По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

19 мая 2017

«Мы – хранители»: митрополит Кирилл об особой ответственности жителей «Русской Голгофы»

Говоря об особой ответственности жителей Екатеринбурга в интервью православным СМИ накануне дня рождения Государя Императора, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл подчеркнул: «Наша задача состоит в том, чтобы мы берегли это место, любили это место, старались, чтобы здесь все было благодатно, чисто, правильно и хорошо».

Его Высокопреосвященство призвал жителей Среднего Урала сделать все для того, чтобы город, который был построен во имя Святой Екатерины, вновь таковым стал.

 — Многоуважаемый владыко, в Ваших предыдущих интервью неоднократно высказывалась мысль о том, что если Екатеринбург стал местом, где был убиен Государь, значит, мы несём особую ответственность за то, чтобы воскресить память о нем, преумножить, благовествовать то наследие, которое святые Царственные страстотерпцы оставили после себя. Что сегодня еще необходимо сделать для того, чтобы восстановить светлую память о святых Царственных страстотерпцах?

— Представьте себе Российскую империю 1917-го года или то, что осталось от Российской империи 1917-го года. Могли убить царя на станции Дно? Могли. Могли его убить в Могилеве? Могли. Могли в Петербурге:  показательный суд, расстрел и т.д.? Все могли. В Москве, Тобольске, да где угодно. Почему-то этого не произошло. Это произошло именно в Екатеринбурге.

Поэтому для нас это знаковое место. Это, действительно, наша Голгофа. Здесь пытались вообще уничтожить русскую историю, русское государство. Слава Богу, ничего не вышло. Но память об этом и этот след, эта Кровь сегодня, конечно, вопиет ко всем.

Много людей приезжает на Царские дни, идут на Царский крестный ход. Мы посчитали: практически около ста тысяч человек проходит от  Храма-на-Крови до монастыря на Ганиной Яме. Много приезжих. Люди приезжают сюда специально только на одну ночь, они не останавливаются в гостиницах, они приехали, сходили, уехали, улетели обратно.

Для нас, живущих здесь, мы – хранители этого места. Нам некуда деваться, мы здесь живем, мы здесь трудимся, мы здесь молимся, и поэтому наша задача состоит в том, чтобы мы берегли это место, любили это место, старались, чтобы здесь все было благодатно, чисто, правильно и хорошо. И как можно больше и чаще рассказывали окружающим нас людям о том, что здесь произошло и какой была наша страна до 1917-го года. Эту задачу выполняет сегодня Царский музей, который находится здесь, в духовно-просветительском центре «Царский», и музейный комплекс в монастыре на Ганиной Яме, и наше пособие, которое здесь распространяется в качестве календарей и брошюр – все устремлено на то, чтобы рассказать людям, дать им понятие о том, что произошло на самом деле.

До сих пор у нас существует превратное мнение и о самой истории России 1917-го года, и о событиях 1917-18-го годов. И хотелось бы, чтобы у людей было трезвое впечатление об этом. Чтобы они знали, мыслили, анализировали все это и понимали, что это, действительно, был большой подвиг Царя и его святой семьи, и то, что произошло здесь – это страшная трагедия, которая непосредственным образом отразилась на жизни всей страны и всего народа.

И что мы в надежде на то, что когда вернется светлое и неопороченное имя царя Николая II и его святой семьи в нашу жизнь, для этого, мы, живущие здесь, должны максимально трудиться, работать и все это делать с любовью и благодарностью Богу и святым Царственным страстотерпцам.

— В этом плане, какие из современных вызовов Вы видите для православного человека? Какие из них наиболее опасны?

— Для современного человека, для современного христианина, как и, полагаю, для всякого другого человека, главный вызов сегодняшнего времени — это эгоизм. Эгоизм в самом глобальном смысле этого слова, который проникает в нашу душу. Даже люди малообеспеченные, которых, казалось бы, этот эгоизм в принципе не может коснуться, и они должны думать только о том, как выжить в сегодняшней ситуации. Но они думают, как выжить лично им, забывая, что другим людям также приходится не слишком сладко.

В моем представлении, проблема глубинного внутреннего эгоизма, такого совершенно восхитительного отношения к самому себе, отсутствие авторитетов в жизни, неприятие мнения старших по тому или иному поводу — сегодня это свойственно для многих из нас. Находясь в этой среде, хотелось бы, чтобы мы как можно больше внимания обращали на советы старших о том, как жить, пользуясь наставлениями и благословениями своих духовников. Чтобы брали себе в пример жизнь старших поколений, как они преодолевали те или иные житейские напасти, которые встречались на их пути не меньше, чем встречаются на нашем.

Вспомните то, что люди, пережившие Великую Отечественную войну, наши отцы и деды, наши матери и бабушки, те, кого мы застали в жизни, эти люди, испытав великое горе, великое потрясение, при этом не имели той озлобленности, которую мы порой имеем сегодня. Они с большим энтузиазмом восстанавливали страну после разрухи, в больших надеждах, в каком-то внутреннем уповании на лучшее, старались сделать так, чтобы дети были воспитанными, образованными, благочестивыми, старались делать максимум из того, что они имели в то время.

