В Екатеринбургской семинарии состоялось очередное заседание семинара «Диалог науки и религии». С докладом «Эволюционная антропология и трансгуманизм» выступила кандидат биологических наук, доцент Людмила Константиновна Конышева. Докладчик попыталась ответить на вопрос о том, как соотносятся биологические и богословские взгляды на проблему эволюции человека.
Из доклада следовало, что биологи признают эволюцию человека, однако эволюция эта филетическая, без дивергенций, т.е. без расщепления вида homo sapiens на несколько не скрещивающихся видов. Филетическая эволюция всегда сопровождается изменением вида. Однако трудно сказать, принадлежит ли существо, стоящее в начале эволюционного пути, к тому же виду, что и современный человек, или это принципиально разные существа.
В Библии записано, что «сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт.1:27). Это означает, что в человеке заложены зачатки, как бы «семена» Бога, которые он призван взрастить в себе, чтобы стать «подобным Богу», отметила в докладе Людмила Константиновна. Эти зачатки, как говорят Святые Отцы, есть разум, духовность, свобода, воля, любовь, способность к творчеству, трудолюбие и др. Если сравнить их с тем, что обнаруживают в мозге человека нейробиологи, то оказывается, что религия и наука весьма часто называют одним именем совершенно разные качества. Например, «любовь», о которой говорит богословие, по мнению протопресвитера Александра Шмемана – это любовь Богочеловеческая, любовь Христова, который учил: «любите врагов ваших, благославляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф., 5:44). Как пишет о. Александр, «Не в заповеди новизна христианской любви, а в том, что стало возможно исполнение заповеди». Вряд ли такую любовь можно обнаружить с помощью томографов. Но как свидетельствует исследование, описанное в The Journal of Sexual Medicine, любовь вполне поддается томографическим исследованиям, если считать, что любовь – активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви». Совсем плохо обстоят дела у биологов при исследовании психологического качества, называемого «свобода». Сложно договориться о том, что есть «свобода человека» с биологической точки зрения. Как пишет А. Марков «Факт остается фактом: человек воспринимает сам себя как личность, обладающую свободой выбора. Если это и иллюзия, то иллюзия полезная, адаптивная, развившаяся под действием естественного отбора».
Доктор исторических наук, профессор Зубов А.Б. доказательно утверждает (см. Лекции по истории религий, прочитанные в Екатеринбурге. – М.: Никея, 2011. с. 54): «Главное отличие человека от всего остального мира – его стремление соединиться с Богом». Это и есть, с точки зрения христиан, главное качество человека, которое не является иллюзией и возникшее отнюдь не под действием адаптивного отбора.
Если говорить об адаптивном отборе, отмечает Людмила Конышева, то в процессе эволюции, скорее всего, выживали те, кто может пластично перестраивать свою структуру и поведение применительно к меняющимся условиям среды, то есть вырабатывать генетически определяемую пластичность конституции и поведения.
В настоящее время передовой отряд, ведущий остатки верных Богу людей в направлении атеизма, – трансгуманистическое движение, отметила докладчик. Трансгуманисты очень часто и много печатаются и выступают в СМИ, их Родина – Земля, без каких бы то ни было границ. В России создано трансгуманистическое стратегическое общественное движение «Россия 2045». Весьма полезно ознакомиться с Манифестом «Россия 2045», полистать страницы сайта этого движения. Одна из наиболее эпатажных заявок трансгуманистов – сделать человека бессмертным. Этим занимается наука – иммортология, наука о бессмертии. Самое удивительное, что ее начинают преподавать в университетах. Так, в Южно-Уральском государственном университете читается курс иммортологии, рассчитанный на 72 часа учебного времени и предполагающий, наряду с историей вопроса, знание «экспериментальной иммортологии на гребне современного научно-технического прогресса».
Выступление докладчика сопровождалось оживленным обсуждением. Тема семинара никого не оставила равнодушным. Интересным было выступление иеромонаха Арефы (Юрий Борисович Кульбака). Подробно и профессионально отец Арефа рассказал о «русском космизме», его основателе – Н.Ф. Фёдорове, которого современники называли «московским Сократом». Но оценка деятельности трансгуманистов отцом Арефой была краткой и жесткой: «Глупость совершенная». Иерей Даниил Рябинин обратил внимание на несопоставимость православных и биологических омонимов, которая зачастую обманывает людей, заставляя верить во всесилие науки.
За традиционным чаем продолжали обсуждение форсайт-проектов не только развития России, но и дальнейшего развития семинара «Диалог науки и религии», который, по мнению его участников, является удачным миссионерским проектом и должен выходить на более широкую сцену.