30 октября 2017 года в Екатеринбурге в рамках регионального этапа Международных рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества» в конференц-зале мультимедийного парка «Россия – Моя история. Свердловская область» состоялась работа педагогической секции «Результаты освоения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Руководителями и организаторами площадки стали кандидат педагогических наук, специалист отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии Елена Николаевна Бородина и методист сектора основ православной культуры отдела религиозного образования и катехизации Мария Анатольевна Швыдко.
В работе круглого стола приняли участие учителя курса основ религиозных культур и светской этики и основ духовно-нравственной культуры народов России из Екатеринбурга, Березовского, Ревды, Сысерти, Арамиля, Полевского, Верхних Серег, Каменска-Уральского и Североуральска.
В рамках секции с докладами выступили иерей Константин Корепанов, магистр педагогики, преподаватель Миссионерского института Екатеринбургской епархии, и Людмила Вазгеновна Узлова, специалист отдела сопровождения конкурсов Института развития образования Свердловской области.
Иерей Константин Корепанов осветил тему результатов освоения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также рассказал о проблемах воспитания в современном мире. По словам отца Константина, в современном обществе принято считать, что изучить культуру можно только по фактам, по материальным видимым знакам, т.е. по предметам искусства, картинам, скульптурам.
– Считается, что если ребенок запомнил и в состоянии назвать автора и название художественных объектов, то он культурно просвещен и развит, – отметил отец Константин. – Но на самом деле это не так. Одно знание фактов не способствует развитию личности ребенка, т.к. при этом не происходит усвоение социального опыта. Культура подразумевает обращение к духовным ценностям и смыслам, которые вложены в видимые ее проявления, например, в предметы искусства, в народные обычаи. Смыслом изучения культуры является изучение системы ценностей народа, его социального опыта.
Лектор привел методические инструменты для ознакомления с культурными ценностями, социальным опытом в рамках обучения культуре. Это праздники, жития святых и искусство. Изучение житий святых, цикличное существование праздников в жизни детей, способствует их культурному развитию. Через искусство прививается эстетическое восприятие.
Иерей Константин Корепанов напомнил о том, что учитель – носитель культуры. А также, что деятельность – главный инструмент воспитания.
Людмила Вазгеновна Узлова рассказала о Всероссийском конкурсе в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью за 20 лет «За нравственный подвиг учителя». Она в подробностях, с примерами указала на встречающиеся ошибки в конкурсных работах, привела статистику количества участников. За последние годы количество участников конкурса снизилось. Причиной этому можно считать переход к электронному порталу.
Специалист отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии Елена Николаевна Бородина также поделилась с участниками круглого стола своим опытом в качестве жюри конкурса «За нравственный подвиг учителя» и рассказала о заочном областном открытом методическом конкурсе «Воспитание святостью», который может послужить для педагогов в качестве «стартовой площадки» перед Всероссийским конкурсом.
В конце секции состоялось вручение грамот за 2 и 3 места номинантам конкурса «За нравственный подвиг учителя» и награждение победителей конкурса «Воспитание святостью» – 2017.