По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

23 августа 2017

Приветственное слово митрополита Кирилла к участникам XIII Съезда православных законоучителей

Приветственное слово к участникам

XIII Съезда православных законоучителей

Екатеринбургской митрополии

22-23 августа 2017 года

«100-летие подвига святой Царской семьи:

проповедь веры и учение нравственности»

Ваши Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Приветствую Вас на XIII Съезде православных законоучителей Екатеринбургской митрополии!

Чтобы понимать историю, необходимо иметь крепкую веру в Бога, без Которого невозможна история ни одного человека в этом мире. Для верующих это очевидно. По-настоящему человека знает Бог. Открывая для себя события прошлого и исследуя жизнь людей, оставивших о себе историческую память, и опираясь в этом деле только на свой собственный разум, мы неизбежно окажемся запертыми в лабиринте исторических концепций и так и не найдем историческую правду, и даже можем оказаться заложниками исторической клеветы и лжи. Если же мы будем рассматривать историю через знаки Божественного присутствия в ней, то мы имеем в помощь Бога, Того, Кто открывает человеку всякое знание, а значит имеем возможность приблизиться к сути исторических событий и прочитать историю в верном ключе.

Бывают ключевые, переломные моменты в истории страны или всего мира. Для нашего Отечества это, в первую очередь, Крещение Руси святым равноапостольным князем Владимиром. Далее – жизнь и подвиги благоверного князя Александра Невского. О нём историк Сергей Соловьёв в XIX веке писал: «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Владимира Мономаха до Дмитрия Донского»[1].

Следующий ключевой момент – основание Свято-Троицкого монастыря преподобным Сергием Радонежским близ Москвы и победа на Куликовом поле объединенным войском русских князей под предводительством благоверного князя Дмитрия Донского. Куликовская битва оставила такие литературные памятники, как «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина», на которых воспитывалось не одно поколение русских людей. И главный пафос битвы не в том, что Русь победила Мамая, а в том, что до этой победы она победила не меньшее зло внутри себя – пагубное себялюбие и разброд и стала искать свою самобытность на пути к единомыслию. И черпал русский народ эту идею единения в любви Божией по образу Божественной Троицы, о чём неустанно проповедовал преподобный Сергий. Поэтому его Троицкий монастырь – молчаливый проповедник братской любви и единства русского народа.

И ещё одним бесспорным ключевым историческим моментом является одоление Смуты и воцарение дома Романовых. Потому что Россия оставалась последней православной державой, сохранявшей государственную независимость. По слову Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Страна, казалось, обреченная на исчезновение, народ, которому по-видимому, предстояло исчезнуть с лица земли, быть порабощённым, а потом и поглощённым более сильными, развитыми, воинственными соседями, отстоял свою независимость и воссоздал государство, ставшее впоследствии, за триста лет правления Романовых, одной из крупнейших мировых держав»[2].

В XX веке многие ключевым моментом истории России видят две русские революции 1917 года. Но на самом деле, событием, от которого нужно отсчитывать новую историю России, является правление последнего русского императора Николая II.

В прошлом году мы с вами говорили о том, что государь император Николай II много сделал для России. Опирались мы на реальные цифры и факты, ставшие нам доступными только в постсоветское время. Как за время его царствования значительно вырос уровень благосостояния людей, в значительной мере был решен земельный вопрос, как известно, ключевой для России, появились зажиточные крестьяне, стремительно развивалась промышленность и железнодорожный транспорт, распространялись образование, наука, модернизировалась армия и т.д. И очень важно об этом повторять, чтобы все знали: оттолкнулась революционная Россия в 1917 году не от «проклятого царизма», «тюрьмы народов» и «свинцовых мерзостей» — штампов официальной советской историографии, до сих пор подхватываемых теми, кого не устраивает историческая и прежде всего духовная идентичность нашей страны, кто хотел бы представить всю её историю как череду провалов и преступлений, так, чтобы нынешнее поколение, особенно молодые люди, не испытывали ни гордости за своих предков, ни благодарности за свое наследие, ни чувства долга по отношению к современникам и потомкам. Оттолкнулась революционная Россия от сильного и богатого государства, вызывавшего страх и зависть своих врагов.

Когда мы оцениваем деятельность любого масштабного государственного деятеля, то в первую очередь смотрим на результаты: что было сделано для страны, для народа, для развития общества; но личные качества часто находятся в тени и не привлекают нашего внимания. Для исторической правды иногда требуется тщательным образом исследовать, чем жила душа этого великого человека.

Николай II был прославлен Церковью вместе со своей семьёй в лике страстотерпцев. Это очень важное решение Архиерейского собора Русской Православной Церкви 2000 года о прославлении Царской семьи было принято после многолетней работы комиссии по канонизации, которая не один раз проверяла все доводы «за» и «против», пока не стало очевидным, что весомых контрдоводов против прославления нет.

