В июне 1905 года Екатеринбург посетил святой Иоанн Кронштадтский. К его приезду готовились очень тщательно, для приема всероссийского пастыря подготовили покои Архиерейского дома и церковь при нем. Наконец 22 июня ранним утром Иоанн Кронштадтский прибыл в Екатеринбург. Встречали его священнослужители, знатные горожане и простой люд. В тот же день 76-летний почитаемый всей страной старец совершил литургию в Ново-Тихвинском монастыре, а на следующий день служба была уже в Крестовой церкви. Как вспоминали очевидцы, с раннего утра она уже была полна народу. Да и во всех храмах, где Иоанн Кронштадтский проводил молебны, люди стояли даже на подоконниках, тысячные толпы окружали церкви. Для наведения порядка вызывались взводы казаков и солдат. При появлении святого старца по многотысячной толпе проносился стон: «Благословите!», «Прикоснитесь!», «Наложите руку!».
Два дня провел в Екатеринбурге знаменитый православный святой.
Подробней о визите святого Иоанна в Екатеринбург написано в статье иеромонаха Виссариона (Кукушкина) и А.М. Елдашева в Вестнике Екатеринбургской семинарии.
Иером. Виссарион (Кукушкин), А. М. Елдашев
ПРЕБЫВАНИЕ СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО ИОАННА КРОНШТАДСКОГО В ЕКАТЕРИНБУРГЕ В 1905 Г.
В сообщении на основе дореволюционной периодики рассматривается история посещения Екатеринбурга святым праведным Иоанном Кронштатским (протоиереем Иоанном Сергеевым) 22–23 июня 1905 года.
«При жизни преподобного Серафима, за молитвы его, Господь хранил Россию;
после него был другой столп, достигавший от земли до неба, отец Иоанн Кронштадтский»
Прп. Силуан Афонский
Среди огромного множества русских святых, сегодня особо трепетно относимся мы к памяти нашего Всероссийского батюшки, как называли отца Иоанна Кронштатского уже при жизни. А география его миссионерских поездок впечатляет — от Прибалтики до Урала, и от Архангельской губернии до Астрахани. Всю европейскую территорию России объехал с назидательными проповедями досточтимый батюшка.
Посещения всероссийским батюшкой епархий православной России, несомненно, оставили глубокий след в душах наших предков, и свет его духовного деяния пробил толщу и безбожного ушедшего времени, и наших суетных дней.
Единственный раз Всероссийский батюшка посетил Екатеринбург в неспокойное для России время — летом 1905 г. Это, пожалуй, была самая восточная точка, куда приезжал святой праведный со своей пастырской миссией.
В 1905 г., во время путешествия из Петербурга на родину в Архангельскую губернию, Екатеринбург посетил протоиерей Иоанн Ильич Сергеев. Имя настоятеля Кронштадтского Андреевского собора знала вся Россия, весь русский народ чтил его как праведника, верил в его молитвы и предстательство перед Богом. Для людей разных званий и сословий он был светочем веры и жизни. К доброму пастырю отовсюду несли свои скорби, беды, сомнения и недоумения, прося его совета, помощи и наставления, и любвеобильное сердце батюшки было открыто для всех[1]. И, без сомнения, приезд праведного о. Иоанна Кронштадтского в Екатеринбург был и остается значительным событием в истории Екатеринбургской епархии.
Рано утром 22 июня 1905 г. площадь перед вокзалом Екатеринбурга и железнодорожная платформа были заполнены множеством народа. Весь город ждал приезда кронштадтского пастыря. На вокзале уважаемого гостя встречали епископ Екатеринбургский и Ирбитский Владимир (Соколовский), духовенство города и уездов, игумения Тихвинского монастыря Магдалина (Досманова) с монахинями и «множество народа из всех сословий, с любовью, искренней радостью и <…> бурным энтузиазмом…»[2]. Наконец, в половине седьмого поездом из Перми приехал отец Иоанн. Выйдя из вагона и обменявшись приветствиями с епископом Владимиром, они вместе поехали в архиерейский дом.
