Поисковый отряд «Орленок», созданный на приходе в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на Семи Ключах города Екатеринбурга, вернулся из 19-й Международной учебно-тренировочной «Вахты Памяти» в Смоленской области.
За это время вместе с останками воинов, погибших за Отечество, было поднято 3 иконы и 1 крест, предположительно иерейский. Такого количества образов, по словам организаторов, еще никогда не было обнаружено за столь короткий промежуток времени. Участники экспедиции стали свидетелями того, что Господь стал открывать тех людей, которые не боялись исповедать свою веру. И это развенчивает миф о том, что люди в советское время были атеистами.
«Вахта Памяти» проходила в урочище Триселы Самуйловского сельского поселения Гагаринского района Смоленской области и была посвящена 75-летию освобождения Кармановского района от немецко-фашистских захватчиков.
Для отряда это была уже шестая поисковая экспедиция на места крупных сражений Великой Отечественной войны, где земля все еще хранит в себе незахороненные останки солдат Красной Армии. В 1942 году здесь проходила Погорело-Городищенская операция, бои были кровопролитные с массовыми потерями. Как рассказали местные поисковики, в том числе здесь воевали наши земляки из Свердловской области. И то место, где был обустроен лагерь, ярко свидетельствовало о прошедшей войне: земля изуродована воронками и ямами – в одну из таких ям провалился внедорожник соседнего отряда, – повсюду множество осколков от снарядов, а под тем местом, где впоследствии был построен храм, была обнаружена неразорвавшаяся граната.
Работать приходилось в тяжелых условиях, рассказал в отряде «Орленок». Одичавшие поля, поросшие травой, удалось скосить ближе к концу «Вахты» из-за все тех же, описанных выше, особенностей «ландшафта». А лес представлял собой непроходимые заросли с буреломом и крапивой выше человеческого роста, где прежде, чем приступить к работе, приходилось расчищать местность от веток и упавших деревьев. В таких местах порой свежевыкопанные ямы быстро наполнялись водой, что усложняло выполнение поставленной задачи. К тому же в этом году не было рядом водоема, где можно было бы освежиться и смыть с себя усталость дня, приходилось довольствоваться самодельным «душем». Близ лагеря была только небольшая мутная речка, почти ручеек, не выше колена, но некоторые, особо отчаянные бойцы, купались и в ней.
Как и заведено, новобранцы обучались на занятиях «Школы поисковика» и у более опытных бойцов в поле. Малыши проводили время в «Лесной школе». В этом году отряд стал более подготовлен в плане оснащения поисковым оборудованием – было закуплено еще несколько щупов и металлоискателей. Это позволило отряду разбиваться на 3-4 группы и уходить в поиск по разным направлениям или принимать участие в других мероприятиях. Одна из групп поучаствовала в акции по благоустройству заброшенных могил «Доброхоты». Другая группа совместно с отрядом «Военная археология» побывала в московском селе Микулино, где передала храму Архангела Михаила обнаруженную в результате поисковых работ в Польше литую серебряную икону «Покров Пресвятой Богородицы».
Другая миссия православного поискового отряда заключалась в проповеди о Христе. Так сложилось, что ребята, которые молились сначала только в своем лагере, стали помогать батюшкам совершать священнодействия, и вот уже общая молитва с участием «Орленка» для всех отрядов стала неотъемлемой частью «Вахты Памяти». В этом году духовник отряда протоиерей Андрей Канев предложил поисковикам во время вечерней заупокойной литии вместе с певчими пропевать «Вечную память», объяснил значение слов молитвенного прошения. Командир отряда Алексей Леонидович Соловьев проводил «Час духовной беседы» в рамках утренних занятий для поисковиков. В этом году желающие после беседы брали в дар карманный вариант Нового Завета с Псалтирью. Оставшиеся экземпляры Священного Писания раздали во время закрытия «Вахты Памяти».
