прозу, пророчествовала, рисовала, вышивала, считая, что «человечество к творчеству обязывается». Одна из немногих русских женщин-богословов. Занималась политикой — в феврале 1918 года была избрана городским головой города Анапы. Когда большевики взяли власть в городе, Е. Ю. Кузьмина-Караваева, не разделяя большевистской идеологии, заняла должность комиссара по здравоохранению и народному образованию, стараясь таким образом защитить население от грабежа и террора. Во время немецкой оккупации Парижа выдавала евреям фиктивные свидетельства о крещении. Невероятно, но она даже имеет советские награды — указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1985 года мать Мария посмертно была награждена орденом Отечественной войны II степени. Горячий дух, неимоверная энергия и жертвенность — это качества святости. В 2004 году канонизирована Константинопольским Патриархатом как преподобномученица за то, что пошла в газовую камеру вместо молодой, беременной узницы.
Вторая часть экспозиции рассказывает истории выдающихся женщин-христианок, проживших, напротив, весьма долгую жизнь.
Инокиня Иоанна (Рейтлингер) (1898–1988). Внучка русских генералов, баронесса Юлия фон Рейтлингер. Она стала, пожалуй, одним из самых выдающихся иконописцев ХХ века, отмечают в музее. Будучи в эмиграции, в 1929 году едет в Мюнхен на выставку оригиналов древнерусских икон, привезенную из СССР («Троица» Андрея Рублева и «Богоматерь Владимирская» были представлены на этой выставке в точных копиях). Пять дней, с утра до вечера, она провела на выставке. Впечатление от икон было огромным. «Только после выставки, — вспоминала она, — я поняла истинный путь иконописца, ибо увидела творчество великих художников, которым хочется следовать по художественному и духовному устремлению одновременно». Но как научиться русской иконописи на Западе? Она нашла смелое решение — поступила ученицей в мастерскую выдающегося французского художника Мориса Дени, который ставил целью возрождение средневековой церковной живописи современными художественными средствами. В результате невероятным образом ей удался синтез иконописи и живописи на европейской живописной основе. В 37 лет принимает иноческий постриг с именем Иоанна, но остается в миру, парадоксально обосновывая это решение: «Монастырь — нет; мое послушание — свободное творчество». В 1955 году сестра Иоанна (Рейтлингер) переезжает в СССР, где местом жительства для нее определен Ташкент. Бывала и в Москве, поражая всех удивительным миссионерским даром. Она обратила к вере целый ряд деятелей науки, в основном, физиков — некогда ярых атеистов.
Мария Вениаминовна Юдина (1899–1970). По ее собственному признанию: «я единственная, кто работает за роялем с Евангелием в руках». Дочь врача из Невеля, Маруся к 19-ти годам свободно владела немецким, французским и латинским языками. Помимо фортепиано, училась в классе органа и в дирижерском классе. Сама пианистка позднее вспоминала, что в юности в желании принять крещение ее укрепило прочтение сочинения священника Павла Флоренского «Столп и утверждение Истины». Своей горячей веры в Бога она не скрывала никогда. В 1929 году профессор М. В. Юдина была изгнана из Ленинградской консерватории — за открыто проявляемую религиозность, по той же причине в 1951 году уволена из Московской консерватории. По воспоминаниям Д. Д. Шостаковича, после того, как Сталин услышал по радио концерт Моцарта в исполнении Марии Юдиной, он захотел получить ее пластинку. Юдина много раз выступала на радио, но ее, как неблагонадежную, почти не записывали. Пришлось срочно сделать специальную запись для «вождя народов», который в знак благодарности послал пианистке 20 000 рублей. Мария Вениаминовна в ответ написала Сталину: «Я буду о Вас молиться денно и нощно и просить Господа, чтобы он простил Ваши прегрешения перед народом и страной. А деньги я отдала на ремонт церкви».