Канонизация вообще совершается в наиболее очевидных и назидательных случаях. Что касается семьи государя Николая II, то она была так невероятно оболгана и современниками, и советской властью, что необходимо было восстановить истину, в самом её высшем понимании. Их убийство в 1918 году было эпохальным, оно поражает своей нечеловеческой ненавистью и жестокостью, оставляет ощущение мистического события – расправы зла с богоустановленным порядком жизни православного народа. Ведь Царская семья олицетворяла идею православного царства, и большевики не просто хотели уничтожить возможных претендентов на царский престол, им был ненавистен этот символ – православный царь.

В «Основных законах Империи», изданных в 1832 году (статьи 43 и 44) говорилось: «Император, яко христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния». Государь и его семья были готовы пострадать за Православную Россию, они так и понимали свое страдание. Убивая Царскую семью, большевики уничтожали саму идею, знамя православного государства, которое было главным защитником всего мирового Православия.

Говоря о святости Царской семьи, мы в первую очередь вспоминаем их заключение и кончину. Эту последнюю часть своей жизни они встретили мужественно, не ожесточились, сохранили веру и преданность Господу. Никакого ропота – ни на Бога, ни на гонителей. То, что мы знаем о последних днях жизни этой семьи, поражает подлинно христианским отношением к оскорблениям и смерти. Они простили своих гонителей и убийц. Своею смертью они засвидетельствовали ту силу духа, которой обладали, и которая для всех нас является примером.

И Вы, я думаю, согласитесь с тем, что нам надо добавить к этому: невозможно вдруг и внезапно являть в скорбях и напастях Христоподражательное терпение и незлобие, и особенно жертвенную любовь, если не жить этими добродетелями, не взращивать их в своём сердце каждый день.

Если отнестись со вниманием, серьёзно, то нельзя не почувствовать величия жизни государя, государыни и их детей. В какой строгости и заботе воспитывались родителями дети. Они все умели трудиться! Как не любоваться поразительной духовной чистотой великих княжон! Современным молодым людям нужно увидеть жизнь этих прекрасных царевен, столь они были просты, сострадательны и целомудрены! Они были людьми непритязательными, никогда не стремились к славе. Жили высоконравственной жизнью, во всем стараясь исполнить евангельские заповеди, постоянно совершали дела милосердия. Во время войны усердно трудились в госпитале, ухаживая за ранеными солдатами. Во всём отличались удивительной скромностью и послушанием. Никто никогда не слышал, чтобы царские дети проявляли какие-либо страстные черты характера.

Если мы вновь прочитаем дневники и личные письма святых Николая и Александры, то мы в очередной раз убедимся, как серьёзно они трудились над своей душой. Они оставили нам множество духовных советов, как относиться к Богу, людям, семейной жизни, воспитанию и своим обязанностям, скорбям и радостям. Мы найдём много поучительного и утешительного для себя, читая их мысли, их чаяния. Но этого нам должно быть мало. Для нашей жизни сегодня и для светлого будущего наших детей, нужна не просто историческая память о царственных страстотерпцах, а нужен их подвиг!

Много сказано о том, что такого грандиозного подвига мученичества и стояния за веру, как в Русской Церкви XX века, не знает история, что количество умученных и пострадавших за веру православную в России превосходит все мартирологи прежних веков вместе взятые. И именно подвигом и молитвами наших новых мучеников стоит сейчас наша Церковь, что в их «спасительном сеянии» крестного стояния за веру и Церковь лежит надежда на спасение и возрождение нашего Отечества. Во главе этого мученического воинства стоят великие люди: святейший патриарх Тихон, святители, такие как митрополит Петр Крутицкий, архиепископ Илларион Верейский, и, конечно, государь Николай II и его семья. И тем не менее, между нами и ними, между нашей церковной жизнью и их жизнью во Христе лежит брешь, некий провал, разрыв в духовной преемственности.

Это была трагедия нашей Церкви в XX веке, совершавшаяся при произволе советской власти в отношении той части верующих, которая не подверглась гонениям. Новая власть клеветой и угрозами старалась уничтожить память и о новомучениках, и о самом времени гонений на Церковь. Верующие боялись открыто поминать имена мучеников и исповедников в повседневной и церковной жизни, и несколько поколений выросли с духовным изъяном, не восприняв от наших святых духовной эстафеты. Это очень хорошо чувствовали идеологи коммунизма и атеизма, которые последовательно очерняли и клеветали на драгоценные имена Царственных страстотерпцев и наших иерархов, запугивая священноначалие, пресекая всякую попытку назидания народа Божия на недавнем подвиге мученичества. Церковь молчала, а идеологическая машина работала, создавая своих кумиров, своих героев, свои идеалы для подрастающего поколения, для тех, из кого предполагалось сделать новую формацию, «нового советского человека».

