По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

28 апреля 2017

Архитектор Виктор Симиненко о восстановлении храмов в Ново-Тихвинском монастыре: «Все, что здесь делается – делается на очень высоком уровне»

Екатеринбургский архитектор Виктор Симиненко, кандидат архитектуры, заслуженный работник культуры РФ, архитектор-реставратор высшей категории, автор проекта  по реставрации и реконструкции объекта культурного наследия  «Комплекс зданий Ново-Тихвинского монастыря» Виктор Симиненко дал высокую оценку проводимым сестрами обители реставрационным и реконструкционным работам.  

«Можно где-то с кем-то спорить, но сестры монастыря, матушки — я им полностью им доверяю и призываю всех: все, что здесь делается – делается на очень высоком уровне – духовном, профессиональном, с привлечением заинтересованных людей», — сказал архитектор.

В интервью нашему корреспонденту Виктор Иванович рассказал о совместной с обителью деятельности по восстановлению объектов культурного наследия в нашем регионе.  

— Виктор Иванович, как бы Вы оценили роль Ново-Тихвинского монастыря в деле восстановления и сохранения объектов культурного наследия нашего региона?

— Вся моя работа связана с реставрацией объектов культурного наследия. Это Меркушино, Костылева, территория монастыря, богадельня, еще несколько объектов. И, наконец, мы с большим удовольствием работаем над реставрацией Успенской церкви. Волею судьбы я с этой церковью связан 30 лет. Ровно 30 лет назад проводилась работа по паспортизации старых объектов госпиталя бывшего монастыря и конкретно я занимался этой церковью: готовил паспорт и причастен к тому, что ее поставили под охрану  федерального значения.

Спустя два десятка лет, я на счастье снова вернулся к этому объекту в качестве архитектора-реставратора.

— Каким, в каком состоянии вы застали этот объект?

— Я застал этот объект дважды — 30 лет назад, когда в нем находилась кухня- столовая, здесь питались больные военные.   Пять лет назад, когда мы зашли сюда, кухни-столовой не было, и речь шла о том, чтобы вернуть объекту первоначальные функции — храм. Что было? Всегда лишали храмы таких признаков, как колокольни, купала, центральные барабаны – вот их и не было. Стены были, и пристроенные стены и стены XIX века, а наиболее ярких элементов не было. А внутри — представляете, когда функционировала кухня, что там творилось? Это очень сильно повлияло на состояние конструкции. Для восстановления храма было необходимо, как показало обследование, нужно было обязательно усиливать конструкцию. И арки, и стены — и внутренние и наружные. Вспоминаю, окна как бы «перегоняли» друг друга, менялись местами: одно окно заложено, другое надстроено. В советский период мы восстанавливали окна, пользуясь сохранившимися фотографиями и следы перестроек всегда видны. Т.е. храм до начала реставрации, в то время, когда мы зашли на обмер, обследование, находился не в самом лучшем техническом состоянии. Было много мест явно аварийного порядка.

Реставрация предполагает проведение множества работ, до бесконечности, но цель одна – максимально сохранить старую структуру. Чем мы и занимались.

— Виктор Иванович, вы сказали, что не единственный объект, который вы здесь восстанавливали и вас связывает с монастырем очень долгое плодотворное сотрудничество. Как складывается взаимодействие профессиональных реставраторов, архитекторов с сестрами обители?

— В течение многих лет у нас очень по-деловому проходила работа – вдумчиво, серьезно. Сестры, прежде чем ставить задачу, они осмысливают,  очень тщательно подходят к анализу того, что  они хотят. Особенно поражает правильное понимание вкуса, стиля – понимание искусства поставлено на высокий уровень во всех отношениях – и в архитектуре, и в интерьере. И даже в мебели чувствуется тонкий подход.

— Может быть, это возможно благодаря трепетному отношению к истории, ответственности за сохранение исторической памяти, духовного наследия, свойственное сестрам обители?

— Это чувствуется везде и во всем. Перед нами ставят сложные, но преодолимые задачи.

— Как вы определили главные сложности объекта храма Успения, которые необходимо преодолеть в процессе реконструкции и реставрации этого объекта?

— У объекта два состояния. Одно – в процессе изучения, обследования. Мы максимально стараемся определить техническое состояние, и нам это удается. Но когда начинаем работы – идет раскрытие конструкции. У нас были случаи, когда раскрываешь стенку, снимаешь штукатурку – попадаем в пустоту: лицевой кирпич, а внутри пусто. Это неожиданность. Что делать? Реставрация всегда связана с неожиданностью. Когда начались реставрационные работы – проявилось истинное техническое состояние. Мы видели, что кирпич не очень прочный. Думаю, что это последствия функционального использования в качестве кухни. Кирпич разрушался от сырости.

Я представляю: взялись за стенки XVIII века, там арки были лопнутые, стали разбирать – посыпался кирпич. В одном месте попробовали, в другом. А что делать? Храм – это же не одноэтажное сооружение, у которого срок годности 50 или 100 лет, и он будет стоять. У нас по нормативам культовые сооружения должны функционировать не менее 500 лет.

Прочность кирпича, сейчас мы используем в строительстве не менее 150-200 – это очень высокая прочность. Опыт показывает, что примерно из такого кирпича и возводили в старину здания – монастырские, храмовые. Все это должно было стоять вечно.

— Какое напутствие дали бы сестрам и всем, кто работает над восстановлением, спасением наших святынь?

— Строить монастырь по единому проекту и единому замыслу гораздо проще, но неблагодарная работа, когда люди получают здание в полуразрушенном виде, неухоженное. Территория монастыря большая, объектов много – и все их надо приводить в порядок. Монастырь это делать быстро и качественно. Те объекты, которые мы сделали, я ими горжусь, включая Успенскую церковь. Когда церковь построят, то злопыхатели сами будут ей восхищаться, отнесутся с пониманием и будут ближе к Богу.

У нас на руках есть утвержденный согласованный эскизный проект, в соответствии с которым будет воссоздан храм в соответствии с историческим видом.

Отметим, эскизный проект реставрации и реконструкции объекта согласован Министерством управления государственным имуществом Свердловской области 26 ноября 2014 года. Научно-проектная документация на реставрацию объекта культурного наследия «Комплекс зданий Ново-Тихвинского монастыря: Собор (Успенская церковь) в г. Екатеринбург, ул. Декабристов, 87, литер Т» полностью разработана.

 

Смотрите также:

Владыка Евгений — о сохранении культурно-исторического наследия: «Каждый отреставрированный храм в обители – это чудо»