Монахиня Елена (Елена Ивановна Казимирчак-Полонская) (1902–1992) — доктор философии (PhD) по астрономии, доктор физико-математических наук. Во время войны обошла три концлагеря в поисках мужа и матери. В 1945 году переезжает в СССР не только для того, чтобы продолжить на Родине научные занятия, но с дерзкой, особенно по тем временам, надеждой объединить интеллигенцию ради апостольского служения миру. В 1952 году арестована по обвинению в шпионаже, так как после переезда в СССР она сохранила связи с Польшей. На допросах она не скрывала своей веры во Христа. Случилось невероятное. Следователь, который вел ее дело, стал верующим. Стройной логикой ученого, знанием и верой миссионера она сумела опровергнуть все доводы обвинителя и убедить его в своей невиновности, в том, что вера в Бога это не преступление — грех не верить в Него. Однажды он показал ей донос, по которому она была арестована. Клевета исходила от священника. В ответ Елена Ивановна прочла следователю лекцию Н. Бердяева «Достоинство христианства и недостоинство христиан». Следователь сумел добиться ее освобождения и провожал Елену Ивановну на поезд, помогая нести чемодан по перрону. В 1987 году Елена Ивановна по благословению архимандрита Иоанна (Крестьянкина) приняла тайный постриг.
Наталья Николаевна Соколова (1925–2014) — дочь Николая Пестова, покаявшегося чекиста, который всю оставшуюся жизнь 7 ноября стоял на коленях, плакал, читал акафисты и молитвы, вымаливая себе прощение. После обращения стал очень известным церковным писателем и дерзновенным распространителем религиозного самиздата. Его дочь много сделала для сохранения и распространения веры в своем окружении. Выйдя замуж за сына диакона подмосковной церкви, псаломщика Владимира Соколова, воспитала двух священников, одного архиерея, а обе их дочери стали регентами церковных хоров. Все они делали свой выбор в советское время, испытав на себе все тяготы жизни верующих в СССР.
Наталья Леонидовна Трауберг (инокиня Иоанна) (1928–2009). Наталье Трауберг мы обязаны литературными переводами с английского. Главные — это Г. Честертон и К. Льюис. Наталья Трауберг изменила российское образованное общество, вживив в сознание сначала советского (в самиздатских списках), а затем постсоветского российского читателя неведомую для него прежде стихию «просто христианства» — образ христианской мысли, христианского чувства и стиля, обретенный у английских апологетов ХХ века. Наталья Леонидовна дружила и была крестной матерью поэта Ильи Кормильцева, автора текстов песен группы «Наутилус Помпилиус», который помогал ей в переводах. Летом 1998 года они вместе приезжали в Екатеринбург на празднование 100-летия К. Льюиса. В молодости была католичкой, но вторую половину своей жизни связала с православием и приняла иноческий постриг с именем Иоанна.
– Такие разные героини, соединившись в одной экспозиции, помогут нам увидеть контуры новой русской женственности, вырастающей из глубины религиозного опыта ХХ века, что необычайно актуально в ситуации современной гендерной туманности. Проект не столько итог, сколько приглашение к совместному размышлению, – отмечает автор проекта Оксана Иванова.
– ХХ век лишил почвы традиционное общество. Жизнь женщин резко поменялась. Аристократок или уничтожили, или выслали вместе с аристократическими традициями и культурой. Среды, воспитывающей верных декабристок, не осталось. Вслед за ними в лагерях погубили русское крестьянство, с которым исчезла среда, питавшая «женщин из русских селений». Советский феминизм редуцировал любую гендерность до «совка». Описанный в классической русской литературе идеал русской женщины безвозвратно исчез. Но, смею предположить, вместе с резко меняющейся в новых условиях Церковью появился и невиданный ранее на Руси образ церковниц – новый тип женственности, рожденный из нового религиозного опыта. Круг хоть и небольшой, но и не единицы. Просто мы мало что о нем знаем. А чтобы знали и интересовались больше, для этого и нужны выставки. Так родились «Церковницы». За ними стоят пять лет архивной работы и двадцать пять лет моей церковной жизни, — рассказала Оксана Иванова.
Открытие выставки состоится 8 марта в 15:30 в помещении Музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале в ХХ веке, расположенном по адресу: Екатеринбург, ул. Вали Котика, 13а, 2 этаж (храм во имя святых Кирилла и Мефодия).
Выставка будет действовать до 22 мая.