По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

19 июня 2017

«Духовная жизнь – это не умничание, это практика»: протоиерей Евгений Попиченко о Петровом посте

О пользе и радости Петровского поста, о духовной жизни и духовном чтении, о молитве и воздержании рассказал в эфире телеканала «Союз» руководитель Отдела социального служения Екатеринбургской епархии, настоятель собора в честь Успения Пресвятой Богородицы протоиерей Евгений Попиченко.

– Дорогие друзья, хочу всех поздравить с началом Петрова поста. Мы готовимся к празднику первоверховных апостолов Петра и Павла, просветителей вселенной, великих людей, от которых слово Божие распространилось по вселенной. И как всякий серьезный праздник, его нужно отметить не только застольем, нужно свое сердце подготовить, привести в порядок, волю. Время с Великого поста прошло, мы успели уже расслабиться, теперь пора себя снова подсобрать, устроить. Пост – это очень удобное время, когда вся Церковь целенаправленно работает над внутренним миром человека.

Необходимо воздержание. И в первую очередь – своих глаз. Потому что 98% информации идете через зрение. Наше зрение, к сожалению, кривое – через «кривое око» даже прекрасные создания мы воспринимаем с каким-то греховным настроением. Поэтому свой глаз нужно воздерживать от лишних увлечений, влечений. Кто смотрит на другого человека с вожделением – уже прелюбодействует в своем сердце. Взгляд на лиц противоположного пола, особенно в летнее время, когда люди, практически, находятся без одежды, что весьма искусительно, взгляд должен быть не рассеянным, а собранным внутрь. Учиться усилием воли: вроде ты и видишь, но не застреваешь взглядом на тех или иных элементах тела человеческого.

Необходимо воздерживать язык, желудок. Очень важно воздерживать желудок, потому что многие сердечно-сосудистые заболевания, от которых больше всего людей гибнет, они происходят от невоздержания, избыточный вес, который давит на сосуды и происходит много разных неприятностей.

Пост  – это возможность настроиться. В этот пост мы с прихожанами взяли духовное чтение – две замечательные книги. Я вам их дарю. Мне даже немного вам завидно, если вы их не читали, вы получите утешение. Я весь сюжет знаю на несколько раз. Это книга «Отец Арсений» без автора – автор народ, вторая книга – инок Всеволод «Начальник тишины». И та, и другая книги написаны в художественном, повествовательном стиле, читаются очень легко. Огромная мудрость сокрыта на страницах этих книг. И если вы немного потрудитесь, то получите не только наслаждение душевное, но и обязательно – духовную пользу.

Петров пост по формату немного легче, чем Великий – и по уставу, и по образу богослужения. Духовное чтение не такое сложное, как святоотеческая литература – это больше история о подвижниках, через которых наш дух должен пробудиться, воспламениться, показать нам, что духовная жизнь возможна не только в условиях наших сегодняшних, но и в концентрационном лагере, где совершенно невыносимые для жизни условия. В той и другой книгах красной нитью проходит тема молитвы, подвига.

Отец Евгений также рассказал, какой должна быть духовная жизнь, молитва и как телесное воздержание способствует управлению энергией души.

– Всегда важен личный опыт. Духовная жизнь – это не теория, не чужие мысли, как в психологии, как правило. Духовная жизнь – это не умничание, это практика. Человек только на личном опыте может понять и осознать что такое – отношения с Богом. Отношения с Богом – это непрестанная память о Нем, хождение перед Богом, страх Божий, благоговение, которое воспитывается через молитвенный труд, через определенный настрой ума. Для этого необходимо нашей душе помочь, чтобы Господь смирял душу мою. Смиряется тело, смиряется душа и молитва возвращается. Наша молитва рассеянная, мы расфокусированны внутренне, душа не собрана, ее необходимо собрать. Она должна быть наполнена энергией, которая должна светить и жечь, ум наш должен быть собран через молитвенный подвиг, через воспитание внимания, мы должны прийти в себя, нужно энергию вернуть внутрь своего духовно-телесного организма. Это основная задача аскетики – научиться управлять энергией своей души. Чтобы человек обучился основным навыкам – вниманию, трезвению и памяти о Боге. Телесное воздержание этому способствует. Это возможно только на личной практике.