В екатеринбургской студии православного телеканала «Союз» в день явления Державного образа Божией Матери побывал настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора, ректор Екатеринбургской духовной семинарии, протоиерей Николай Малета.
Встреча состоялась в дни Великого Поста и 100-летия обретения иконы Державная, на которой Божия Матерь изображена с символами царской власти. Поэтому важными темами для размышлений в телеэфире стали последствия человеческих страстей и грехов, как в повседневной жизни, так и в более масштабном историческом аспекте. Также разговор шёл о непростых путях обретения Бога, которые должен совершить каждый христианин, ищущий спасения.
— В обретении иконы Державная народ увидел промыслительное действие Божие: в день, когда люди отреклись от Царя, Царица Небесная берёт управление, попечение над нашей страной в свои руки, — сказал протоиерей Николай Малета. — По поводу Февральской революции есть очень много рассуждений историков, политиков, простых людей, верующих и не верующих. Все хотят понимать, что же произошло сто лет назад. Считаю, что в основе произошедшего лежат духовные причины. Ничего так просто не бывает. Наши предки, как и мы в начале 90-х прошлого века, хотели перемен, смены руководства. Это коренится в психологии человеческой, есть мнение, что уйдет царь или президент, премьер-министр — и жизнь тут же изменится к лучшему. Нарушение законов духовной жизни привело наших предков к тем печальным событиям и последствиям 70-летнего пленения.
Да, подчиняться порой бывает тяжело. Но пока существует мир, будет власть и подчиняемость. Царь должен быть и в голове, и в сердце. Иначе мы впадём в анархию, человек Богом надёлен свободной волей, но часто просто не знает, что с нею делать, и, сам того не ведая, употребляет её не на благо.
Протоиерей Николай Малета подчёркивает, что именно духовные причины легли в основу того, что произошло в России сто лет назад. Ведь у большинства из нас есть убеждения, что если мы что-то поменяем в нашей жизни, то всё станет хорошо. Реформаторы всегда ссылаются на это, совершенно игнорируя человеческую природу.
— Если проследить Священное Писание, то Господь нигде не призывает к равноправию, хотя с христианской точки зрения, это самая вопиющая несправедливость, — продолжил размышлять Николай Малета. — Дело не в особенностях социально-экономического строя, не с ним должен бороться христианин. Он должен бороться с грехом. А сто лет назад народ боролся за право владеть теми богатствами, которыми обладали единицы — помещики, купцы, заводчики, фабриканты… Уверен, что эта история будет происходить до скончания века, поскольку человек остаётся тем же по своей природе: богоподобен, но испорчен грехом.
Великий Пост — хороший лекарь для этого. Часто на голодный желудок проявляются все наши страсти и немощи — раздражительность, осуждение, а также многое другое. Пост показывает, что нужно в человеке исцелять, где у него «болит».
Отец Николай рассказал, что в дни Великого Поста многие приступают к тайне исповеди и покаяния. Но сколько раз мы каемся в одних и тех же грехах, наступаем каждый день на одни и те же грабли. Нужно попытаться поменять своё внутреннее духовное устроение, бороться со своим грехом. Ведь при изучении Евангелия открывается целая сокровищница, совершенно иной, истинный мир. Если мы его захотим увидеть и принять — верующими станут все.
Между тем, данные некоторых опросов показывают, что из 70% людей, считающих себя в нашей стране православными, воцерковлены только 5%.
— Современные крещёные язычники находятся в гораздо худшем состоянии, чем их предки, которых крестил князь Владимир, ведь при нём они были глубоко верующими. Современные язычники — нигилисты, демонстрирующие полное безразличие, — говорит Николай Малета. — Сейчас человека не нужно убеждать, что Бог есть. Он говорит: «Да, Господь есть, но мне он не нужен». Человек не ходит в храм Божий, не участвует в богослужениях, в таинствах покаяния и причащения. Он признаёт бытие Бога, но обходится без него, считает, что Бог у него в душе.
Я бы порекомендовал таким людям провести тест и проверить — кто и что у него в душе. Апостол Павел говорит, что Бог есть любовь. Задайте себе вопрос: «А вы любите? Что такое ваша любовь?» Ведь любовь не завидует, не раздражается, не гневается, не ищет своего, вся терпит, всему верует… Вот критерии. Если в вашей душе есть такая любовь, то там может быть Бог.
Нужно любить ближнего, как самого себя, тогда наступит истинный рай на земле. В качестве примера отец Николай привел случай, произошедший в одном из монастырей. Одному из больных старцев принесли гроздь винограда, но он посчитал неправильным оставить её у себя и передал брату, ближнему… и каждый в монастыре поступил точно так же, пока гроздь винограда снова не оказалась устарца, которому и была предназначена.
Протоиерей Николай Малета, кроме прочего, рекомендовал усилить во время поста сосредоточенную молитву, как источник нетварной энергии, которая заключается в благодати Божьей.
— Молиться тяжело, не случайно старцы-подвижники спрашивают друг друга при встрече: «Как молитва?» Не зря говорят, что молитва — это наука из наук, но и её нельзя доводить до абсурда, как и во время поста умирать с голоду. Что ты этим докажешь Богу? Расстанешься с бренным телом, а страсти все сохранишь. Во всем должна быть золотая середина, — предупреждает отец Николай. — Если бы в наши дни не было подвижников и молитвенников, то и мира, скорее всего, уже бы не было. Дух святой все исполняет, всё держит.
Протоиерей Николай Малета указывает и на другие особенности жизни, сознания современного человека, которые отвлекают его от забот о собственной душе.
— Проблема современного человека заключается в том, что он крайне редко смотрит на себя, кроме как в зеркало, занимаясь самолюбованием. Наше зрение направлено вовне, — говорит отец Николай. — Самый распространённый грех — это осуждение, им мы занимаемся круглосуточно. Осуждаем всех и вся: кто не то сказал, не туда встал, не то сделал. Нужно разворачивать зрение на 180 градусов от других людей и направлять его на себя, вспоминать все свои грехи во время ежевечерней молитвы.
Николай Малета отмечает, что людей губят не какие-то серьёзные проступки, а мелочи, которых порой просто не замечают. Ведь совсем неважно, что лежит в мешке: один большой и тяжёлый камень или много песка — тяжесть этих «грехов» будет одинакова.
— Если желаете начать духовную жизнь — начните делать то, чего не хотите, — советует Николай Малета. — А не хотим мы делать, как правило, благое, доброе, полезное. И не делайте то, к чему вас влечёт, чего вы страстно хотите. Это станет началом пути. Правило такое: воздержись от того, что хочешь, а чего не хочешь — сделай. То есть, жертвуйте чем-то во время поста. Помните, что подлинная любовь не блаженная и радостная, она жертвенная, она всегда предполагает серьёзное усилие. Главное во время поста — это борьба не с нашим желудком, а с нашими страстями и грехами.
В завершение беседы настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора, ректор Екатеринбургской духовной семинарии, протоиерей Николай Малета пригласил выпускников 9-11 классов на День открытых дверей, который состоится в учебном заведении 26 марта в 12:00.
Смотрите также:
Протоиерей Максим Миняйло: «Человек-хам должен быть нерукопожатен в современном обществе»