Дискуссия на тему религии и светского уголовного права стала одной из самых ярких в ходе XIV Международной научно-практической конференции, посвященной памяти М.И.Ковалева «Нравственные основы уголовной ответственности» и прошедшей в Екатеринбурге 16-18 февраля 2017 года. Актуальная для современного общества тема защиты чувств верующих стала основной в докладе епископа Среднеуральского Евгения, викария Екатеринбургской епархии.
Выступление владыки Евгения нашло живой отклик среди ведущих юристов региона и страны, собравшихся на площадке «Ковалевских чтений- 2017».
Преосвященнейший владыка отметил особую актуальность смыслового посыла секции. «Все чаще возникают конфликты людей с различным мировоззрением, с различным духовным опытом, порой эти конфликты перерастают в открытое противостояние, порождающее те или иные правонарушения. В результате возникает ситуация, когда споры «духовного порядка» вынуждены разрешать суды и иные инстанции, опираясь при этом на так называемое «светское законодательство». Компетенции же светских законов не предусматривают всех особенностей и нюансов религиозной жизни общества. Отсюда множество вопросов, провокаций и конфликтов», — отметил владыка.
В поисках ответов на вопросы, должно ли вообще законодательство учитывать религиозные предпочтения граждан и на какие приоритеты при этом опираться, епископ Среднеуральский предложил обратиться к истории:
«На протяжении истории человечества формировались те правовые механизмы, которые действуют сейчас в мире. Эти процессы происходили в обществах, которые по определению были религиозными. В правовых актах религиозные отношения являются неотъемлемой составляющей, а чаще — даже определяющей. Подтверждения этому найдет любой исследователь правовых систем мира. Не являются исключением Романо-Германская, Англо-Американская и Дальневосточная правовые семьи, под чье влияние попадают сегодня все материки. Божественное право, заключенное в Римском священном праве, пронизанное христианским содержанием Византийское законодательство, Русская Правда Ярослава Мудрого и последующие Европейские и Российские законы отражают нравы и чаяния именно религиозных обществ, в лоне которых они сформированы».
«Законы каждого времени — это слепок нравственных норм, а нормы эти всегда опирались на религиозные воззрения общества», — подчеркнул владыка Евгений.
По словам викария Екатеринбургской епархии, для России характерен свой исторический путь формирования свода законов, но и он абсолютно устремлен к реализации христианских общественных норм в их православном понимании. Не наблюдается так называемых общечеловеческих ценностей. Ценности конкретны и отвечают в целом религиозным исканиям народа.
«Отделение Церкви от государства, столетие которого стремительно приближается, породило множество вопросов. Прежде всего — формирование новой морали и нового ценностного аппарата. Формируются новые «светские» или «советские» законы, но люди в массе своей остаются прежними, — отметил владыка, говоря о советском периоде развития общества и юриспруденции. — Об этом свидетельствует, в частности, известная перепись населения 1937 года».
Приводя итоги данной переписи, частично рассекреченной в 1990-ом году, епископ Среднеуральский Евгений отметил, что 55,3 млн советских граждан старше 16 лет указали в анкете, что они верующие. «Это в 37-ом году вписали в советский документ в стране, объявившей безбожную пятилетку! — подчеркнул викарий. — А сколько людей, оставаясь верующими, не стали писать об этом в опросных листках?».
В качестве примера были приведены различные свидетельства, в том числе данные монографии "Русская Православная Церковь в XX веке" профессора Шкаровского.
Цифры впечатляют: в 1968 году обряд крещения в Ленинграде прошли 11 784 человек (20% новорожденных), а отпевания – 10 360 (47% скончавшихся). Проходившее в 1971 году Пасхальное богослужение в Киеве собрало 140-150 тысяч человек.
«Население Советского Союза и его «преемника» Российской Федерации является религиозным обществом, которое живет в соответствии со светскими законами, — уверен владыка Евгений. — Это яркая иллюстрация ситуации, когда законы в стране советские, построенные на принципах Маркса, Энгельса и Ленина, а народ живет и следует принципам религиозным, в данном случае православным, и иных традиционных конфессий.
Поясню, что для верующего человека, при безусловном уважении к гражданскому закону, твердо присутствует приоритет религиозных принципов. И когда гражданский закон вступает в конфликт с законом религиозным, предпочтение отдается именно последнему. Цена такого выбора может быть самая высокая — вплоть до тюремного заключения и смертной казни».
Владыка Евгений отметил, что новые времена, сменившие эпоху СССР и провозгласившие новые принципы, «основанные (как декларируется) на гуманизме, демократии, свободе, толерантности», предложили и принципы новой морали.
«Зачастую эта мораль основана на принципах, чуждых традиционным религиозным принципам основных российских конфессий (православие, ислам, буддизм, иудаизм), — сказал викарий. — Призыв «Бери от жизни все» красиво звучит, но не глубоко проникает. Вседозволенность и порочность не вызывает устойчивого приятия в религиозно настроенных слоях общества и не проникает в них. Новые законы, построенные на новой морали постиндустриального общества, зачастую написанные вне государства и навязанные в рамках международного сотрудничества, не принимаются на уровне остаточного религиозного подсознания. В первую очередь это касается законов, связанных с жизнью семьи, с образованием, воспитанием, социальным укладом жизни общества. Ювенальная юстиция, однополые браки, эвтаназия, аборты — это темы, ставшие сегодня рубежами сражений для религиозно настроенных людей. Напомню, что это не маргинальная мелкая группка, а это существенное, порой, подавляющее большинство жителей страны. И сохранение возможности верить и иметь не искаженной свою традиционную обрядность, возможность передать ее своим детям становится сегодня не менее важным, чем реализация основных гражданских прав и свобод. И это в равной степени касается представителей различных традиционных конфессий и религиозных сообществ».
Викарий Екатеринбургской епархии подчеркнул, что данные принципы закреплены как в документе «Социальная концепция Русской Православной Церкви», так и в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента РФ от 31 декабря 2015 года. Что свидетельствует о том, что эта духовная компонента является одной из составных частей национальной безопасности РФ.
«И на этом фоне вызовы, которые мы видим — то акция женщин, представлявших себя в Храме Христа Спасителя, то перформансы и некие акции в галереях современных искусств — воспринимаются именно как вызов, брошенный именно к этой значительной части религиозно настроенного общества, — сказал владыка Евгений, — как попытка дестабилизации отношений внутри общества и самого общества, нашего государства в целом».
В заключение своего выступления епископ Среднеуральский подчеркнул, что «когда происходят некие провокации, стычки, а порой и войны на религиозной основе, попытки решить все вопросы традиционно, так называемой светской юридической системой, не эффективны, как попытка холодной водой смывать жир».
Викарий отметил, что поиск новых механизмов, который, в частности, выразился в новом законе о защите чувств верующих, как никогда актуален и востребован сегодня в обществе.
Отметим, дискуссия о взаимосвязи и взаимовлиянии религии и уголовного права состоялась в Президентском центре им. Бориса Ельцина в рамках параллельной сессии XIV Международной научно-практической конференции, посвященной памяти М.И.Ковалева «Нравственные основы уголовной ответственности».
Участниками дискуссии также выступили: доктор филологических наук, профессор Уральского федерального университета Маргарита Ковалева; муфтий, председатель Регионального Духовного управления мусульман Свердловской области Радифулла-хазрат (Гиндуллин); директор Санкт-Петербургского института адвокатуры, член Совета Адвокатской палаты Санкт-Петербурга Максим Семеняко; доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Южно-российского института управления РАНХиГС при президенте Российской Федерации Александр Бойко, а также представители зарубежных компаний и научных организаций.