Так Богом устроен человек, что он ищет подражания. В нём заложено подобие Божие, и человеческая душа все время ищет свой идеал и стремится к нему. И не успокаивается, пока Бог не заполнит Собою жизнь человека. О самом подражании, как способе спасения, хорошо сказал апостол Павел: «Подражайте мне, как я Христу»[3].

И вот мы — свидетели официальной канонизации святых новомучеников, им составляются молитвы, пишутся иконы, но так долго ожидаемого общенародного почитания нет. Потому что, чтобы почитать мучеников, надо не просто свечи ставить, надо полюбить их подвиг, надо жить подвигом, а такую традицию мы утратили. В чем для нас заключается духовная жизнь? Если мы будем честны, то в большинстве случаев окажется, что ходим мы только для себя, то есть, чтобы у Бога взять, получить, унести, устроить свою жизнь. И чаще всего нам нет дела до тех, кто молится рядом с нами, так как молитва – это тоже наше частное дело. Мы пришли в Церковь «получить», Церковь «должна нам дать». Эта революционная коммунистическая формулировка, согласно которой Церковь существует для «отправления религиозных потребностей», прочно вошла в сознание советского и постсоветского человека. А на самом деле, всё наоборот. Это мы должны идти в Церковь, чтобы отдать себя Богу и ближним для собственного спасения, это мы «живые камни», без которых не может строиться здание Церкви.

Это очень большая проблема, которую мы все призваны решать, — наш низкий духовный уровень жизни – духовное потребительство. И наши дети это сознание уже успели в себе закрепить, уже научились, как можно всем пользоваться, ничего не отдавая и не созидая. Наше дело наставить их в Законе Божием, дать им знания Священной Истории и духовных законов. Но дети воспринимают эти духовные дисциплины, не прилагая никакого духовного труда, внешне, минуя душу и сердце. То духовное богатство, которое Церковь имеет, благодаря крови мучеников и подвигу Царственных страстотерпцев, они получают с удивительной легкостью и безответственностью. Поэтому проблема перемены духовного сознания является одной из важных в нашей приходской, семейной и школьной жизни. Воспитание в детях, в самих себе любви к русским новомученикам, почитание их подвига может стать началом восстановления духовной преемственности и заполнением того вакуума, который существует между внешним знанием о Церкви и настоящей духовной жизнью. Приникнув к нашим святым Царственным страстотерпцам и новомученикам Церкви Русской, мы, с одной стороны, получим от них духовную помощь, а, с другой – дадим нашим детям реальные, близкие, родные идеалы для подражания, для жизни.

Один из возможных путей преодоления нашей духовной проблемы, который доступен педагогам, семьям и приходам – путь свидетельства (только не молчаливого). Ведь само слово мученик – «ма’ртирос» — с греческого значит «свидетель». Именно мученичество было наиболее мощным свидетельством о Христе. Почти каждый храм в России является свидетельством мученичества. И непременной обязанностью каждого прихода является восстановление этой памяти, поиск имён и свидетельств о жизни и страданиях священников и прихожан наших храмов, сугубое молитвенное их почитание, проповедь об их жизни, о том, как они любили Бога и ближних.

Как может обогатиться приходская жизнь, когда в храме есть сугубое местное почитание своего святого мученика, как это и было в древней Церкви! А наипаче – почитание святых Царственных страстотерпцев. В послании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года, в связи с 90-летием убиения святых Царственных страстотерпцев говорится: «Воздавая честь святым Царственным страстотерпцам, мы все должны черпать в почитании их подвига силы и мужество и взирая на их противостояние злу кротостью и смирением, подражать их вере». Как много может получить наше православное воспитание, если мы сможем приникнуть к таким высоким образцам жизни во Христе! От нас Господь ждёт подвига, движения к нашим святым!

«Обращаясь к Богу, будем просить Его, дабы по молитвам святых Царственных страстотерпцев даровал Он нам совершать труды свои в чистоте сердца, в твердой вере и непоколебимой надежде, в мире внутреннем и в мире со всеми, кто нас окружает, ибо к нам обращены слова Священного Писания, призывающего: «не воздавать злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» (1 Пет. 3, 9)»[4].

 

 


[1] Сергей Соловьёв «История России с древнейших времен».

[2] Фома, спецвыпуск 2013. Патриарх Кирилл: «Важно быть благодарными потомками». Стр. 5.

[3] 1 Коринф. 4, 16.