Сегодня мы имеем достаточно в жизни различных внешних благ, у нас достаточно спокойная, в принципе, жизнь, наполненная различными уныниями и вообще разными «коммерческими» потрясениями. Вот это соотношение того, как люди воспринимали трудности прежде, с какой реакцией внутренней, душевной, и как сегодня мы воспринимаем нынешние сложности — это несопоставимо.

Я думаю, что в этой жизни мы должны думать всегда о том, что вокруг есть огромное количество людей, которым гораздо хуже, чем нам сегодня. Если у нас есть такая возможность, нужно стараться помогать, по крайней мере, своё сердце не вводить во внутреннюю озлобленность. Для христианина это очень важно. Особенно сегодня, когда существуют всевозможные нападки на Церковь и различные искушения, которым подвергается христианин. Главное, чтобы его душа была не тронута ничем.

Жизнь Иова Многострадального, в день памяти которого родился Государь Император – нам пример. Про него говорили: Иов такой праведный, потому что у него всё есть — у него хорошая семья, хороший достаток, и если он чего-то лишится, то сразу перестанет быть таковым. И, как свидетельствует Священное Писание, начинается искус: он сначала лишается достатка, потом лишается семьи, потом начинает болеть сам. Но, при всем при этом, его души не касается внутреннее разъедание, обида на Бога.

Нам нужно всем, как мне кажется, научиться благодушию, обратиться, как душа Иова, к Богу и полностью стать такими детьми Божиими, людьми Божиими, чтобы мы любили Бога, больше думали о Нём и немножко меньше о себе. Тогда, может быть, что-то начнёт внутри нас меняться, и в нашем сообществе.  

— 15 марта 15 владык в Храме-на-крови в Екатеринбурге служили Божественную литургию в знаменательный день —  день 100-летия отрешения Государя-Императора от престола. Вы тогда сказали очень пронзительную, проникновенную проповедь, в которой звучала мысль и об уроках столетия. Какими, по-Вашему, являются главные выводы прошедшего века — чего  мы не должны ни в коем случае допустить, чтобы снова не попасть в «смутные» времена?

— На мой взгляд, главный вывод этого столетия: «Благими намерениями вымощен путь в ад». Под хорошими и правильными лозунгами, на которые откликнулись люди столетие назад, совершилось такое братоубийство, которого не видел мир за всю свою историю — брат на брата, сын на отца.

Такая рана, которая прошла по телу народа, по народной жизни, она не заживает до сих пор. Один человек мне когда-то сказал, что император Петр I в своё время сделал кесарево сечение здоровой женщине на шестом месяце беременности. То есть, всё должно развиваться естественным путём. Когда идёт какой-то насильственный путь, то получается, что вроде мы имеем какой-то определённый результат, но цена этого результата, цена такой победы настолько велика и настолько наполнена человеческими страданиями и муками, что ты задумываешься, какой ценой это нам далось. Даже победа в Великой Отечественной войне — это же сколько горя! Представляете, в Екатеринбурге полтора миллиона жителей. Это сколько же екатеринбургов нужно было уничтожить, чтобы страна выжила, сохранила свою самостоятельность и одержала победу над страшным врагом. Это огромная цена. Но ведь кроме этого была ещё и борьба со своим народом. Ведь ГУЛАГ — это как раз детище людей, которые говорили всякие красивые лозунги о мире во всем мире и так далее.

Для нас сегодня очень важно, чтобы мы не поддавались на всякие очередные красивые слова и различные «благородные» действия, а всё-таки понимали, что страна должна развиваться естественно. И внутреннее содержание страны обеспечивает развитие внешнего. Если воспитывать «внутреннего человека», то тогда и человек начнет сам создавать различные богатства и совершать большие победы для процветания своего народа и своего государства. Важно и горько, что сегодня существует разделение и внутри общества, и во внешних проявлениях.

Но вот каким-то чудом удалось вернуть имя Екатеринбургу, если бы задержались на пару лет, то мы бы жили в Свердловске. И сейчас мы живём в городе, который, с одной стороны, Екатеринбург, а с другой, извините, Свердловск. Об этом свидетельствуют не только названия улиц имени, прямо скажем, бандитов, террористов, которыми наполнен наш город… Но и внутри у нас какой-то внутренний раздрай — мы всё время здесь существуем, всё время внутренняя агрессия одних против других, каждый дружит не во имя, но против кого-то…

Это сочетание внешнего и внутреннего сегодня наполняет любые города, и маленькие, и селения, потому что рана вековой давности не зажила по сей день. Хотелось бы, чтобы мы все внутренне примирились, чтобы закрыли эту тему, чтобы убрали внешние символы человеконенавистников и убийц с наших улиц и городов, вернули бы настоящие и правильные названия, чтобы наш взгляд и наше сердце не возвращались обратно, на столетие назад, в эту гражданскую войну.

Тогда, может быть, что-то начнёт меняться. Потому что трудно объяснить ребёнку, кто такой был тот или иной деятель, что это за улица. Раз мы это не снимаем, значит, выкидываем историю из нашей жизни и оказываемся иванами не помнящими родства… Остаемся без внутренней опоры и на этом фоне многим становится «всё абсолютно всё равно»…

Но нужно уметь признавать свои ошибки и стараться делать так, чтобы наша жизнь была более мирной и более дружной.