После небольшого отдыха в 8 часов пастырь отправился в собор Александра Невского Ново-Тихвинского монастыря для служения утрени и Литургии (в тот день совершалась память священномученика Евсевия Самосатского).
Священник С. Стахиев, оставивший нам свои бесценные впечатления о пребывании отца Иоанна Кронштадтского на уральской земле, пишет, что «много мне приходилось читать произведений о. Иоанна и статей о нём в светской прессе, видеть множество его портретов, но в момент нахождения в храме моё воображение никак не могло представить образ досточтимого батюшки. Забилось усиленно моё сердце от мысли, что вот-вот явится сейчас в св. алтарь тот человек, к которому за молитвами прибегает вся верующая Россия и которого даже иноверцы нередко просят молиться за них. Но не успели ещё подобные мысли прийти к концу, как быстрою, твёрдою походкою, никак не соответственной летам (а отцу Иоанну в 1905 г. было уже 77 лет. — А. Е.), входит дорогой батюшка в св. алтарь, преклоняет колена у св. престола, касаясь его головой и крестясь, произносит несколько раз: “Слава Тебе, Боже”, а затем встаёт с колен, несколько раз горячо и с любовию целует напрестольный крест и св. Евангелие и кланяется на обе стороны»[3].
Очевидец останавливается на внешнем виде батюшки, что несомненно дорого нам, живущим спустя более 100 лет после описываемых событий. «Рост его средний, сухощавое телосложение; волосы, почти седые, редки и едва касающиеся концами своими плеч; лицо свежее и по виду своему напоминает человека едва перешедшего за 50 лет. Дать точное описание глаз очень трудно, потому что они и самое лицо батюшки меняются во время Богослужения, но при первом впечатлении они бледно-голубые, светящиеся кротко и с любовию».[4]
Литургия в храме была совершена о. Иоанном в сослужении 38 протоиереев и священников, протодиакона и 5 диаконов, в присутствии преосвященнейшего Владимира, епископа Екатеринбургского и Ирбитского.
Несмотря на рабочий день, молящихся было так много, что храм не вмещал всех желающих помолиться с батюшкой. Обширный храм был так переполнен богомольцами, что люди даже стояли на всех окнах внутри и на подоконниках снаружи. Кроме этого вокруг собора собралось еще множество народа. Перед причащением мирян о. Иоанн сказал поучение. В нем пастырь говорил о необходимости и спасительности для православных христиан хранить веру Христову и принимать установленные Господом нашим Иисусом Христом святые таинства, в особенности же таинство Причащения, очищающее нас от грехов, освящающее и приводящие в самое тесное таинственное общение с нашим Спасителем. «Твердая вера и добрая жизнь, — закончил маститый пастырь, — будут служить для всех нас самым надежным, непоколебимым и непреоборимым оплотом против всех врагов наших как внешних, так и внутренних и соделают нас наследниками Отца Небесного»[5].
Совершив Литургию, кронштадский пастырь вместе с владыкой, игуменией монастыря, монахинями и духовенством осмотрел новую Всехсвятскую церковь, построенную на пожертвования купца М. И. Иванова, и пристроенные к ней больницу и богадельню. После осмотра обители дорогому гостю и многим приглашенным лицам был предложен чай и завтрак. Во время трапезы произошел один трогательный эпизод, «в покоях игуменьи нечаянно оказался какими то судьбами протиснувшийся гимназистик. О. Иоанн тотчас заметил крайне смущенного, забившегося в угол мальчика, подозвал его, любовно погладил по голове, благословил и напоил чаем из своего бокала»[6]. Выходил из монастыря о. Иоанн очень медленно, т. к. масса народа окружила его плотною стеною, с которою не могли справиться полицейские и казаки. При виде любимого батюшки из уст народа буквально стоном вырывались возгласы: «благословите», «прикоснитесь», «наложите руку» и тому подобное.
В Екатеринбурге о. Иоанн гостил в доме купца Михаила Ивановича Иванова. Здесь батюшка весь вечер принимал больных, заполнивших большой двор и сад, гостеприимно предоставленный хозяевами для всех приходящих.
«Перед уважаемым пастырем прошла целая волна человеческого горя, несчастий и болезней; приходили слепые, помешанные, расслабленные. <…> Истерические крики, слезы, мольбы висели над толпой, и порой казалось, что она охватила своим больным энтузиазмом и всех окружающих пастыря лиц. Но два-три душевно ласковые слова утешения, сказанные уважаемым пастырем, прекращали стоны, слезы отчаяния, болезни, горя сменялись тихими слезами умиления, блестела улыбка счастья, духовного уравновешивания»[7]. После приема страждущих о. Иоанн посетил некоторых горожан, сопровождаемый всюду своим духовным другом М. И. Ивановым и ключарем кафедрального собора о. Леонидом Игнатовым. Так закончился первый день пребывания о. Иоанна Кронштадтского в Екатеринбурге.
На другой день, 23 июня, по приглашению владыки Владимира о. Иоанн совершал литургию в Крестовой церкви архиерейского дома. Вместительный храм был полон молящимися, среди которых находилось много больных и увечных, получивших разрешение от уважаемого пастыря удостоиться причащения Святых Таин. По словам очевидца, «служение носило незабываемый торжественный характер. Хор преосвященного владыки в продолжение всей Литургии исполнял молитвы музыки лучших русских духовных композиторов Бортнянского, Львова, Чайковского»[8]. В богослужении участвовал также хор школы псаломщиков. «В конце Литургии о. Иоанном была сказана проповедь, в которой он убеждал слушателей стремиться к приобретению Небесных вечных благ, а не земных скоропреходящих и имеющих только временное значение для здешней жизни человека. Между тем, многие из современных христиан, увлекаясь земными благами и удовольствиями, теряют самое дорогое и ценное — веру Христову. «Евангелие, — говорил он, — теперь не в каждом доме можно встретить, оно заменено журналами, газетами и альбомами, а между тем для христиан — это книга жизни: она отвечает на все запросы жизни, она та пища, без которой не может быть жива душа христианина»[9].
После богослужения в покоях владыки был дан обед, за которым епископ Владимир благословил своего почетного гостя иконой в богато украшенном окладе. В это время множество людей собралась перед архиерейским домом, чтобы увидеть знаменитого пастыря. У дождавшись его выхода народа «стоном вырвалось “благословите” и толпа волной хлынула к подъезду, еле сдерживаемая полициею, усиленной военной охраной»[10].
Несмотря на то, что накануне приезда «дорогого кронштадтского батюшки» целые сутки в городе шёл сильный дождь, и несмотря на то, что 22 и 23 июня были рабочими днями, народ целыми массами собирался вблизи тех домов, где находился о. Иоанн, в надежде хотя бы издали только видеть «родного батюшку», так как всем желавшим получить от него благословение не представлялось никакой возможности.
Весь день о. Иоанн провел в поездках к пригласившим его лицам. Пастырь приезжал для духовного общения и совершения молебнов и к видным горожанам города, и к простым труженикам. Так, он посетил рабочих ткацкой фабрики Макаровых, завода Гребеньковой, железнодорожные мастерские, редакцию и работников местной газеты «Урал». Отметим, что к рабочим железнодорожного депо о. Иоанн поехал, несмотря на протесты сопровождающего его врача, запрещающего батюшке большое и утомительное движение. Вечером, во время отдыха в доме Иванова, городской глава Афиногенов поблагодарил пастыря за любовь и молитвы поднес ему от почитателей наперсный крест, украшенный драгоценными уральскими камнями.
