По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

5 мая 2017

Александр Щипков: «Либерлингву» заменит язык доверия и солидарности

Сборник «Язык» проанализировал корни языка современной либеральной идеологии и дал целостную картину культурно-языковой реальности современной России, заявил составитель сборника, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям с обществом и СМИ Александр Щипков в статье «Родная речь против «либерлингвы» на сайте газеты «Известия».

Авторы вышедшего недавно сборника «Язык» представили читателю культурно-языковой срез современного российского общества. В поле их зрения помимо либерального языка попали и другие явления: язык публичного историзма на примере темы Первой мировой войны (Евгений Белжеларский), концептосфера и политические коннотации понятия «русский» (Василий Щипков), аутентификация традиционного национального образа и смыслов (Андрей Рогозянский), язык современного искусства и феномен «прямого высказывания» (Николай Пиотровский), современный язык Церкви (Дмитрий Полковников). 

«Язык» стал логичным завершением трилогии сборников (ранее вышли «Перелом» и «Плаха»), а его авторы постарались сообща дать целостную картину культурно-языковой реальности современной России», — сказал А.Щипков.

Он отметил, что исследователям был интересен язык современной либеральной идеологии, которая пришла на смену коммунистической, и механизм её воздействия на сознание человека.  Одним из базовых законов «либерлингвы" является языческий по своей сути принцип коллективной ответственности, который прямо противоречит христианскому принципу личной ответственности и личного покаяния.

«С точки зрения авторов сборника, комплекс коллективной вины, который хотят привить обществу, устроен просто. Речь идет не о поступках конкретных людей, как в христианстве, а об общем ощущении «скверны». В этом состоянии критичность общества резко снижается, и оно становится объектом манипуляций. Чтобы «очиститься от скверны», народ должен добровольно принять наказание, поступиться своей идентичностью, отказаться от намерений самостоятельно решать своё будущее. Иначе — «гражданский мир невозможен». Так работает сегодня либеральный язык», — сказал А.Щипков.

Такое кредо «либерального языка» позволяет носителям этой идеологии говорить на языке ультиматумов, их убеждения религиозны по своей сути, отметил он.

«Наши менторы верят в неких богов Истории, которых прогневал русский народ. Этих богов они упорно призывают умилостивить. В противном случае нужно будет поставить крест на России и признать, что ее история окончена навсегда. Это ультиматум всем нам. Окончательный вердикт. Народ виновен! Со «старого режима» взять, конечно, нечего, а вот нынешнее общество можно обложить данью — навязать в виде штрафа за чужие преступления удобную идеологию. Например, приравнять желание жить в социальном государстве к прославлению классовых чисток», — утверждает автор статьи.

«Создатели сборника «Язык» уверены: общество не признаёт власть устаревших дискурсов, отторгает их. Но этого мало. Пока мы не сформируем новый язык, язык доверия и солидарности, пока мы не возродим «родную речь», мы не сможем двигаться вперед. Пришло время демонтировать мертвые стереотипы, которые удерживают нас в состоянии застоя и не позволяют национальному большинству в законной и цивилизованной форме реализовать своё право на демократию, верность традиции и социальную справедливость. Процесс уже сдвинулся с мертвой точки и будет идти по нарастающей», — заявил Щипков.

 

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат