О симфонии власти и Церкви, оптимальной для России модели государственной идеологии, о «феномене Исаакия» и информационной шумихе Познера в программе «Точка зрения» радио «Воскресение» рассуждает известный историк-византолог, доктор юридических наук, заслуженный юрист России Алексей Михайлович Величко.
Корреспондент Мария Заостровных:
— Алексей Михайлович, вы приехали к нам в город, в том числе, и для того, чтобы прочесть лекцию «Церковь и государство: симфония властей». Поэтому начать наш разговор хочу с истории вопроса. Давайте напомним нашим читателям о том, когда возникла сама идея симфонии властей и как была воплощена.
Алексей Величко:
— Возникла она в шестом веке нашей эры, в Византии, когда она окончательно воцерковилась. Это стало возможным благодаря тому, что политическое общество, которое юристы именуют государством, и общество верующих, именуемое Церковью, фактически и полностью совпали между собой по границам, деятельности и власти. Это означало, что государство и церковь положили во главу угла одну задачу – нести по миру свет Евангелия, миссионерствовать и беречь чистоту православной веры. Император святой Юстиниан Великий изложил свою точку зрения на то, как должен действовать этот единый организм в виде целого ряда законов. В них он установил, что совершенно нормально, когда государственная власть воцерковлена, вмешивается в догматические споры и осуществляет каноническое нормотворчество. С другой стороны, естественно, когда священноначалие активно участвует в политической жизни общества.
Ни для кого не секрет, что все семь Вселенских соборов были созваны исключительно императорской властью. Именно императоры фактически предопределяли все решения по тем или иным спорам, возникающим в церковной жизни, а затем своими же указами придавали им законную силу.
Патриархи же, со своей стороны, имели право осуществлять контроль за работой чиновников, принимали жалобы, следили за состоянием нравственности, контролировали казну в провинциях, предопределяли проблемные вопросы выбора царя, если та или иная династия пресекалась. Например, во времена македонской династии, выражаясь современным языком, председателем правительства являлся митрополит. Более того, вся знаменитая византийская дипломатия основывалась на церковном клире, потому что в монахи шли люди образованные, из аристократических семей. Им было не занимать опыта дипломатического общения. Как мы знаем, византийская дипломатия славилась тем, что решала иногда неразрешимые задачи. Вот что следует иметь ввиду, когда мы говорим о симфонии властей.
— Возможна ли симфония властей в современной России?
— Как свидетельствуют факты, сегодня государство и общество совершенно не воцерковлены. Те восемьдесят процентов верующих, которыми мы так любим пугать весь мир, не более чем наше благое пожелание. В действительности, количество воцерковленных христиан сегодня составляет не более 2-3%. Все остальное — это обрядовость или легкая дань традиции отцов. Мы святим куличи на Пасху, потому что так делала наша бабушка, крестим детей, потому что так принято, венчаемся, потому что это красиво – вот и все, на что способен современный среднестатистический христианин. Это значит, что говорить о симфонии властей абсолютно невозможно. В настоящее время Церковь — это лишь незначительная часть российского общества.
— Что мешает найти эту симфонию?
— Главная причина – отсутствие системной, организованной работы в этом направлении.
— То есть плохо работают миссионеры?
— У нас их почти нет. Давайте попробуем перечислить: Святейший Патриарх – великий миссионер, отдельные архиереи, правящие в провинциях, отец Димитрий Смирнов, ну может еще несколько батюшек, которые выступают на телевидении – вот и весь короткий список.
Общее ощущение от наших епархиальных СМИ – отсталость и замшелость. Плохо оборудованные студии, в которых обсуждают какие-то расхожие ценности. Ведь миссионерство — это не только ходить и говорить: «Все в Церковь», это духовное просвещение народа. Оно предполагает, что, в первую очередь, людям будут рассказывать об историческом пути Церкви, которая существует уже две тысячи лет. Полторы тысячи из них она прожила в симфонии. Так было в России, Византии и на Западе. Да, это были разные вариации, но тем не менее. Сейчас мы просто выбрасываем эти полторы тысячи лет и приучаем рядового обывателя к мысли о том, что государство – это плохо, законы не справедливы, а власть — это всегда гонения на Церковь.