В половину 12 часа ночи, отдохнув от посещений, о. Иоанн отбыл на вокзал. Провожать кронштадтского пастыря собралась масса народа, заполнившая не только помещение вокзала, платформу, но и вокзальную площадь. После долгих прощаний с духовными и светскими лицами и благословения горожан о. Иоанн занял приготовленный вагон и ночью в 1 час 3 минуты поезд повез дорогого батюшку в Пермь, откуда он проследовал на Котлас, Вятку и далее на родину в Архангельскую губернию. Проводить досточтимого протоиерея на вокзал прибыли владыка Владимир, члены духовной консистории, многие священнослужители городских церквей, представители городского управления и большая масса народа.
Так завершилась миссионерская поездка о. Иоанна в столицу Урала — Екатеринбург.
Пребывание о. Иоанна в Екатеринбурге было недолгим, но память о его службах, поучениях и молитвах верующие сохраняли в своих сердцах, и пастырь оставался в духовно всегда рядом. А сам о. Иоанн, вспоминая уральский город, сделал в дневнике следующую запись: «Благодарю Господа за весь путь и за все, что я испытал в городе Екатеринбурге, за всю любовь населения ко мне, за все горячее расположение, которое я видел в продолжение трех суток»[11].
Прошли десятилетия атеизма, и духовная связь православного Екатеринбурга с уже прославленным в лике русских святых Иоанном Кронштадтским возродилась. Так, архиепископом Екатеринбургским Мелхиседеком (Лебедевым), занимавшим кафедру с 1984 по 1994 гг., был составлен первоначальный вариант акафиста святому[12]. Весной 2001 г., по благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия при Екатеринбургской духовной семинарии был образован приход глухих и слабослышащих. Своим небесным покровителем община выбрала святого праведного Иоанна Кронштадтского[13].
Hieromonk Vissarion (Kukushkin), Anatoly M. Eldashev
ST JOHN OF KRONSTADT’S VISIT TO EKATERINBURG IN 1905
The article is based on the materials of pre-revolutionary periodicals. It deals with St John of Kronshtadt’s (Archpriest John Sergeyev) visit to Ekaterinburg on June 22–23, 1905.
Keywords: St. John of Kronshtadt, Ekaterinburg.
[1] Большаков Н. И. Источник святой воды: жизнеописание святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. СПб., 1999. С. 839.
[2] Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1905. № 13. Неофициальный отдел. С. 447.
[3] Стахиев С. свящ. Служение досточтимого протоиерея о. Иоанна Сергиева Кронштадтского в Крестовой церкви Екатеринбургского архиерейского дома (впечатления очевидца) // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1905. № 15. Неофициальный отдел. С. 502.
[4] Там же.
[5] Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1905. № 13. Неофициальный отдел. С. 447.
[6] Уральская жизнь. 1905. 23 июня. С. 3.
[7] Урал. 1905. 25 июня. С. 3.
[8] Там же.
[9] Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1905. № 13. Неофициальный отдел. С. 448.
[10] Там же.
[11] Иоанн Кронштадтский, прав. Неизданный дневник. Воспоминания епископа Арсения об отце Иоанне Кронштадтском. М., 1992. С. 44.
[12] Акафист в истории православной гимнографии // Православный церковный календарь 2001. М., 2000. С. 111.
[13] На первый взгляд может показаться, что земная жизнь святого праведного Иоанна Кронштадтского не была связана недугом глухоты. Однако не случайно именно он был выбран небесным покровителем Екатеринбургской православной общины глухих и слабослышащих. Об участии Кронштадтского праведника в жизни людей, неспособных слышать, и о том, как на государственном уровне осуществлялось попечение о глухих в XIX в. см.: Виссарион (Кукушкин), иером. Духовное попечение святого Иоанна Кронштадтского о глухих и слабослышащих людях // Сайт «Богослов.ру». URL: http://www.bogoslov.ru/text/594330.html (дата обращения 28.01.2011 г.)
Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2012. №2 (4).