В Екатеринбургской духовной семинарии состоялось очередное заседание семинара «Диалог науки и религии» на тему «События Библии как события истории: археологические экспедиции по библейским местам».
С докладом на семинаре выступил игумен Моисей (Пилатс), настоятель мужского монастыря во имя Новомучеников и исповедников церкви Русской (г. Алапаевск), неоднократный участник церковно-археологических экспедиций, кандидат богословия, заведующий Библейско-богословской кафедрой Екатеринбургской духовной семинарии.
На семинаре отец Моисей предстал не только человеком веры, но и человеком науки. Профессиональные ученые, присутствовавшие на семинаре, сразу же зачислили его в «свои собратия», отметили организаторы встречи.
Как рассказал отец Моисей, библейская археология, являясь неотъемлемой частью христианской апологетики, в то же время, есть единственная позитивистская наука в богословии. «Материалистическая наука, – подчеркнул отец Моисей – так как работает она с материей».
Предметом исследования библейской археологии являются артефакты, материальные носители следов прошлого. Причем, тексты книг не всегда можно считать доказательством событий, о которых в этих текстах сообщается, рассказал отец Моисей. Так, отрицалось историчекое существование Иисуса Христа и других лиц Нового Завета (в частности, Понтийского Пилата) на том основании, что ни один нехристианский автор I – II века о них не упомянул. Упоминания о Христе в трудах античных писателей (Иосифа Флавия, Тацита и Плиния Младшего) признавались подложными, вставленными в текст задним числом христианскими переписчиками. Вот почему для христианской апологетики так важны артефакты «высеченные на камне», в которые нельзя что-то незаметно вставить и которые не поддаются изменению, пока полностью не разрушены.
Отец Моисей рассказал о первом из таких артефактов – плите с высеченным именем Понтия Пилата. «Моего однофамильца», – пошутил о. Моисей. В традиционном христианстве не сомневались в истории Понтийского Пилата как человека, реально жившего. Отец Моисей рассказал, что некогда участвовал в археологической экспедиции в Кесарии — городе, известном как резиденция Понтийского Пилата. В 1961 году там произошло необычное открытие: найден археологический артефакт – каменная плита, на которой ясно прочитывается латинская надпись: «…]S TIBERIÉUM …PON]TIUS PILATUS ..PRAEF]ECTUS IUDA[EA]E», что переводится как «Тибериум…Понтий Пилат, префект Иудеи… посвятил». С таким артефактом, подтверждающим реальность Понтийского Пилата, спорить трудно, подчеркнул о. Моисей, т.к. любой желающий может провести верификацию и убедиться в истинности датировок и надписи.
Также отец Моисей рассказал об открытии архива в древнем городе Мари, который был разрушен вавилонским царем Хаммурапи в 1759 г. до н.э. В этом археологическом артефакте содержится много имен, упоминаемых в Библии. Есть таблички с фрагментами мифа о Гильгамеше, в котором описывается история потопа. Сейчас эти документы хранятся в Британском музее. Каждый желающий может туда поехать и почитать эти древнейшие тексты, которые уж никак нельзя заподозрить в позднейших вставках заинтересованных лиц. Правда, для этого придется изучить клинопись.
Отец Моисей рассказал еще о нескольких не менее интересных артефактах, подтверждающих реальность Библейских событий и имен, упоминаемых в Библии. В том числе, докладчик прокомментировал датировку Туринской плащаницы, на которой обнаружился фотографический «негатив» лика Христа. Это как раз тот случай, когда верификация является довольно сложной, поскольку ткань подвергалась различным внешним влияниям и установить точную дату ее появления весьма затруднительно. Однако, если предположить, как сейчас утверждают многие скептики, что этот феномен относится к средним векам и сделан средневековыми алхимиками, то значит, уровень их искусства был настолько высок, что нам до него далеко, кроме того, они хотели почему-то обмануть не своих современников, а именно нас, живущих позднее на несколько веков.
Более подробно о звучавших на семинаре докладах будет рассказано на радио «Воскресение».