Крещение поисковиков на Гагаринской земле прошло в реке Гжать близ старинного русского села Пречистое, и для вечной жизни в тот день родилось еще 4 христианина из Алтайского края, Иркутской и Ивановской областей, а также республики Северная Осетия (Алания). От отца Андрея, совершившего Таинство, бойцы получили в подарок книги и диски для изучения православной веры.
Второй год подряд в лагере «Орленка» был построен походный храм в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, где в праздник Преображения Господня состоялась Божественная литургия, в которой приняли участие представители 11 поисковых отрядов, причастилось 53 человека. После богослужения отец Андрей вместе с настоятелем храма во имя св. блгв. князя Александра Невского в п. Вязьма Брянская иереем Владимиром Ивановым угощали всех освященными яблочками. Руководитель «Вахта Памяти» Нина Германовна Куликовских рассказа после службы, что в следующем году в день литургии будут отменены все утренние занятия, чтобы у каждого была возможность прийти на богослужение.
С отрядом приходил познакомиться епископ Вяземский и Гагаринский Сергий. Владыка приезжал с архипастырским визитом на «Вахту Памяти» и зашел в гости к православным поисковикам, посмотрел полевой храм, ответил на вопросы детей. Ребята встретили дорого гостя казачьей песней, показали фольклорный танец и умение фланкировать шашкой и нагайкой.
Кроме того, в свободное время бойцы отряда испытали себя в разных спортивных соревнованиях (футбол, волейбол, лапта, армрестлинг и полоса препятствий); побывали в гостях у казачьего поискового отряда из г. Рославля, где потренировались в рубке шашкой; поучаствовали во всех конкурсах (боевого листка, полевых дневников, фотоснимков, отрядных мест, полевой почты, а также поделок из природных материалов); провели вечерку, растянувшуюся аж на три дня для пяти приглашенных отрядов в лагере «Орленка» и выступили с музыкальными номерами на фестивале искусств, презентации отряда и концерте для жителей с. Самуйлово.
На том концерте в Самуйлово Алексей Леонидович познакомился с Анной Степановной Ивановой. 80-летняя жительница села поведала о своем беспокойстве за одно заброшенное воинское захоронение, к которому скоро уже никто дорогу и не найдет, поскольку и деревень вокруг уже больше нет, и местных жителей почти не осталось, кто вспомнит эту историю.
Было тогда Анне Степановне 7 лет, совсем еще юная девочка хорошо помнит период вражеской оккупации, а особенно то, как плакала женщина на могиле своего мужа, да так, что у них, у детей, на глазах проступали слезы. Как она рассказала, из Вяземского окружения удалось сбежать двум солдатам – местному, из деревни Борщуково, и его сослуживцу. Немцы их поймали, заставили выкопать себе могилу и расстреляли. Пока была деревня, за могилой ухаживали. А сейчас никого не осталось, уже нет в живых и жены солдата, были у него дети где-то в Москве, да и те, если и приедут, это место не найдут. Поэтому хорошо было бы перенести его останки к товарищам на братское захоронение в Карманово.
На следующий день после знакомства с командиром отряда «Орленок», Анна Степановна проводила поисковиков к заброшенной могиле. Как и оказалось, ничем не примечательный холмик, заросший деревьями и кустарником, скрывал установленный когда-то крест с табличкой: «Забурцев Андрей Стефанович. Род. 1904 г. Погиб 25/IV 1942 г. от руки фашистских захватчиков». При проведении эксгумационных работ подтвердились слова местной жительницы – в могиле находились останки двух человек, причем, у одного из них при себе была икона святого преподобного старца Серафима. В этот момент бойцы отряда воочию ощутили, что поднимают святые мощи человека, мученически погибшего за други своя, веру и Отечество.
За время проведения 19-й «Вахты Памяти» вместе с останками было поднято 3 иконы и 1 крест, предположительно иерейский. Такого количества образов еще никогда не было обнаружено за столь короткий промежуток времени, рассказали на приходе храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на Семи Ключах города Екатеринбурга. Участники экспедиции стали свидетелями того, что Господь стал открывать тех людей, которые не боялись исповедать свою веру. И это развенчивает миф о том, что люди в советское время были атеистами.