О храмах Екатеринбурга, разрушенных до основания после революции 1917 года, рассказали в рамках общегородского выставочного проекта «Екатеринбургъ1917. Город, которого нет».
В субботу 7 октября на территории около Свято-Троицкого кафедрального собора состоялось открытие пятой, заключительной площадки общегородского выставочного проекта «Екатеринбургъ 1917. Город, которого нет». На этот раз экспозиция посвящена истории пяти екатеринбургских храмов, разрушенных в советское время.
Ректор Екатеринбургской духовной семинарии, настоятель Свято-Троицкого собора протоирей Николай Малета, открывая выставку, поблагодарил ее авторов — членов Свято-Елизаветинского и Свято-Екатерининского православных братств — за «посильное участие в возрождении церкви». Он отметил, что территория храма «не очень бойкое место», но многие люди проходят мимо храма, чтобы сократить путь, и есть шансы что они «хотя бы боковым зрением «зацепятся» за выставочные стенды, подумают о чем-то серьезном, сделают выводы».
Действительно, выставка помогает взглянуть на революционные события и дать им оценку, отмечают организаторы. События 1917 года положили начало новой эпохе, в которой не было оставлено место ни Богу, ни Церкви. Рушились храмы, на их месте воздвигались культовые сооружения «прогрессивной» идеологии. Так, место Богоявленского собора занял памятник Ленину, а Свято-Духовской церкви – Дом быта «Рубин», на месте Никольского храма открыли Птичий рынок, а из кирпича разрушенной Лузинской церкви построили главное здание института «Уралгипротранс».
Председатель Свято-Елизаветинского малого православного братства Олег Глаголев подчеркнул, что разрушение храмов и гонения ХХ века многому научили христиан. Он вспомнил исповедников веры Севастиана Карагандинского, Тавриона Батозского и других праведников, совершавших литургию в условиях подполья и концлагерей.
— Это свидетельствует о том, что православная традиция крепка, что в ней есть все, чтобы до Христа и друг до друга дотянуться в любых самых невероятных и неблагоприятных условиях, — поделился Олег Глаголев. По его мнению, советские гонения подвигли христиан новыми глазами взглянуть на богослужение и молитву, научиться отделять главное от второстепенного, перевести внимание с внешних форм благочестия на содержание, дух и смысл общения с Богом.
— Но теперь, чтобы вникнуть в этот опыт наших предшественников в православной вере, нам надо пройти такой же путь покаяния, какой прошли, они, подвергшиеся гонениям и казням, — сказал Олег Глаголев. – Поэтому многие члены наших малых братств, Свято-Елизаветинского и Свято-Екатерининского, участвуют в акции национального покаяния.
Сразу после торжественного открытия магистр богословия, выпускница Свято-Филаретовского православно-христианского института Евгения Парфенова провела для гостей экскурсию по выставочным стендам, подробнее рассказав об истории храмов и жизни священников, которые в этих храмах служили. Ни один из представленных на выставке храм не сохранился, все они были разрушены после революции вместе с еще почти тремя десятками городских православных храмов. История печальная, но, по словам Евгении Парфеновой, в ней есть надежда, и она также связана с покаянием:
— Покаяние не означает того, что мы просто восстановим здания, оно означает восстановление христианской жизни. Если в храмах будут собираться люди для совместной молитвы и совместного служения Богу, если Церковь будет иметь свой голос и помогать обществу решать трудные вопросы – это и будет означать покаяние.
Выставка, посвященная разрушенным храмам – пятая экспозиционная площадка общегородского выставочного проекта «Екатеринбургъ 1917. Город, которого нет», приуроченного к 100-летию русской революции. На примере Екатеринбурга авторы проекта предлагают познакомиться с дореволюционной жизнью города и проследить, какие качества народного самосознания и явлений общественной жизни были утеряны после октябрьского переворота.
В течение четырех месяцев в Екатеринбурге были открыты выставки «Культурная и общественная жизнь дореволюционного Екатеринбурга» (часовня великомученицы Екатерины, пл. Труда, 1), «Традиции милосердия» (Крестовоздвиженский мужской монастырь, ул. Карла Маркса, 31), «Судьбы выдающихся людей» (Иоанно-Предтеченский кафедральный собор, ул. Репина, 6а) и «Разрушенные усадьбы» (храм Большой Златоуст, ул. 8 Марта, 17а). Посетить любую экспозиционную площадку можно самостоятельно или записавшись на бесплатную экскурсию.
Выставочный проект задуман как интерактивный, поэтому принять участие в его дальнейшей работе приглашается каждый горожанин. На одном из стендов организаторы планируют разместить сохранившиеся фотографии людей, живших в Екатеринбурге в начале прошлого века, и значимых моментов истории города. Отсканированные фотографии уже сейчас можно присылать на адрес электронной почты: Ekaterinburg1917-albom@yandex.ru. Наиболее интересные материалы организаторы планируют издать отдельной книгой.
Общегородской выставочный проект «Екатеринбургъ 1917. Город, которого нет» проходит по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла и подготовлен Екатеринбургской епархией совместно со Свято-Екатерининским и Свято-Елизаветинским малыми православными братствами.
14 октября в 14:00 в библиотечном центре «Екатеринбург» (ул. Мамина-Сибиряка, 193) состоится презентация всего выставочного проекта. Авторы сделают обзор выставочных площадок, расскажут о том, как изменился их взгляд на город в свете проделанной работы и предложат гостям вместе поразмышлять о влиянии революционных событий на современный Екатеринбург и жителей города.
Вход свободный.
Записаться на экскурсию можно по телефону: +7 (902) 87-84-974.
Смотрите также:
Владыка Кирилл открыл выставку «Екатеринбургъ 1917. Город, которого нет»