В Миссионерском институте состоялось заседание секции регионального этапа XXVI Международных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества», организованной совместными усилиями Миссионерского института Екатеринбургской епархии и епархиального миссионерского отдела. Работа секции была посвящена актуальным вопросам нравственного и духовного благополучия, а также религиозно-мировоззренческим аспектам современного социума.
Участниками и гостями секции стали преподаватели и студенты Миссионерского института, духовной семинарии и светских вузов, руководители епархиальных отделов Екатеринбургской и Каменской епархий, настоятели приходов, служащие МЧС и представители широкой общественности.
Живой интерес среди присутствующих на секционном заседании вызвал доклад руководителя миссионерского отдела Екатеринбургской епархии иерея Даниила Рябинина «Основные критерии и особенности миссионерской деятельности».
Работа секционного форума отчётливо показала, насколько своевременна необходимость обсуждения животрепещущих вопросов духовной, нравственной и религиозной составляющих современного общества. В ходе секционной работы особое внимание собравшихся было обращено к такой проблеме, как духовная безграмотность среди работников сферы образования, об этом сказала ректор Миссионерского института, доктор филологических наук, профессор Наталия Александровна Дьячкова.
— Одним из центральных направлений миссионерской работы является работа со школьными учителями, и среди них есть люди, которые негативно относятся к Церкви. Можно представить, что они говорят своим воспитанникам, поэтому такая работа очень важна, — отметила Наталия Александровна. — На конференции школьных учителей в Первоуральске на вопрос о том, какие нравственные категории они формируют у своих учащихся, ни одна из учительниц не смогла ответить, потому что они даже не ставят такую цель — формировать смирение, послушание, скромность, целомудрие, нет! Они ставят совсем другие цели и называют это духовно-нравственным воспитанием. Стереотипами являются отождествление духовности и душевности, отождествление духовности и нравственности. Любой самый нравственный поступок может быть продиктован безнравственными мотивами, то есть внешне человек может быть чуть ли не святым, а внутри он исполнен тщеславия и презрения к ближним. Сама по себе нравственность без духовности ничего не значит…
Ректор подчеркнула, что необходимо понимать и различать, что есть нравственное, а что есть духовное.
— Эти понятия совсем разные. Они взаимосвязаны между собой, конечно, и они часто определяют друг друга, но это разные понятия. Под духовно-нравственными ценностями понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины, т.е. всё ограничивается, в основном, нравственностью, а духовное воспитание просто поглощается термином нравственность, и получается, что понятие духовности подменяется морально устойчивым поведением, в лучшем случае — это выбор между добром и злом.
С целью повышения уровня духовного образования школьных учителей при Миссионерском институте организованы курсы повышения квалификации, подробную информацию о которых можно найти на сайте Миссионерского института.
Проректор Миссионерского института по учебной работе, кандидат педагогических наук, иерей Иоанн Парамонов эмоционально и увлекательно рассказал о существующих в сфере образования стереотипах и предубеждениях в докладе «Мифы в российском образовании».
Отдельные сегменты религиозных воззрений, вступающих в полемику с православием, были представлены в докладах иерея Максима Крылова «Неоязычество — форма социального протеста», а также помощника руководителя миссионерского отдела Светланы Скидан «Квазинаучные основы религиозных движений нью-эйдж», где были выявлены аспекты взаимодействия квазинаучных форм знания и псевдорелигий. Эти формы, отметила докладчица, являются предпосылками возникновения различного рода псевдорелигиозных формирований, поскольку оккультные и эзотерические учения, опираясь на псевдо- и лженаучный подход, стремятся создавать цельные мировоззренческие системы как в научной, так и в духовно-нравственной сфере. Студентка 5 курса Миссионерского института Е.В. Городилова, в рамках подготовки к выпускной квалификационной работе, рассказала о результатах, проведённого ею, социологического исследования в мусульманской среде «Представления об Иисусе Христе в исламе».
В заключение все участники секционной встречи отметили высокую актуальность обсуждаемых вопросов и необходимость выработки новых эффективных форм совместной работы в миссионерском пространстве.