Приведу в пример Запад. Там есть много византийских центров, которые выпускают просветительскую литературу в большом количестве. У нас этого нет. Сегодня на полках магазинов очень мало серьезной современной литературы об истории Церкви. Зато там много брошюрок о том, как надо креститься. Да, такая литература тоже нужна, но пропорции должны быть другими.
— Если сегодня симфония властей невозможна, то почему мы все чаще слышим о том, что современная Церковь сращивается с государством? Стоит Церкви высказаться по какому-то вопросу – сразу претензии в том, что она излишне вмешивается в светскую жизнь. Вспомнить хотя бы резонансную историю с передачей Исаакиевского собора.
— Что касается Исаакия, то там не было никакой идеологической подоплеки. Речь шла об очень больших деньгах. Люди, которые раньше могли ими распоряжаться и ни перед кем не отчитываться, просто боялись потерять эту возможность. Что касается всего остального, то поверьте, у нас в стране очень мало таких людей, как Познер, которые хотят соответствовать выбранной ими аудитории и представать перед ними в образе такого просвещенного атеиста-интеллигента-либерала, сетующего на то, что существует другая точка зрения, религиозная. Людей, которые постоянно возмущены подобными событиями, не так много.
— Возможно, но проблема в том, что они очень активны. Они устраивают антицерковный «информационный шум» в социальных сетях, который потом подхватывают светские СМИ. В итоге создается впечатление что людей, настроенных против Церкви, большинство.
— Это скорее к вопросу о том, что издателям нужно сконцентрировать свое внимание на литературе, которая разъяснит реальное положение вещей. Прямая обязанность Церкви бороться ЗА человека. Она должна высказываться, и это нормально. Христос пришел для того, чтобы спасти каждого из нас, он высказывался, проповедовал и своим примером показывал, что есть живая христианская вера. Так же поступает и современная Церковь. Эффекта нет, потому что, повторюсь, нет систематической работы в этом направлении. Поэтому нас и бьют постоянно – мы не современны, мы не поворотливы, мы не можем быстро сориентироваться в событии, хотя общество в целом готово просвещаться, слушать миссионеров и идти за ними в Церковь.
— Какова сегодня роль Церкви в управлении государством?
— Никакая. К Церкви сегодня никто не прислушивается. Вот вам живой пример. Некоторое время назад самарская дума вышла с инициативой внести изменения в федеральный закон и запретить государственное финансирование абортов. Святейший эту идею поддержал, а парламентарии нет. Это яркий пример того, как «воцерковлена» наша элита и того, как прислушиваются к голосу Церкви.
— Как выглядит модель государственной идеологии, оптимальная для современной России?
— Я готов назвать идеальную модель. Для меня это система, в которой Церковь прибывала полторы тысячи лет – симфония. Когда есть сообщество верующих людей. Это могут быть мусульмане или буддисты, но это должны быть верующие люди. Уважать веру другого человека может только другой верующий. Это сообщество должно просвещать людей, бороться за них. Что касается оптимальной системы – ну так сегодня и есть оптимальная. Есть президент, который своим личным примером открывает Церкви двери туда, куда в девяностые нам по факту доступ был закрыт. К сожалению, придется закончить тем, с чего мы и начали наше беседу – мы крайне неумело этим пользуемся. Методы работы, которые мы сегодня используем, крайне не эффективны. Мы не современны. Сегодня образ христианина негативный – это, как правило, замкнутый, неулыбчивый человек, оторванный от общества, не умеющий складно излагать свои мысли. Увы, он закрепился за нами с советских времен. Мы должны его развенчать и противопоставить ему образ другого человека. Вот, например, Владимир Легойда. Блистательный журналист, издатель — и таких, как он, много! А мы все Познеров смотрим и показываем!
Смотрите также:
В Храме-на-Крови прошла лекция историка Алексея Величко «Симфония властей – государство и Церковь»